Мотор для надувной лодки должен быть экономичным, легким, компактным (свободно помещаться в багажнике отечественного автомобиля), простым в эксплуатации и обслуживании. В зависимости от модели лодки нужно подобрать мощность двигателя.
На рынке представлено множество моделей ведущих фирм — разработчиков и производителей подвесных лодочных моторов: «MERCURY MARINE», «SELVA», «SUZUKI», «TOHATSY» и др.
С 1990 года популярными среди рыболовов стали двухтактные двигатели. Повысилась экологическая «чистота» двигателя, меньше стало проблем с запуском, и обслуживание может производиться чуть ли не в домашних условиях. Даже знаменитая природ сохранительная организация «Гринпис», ведущая борьбу также и против загрязнения водоемов, на своих лодках и катерах использует двухтактные подвесные моторы.
Ужесточение экологических требований, жесткая конкуренция двух- и четырехтактных двигателей привели к созданию принципиально новых систем управления сгоранием топлива — Ficht и Optimax. В моторах с системами Ficht и Optimax потребление топлива радикально уменьшено по сравнению с моторами, имеющими традиционную конструкцию. Однако пока эти системы устанавливают только на большие и мощные двигатели.
Электрические моторы хотя и уступают бензиновым по мощности, но зато отличаются большей экономичностью (некоторые модели надежно работают от 12 вольт), при работе производят гораздо меньше шума и не загрязняют окружающую среду. Например, электрический мотор «СИГМА» (цветн. рис. 9) имеет 5 передних и 2 задние скорости. Для более эффективной работы предусмотрен специальный кронштейн, который позволяет изменять угол наклона мотора и глубину погружения двухлопастного винта. Установка мотора на деревянной или надувной лодке занимает всего несколько минут. Мотор очень экономичный и не загрязняет окружающую среду.
Владельцам надувных лодок с твердым днищем следует приобрести гидрокрыло для подвесного мотора. Благодаря установке гидрокрыла можно резко повысить параметры эффективной работы надувной лодки на любых режимах ее работы.
Подводное крыло служит для выталкивания судна из воды, что снижает сопротивление движению. Например, даже на малых скоростях движения подводное крыло создает подъемную силу, которая не дает лодке «зарываться» в воду. С подводным крылом лодка легче выходит на глиссирование, обеспечивая постоянный контакт транца судна с поверхностью воды, при этом значительно снижаются потери мощности и расход топлива. Кроме того, важным достоинством подводного крыла является существенное улучшение управляемости лодки в целом. Подводные крылья можно устанавливать на моторы любой мощности вплоть до 500 л. с.