Прежде чем описать работу легавой собаки, которая в пересеченной густыми зарослями местности делает "доклад", необходимо вкратце указать на то, как у собаки развить это столь ценное качество. В лесу и в различного рода мелких частых зарослях легавая собака с широким поиском, работающая с докладом, гораздо быстрее находит дичь и сберегает силы охотника, который тем временем отдыхает на каком-нибудь пенечке или упавшем дереве в ожидании своего четвероногого помощника.
Какими же наиболее простыми и доступными приемами можно обучить собаку делать извещение о найденной дичи?
Прежде всего, еще занимаясь с щенком, необходимо приучить его не брать пищу без разрешения. Для этого, взяв щенка на поводок, подводят его к чашке с едой и со словами "нельзя" выдерживают вначале очень короткое время (1 - 2 мин) а затем, все удлиняя это время, доводят его до 3 - 5 мин. Затем со словом возьми разрешают щенку взяться за столь соблазнительную для него еду.
Когда это приказание щенок будет выполнять спокойно, дожидаясь разрешения словом "возьми", его следует освободить от поводка, но следить за тем, чтобы он без разрешения не прикасался к еде. Когда этот первый урок будет выполняться безукоризненно, щенка следует пускать в комнату, где стоит миска с едой, уже без поводка. Щенок должен, подбежав к еде, не трогать ее, а ждать разрешения. Если же он по горячности не выполнит этого, а примется с жадностью есть, то необходимо сейчас же, пристегнув поводок, сделать ему внушение словом "нельзя" и снова увести в другую комнату. Затем впустить в комнату на длинной бечевке, и, не доходя одного шага до еды, после команды "нельзя" одернуть, и, приговаривая "нельзя, нельзя", продержать несколько минут перед едой. Потом спустить щенка с поводка со словом возьми и разрешить ему взять приготовленный корм.
Переход от одного урока к другому следует делать только тогда, когда предыдущий урок выполняется щенком безукоризненно. Следующий урок должен состоять в том, чтобы около щенка, стоящего перед пищей, никого не было. В этом случае щенок начнет оглядываться и, повизгивая, ждать, когда подойдет его воспитатель и разрешит ему взять корм. Эти занятия надо вести так, чтобы щенок, подойдя к корму и не видя около себя своего владельца, сейчас же бросался бы отыскивать его и своими нетерпеливыми движениями и повизгиваниями знал бы подойти к корму и разрешить его есть.
Затем следует перейти со щенком на работу во двор или какой-нибудь садик и там повторять этот последний урок сначала на открытом месте, а затем спрятавшись где-нибудь за забором или за деревьями. При этом надо добиться того, чтобы щенок, как и в комнатах, не видя около себя своего воспитателя, бросался бы отыскивать его и звать, чтобы получить разрешение съесть корм.
В одно из следующих занятий если уже щенок научился не брать корм без разрешения, задачу можно усложнить. Дайте кому-либо подержать щенка на поводке, а сами отойдите на небольшое расстояние (шагов на двадцать-тридцать), спрячьте какой-нибудь лакомый кусочек. Вернувшись к щенку и спустив его со сворки со словами "ищи, ищи", заставьте его искать спрятанное лакомство. Достаточно понятливый щенок сейчас же бросится по вашему следу и, найдя вкусное лакомство, остановится перед ним. Продержав его как бы на стойке 1 - 2 мин, нужно разрешить ему взять и съесть лакомство.
После того как это упражнение будет проделываться безукоризненно, следует, пустив щенка отыскивать спрятанное лакомство, остаться на месте и ждать, пока он, найдя кусочек, не явится звать вас за собой. Если же щенок, найдя спрятанное лакомство, не удержится и без разрешения съест, нужно указать на его ошибку. В этом случае так же, как и при обучении в комнатах, следует спрятать кусочек сахара или сухаря, затем взять щенка на длинную (метров десять-пятнадцать) бечевку и пойти с ним в известном направлении, приговаривая "ищи, ищи". При подходе к лакомству, когда уже запах сухаря или сахара будет причуян щенком, следует продержать питомца на этом месте несколько минут, а затем со словом "возьми" разрешить решить взять лакомство. Разумеется, щенка нужно погладить и приласкать за выполнение данного ему приказания.
Такие упражнения следует проделывать систематически, каждый день, но не более пяти-шести раз за выход. Полезно также, чтобы щенок отыскивал, а затем подавал всякого рода легкие и удобные для него мягкие предметы, например перчатку, крыло какой-нибудь птицы, а затем и самое птицу. При этом необходимо следить, чтобы, взяв в зубы, щенок не мял подаваемый им предмет.
Следует не забывать, что уроки по подготовке щенка к рапорту (извещению, докладу) должны проводиться в тесном контакте со всеми другими уроками, а затем, когда наступит время - и с занятиями по натаске.
Время, когда следует с собакой начать занятия по выработке у нее доклада, установить заранее нельзя. Все зависит от ее характера, темперамента, послушания и податливости в натаске а главное, от того, насколько во время работы она находится в контакте со своим воспитателем и безукоризненно выполняем его указания.
Как уже сказано, в первое поле, за редким исключением, не нужно позволять собаке ходить в лес и показывать ей лесную дичь. Когда же наступит время дать собаке практику в лесу, тогда и следует заняться с ней по выработке доклада. Если собака непослушна, не приходит на призыв свистком, а имеет склонность бросаться со стойки и гнать дичь, то с ней нет смысла и начинать указанные занятия: благоприятных результатов они все равно не дадут.
Очень существенно, чтобы для выработки доклада собака работала в мелколесье, с густой травой, где непуганые выводки могли бы крепко затаиваться и подниматься из-под стойки собаки поодиночке.
Итак, собака работает в лесу, обыскивая участки направо и налево, особенно старательно проверяя низинки и частые места, где могли затаиться выводки. Спустя короткое время собака, прихватив запах дичи и как бы преобразившись, подняла голову и, вытянувшись, начала жадно ловить чутьем воздух и вдруг крепко замерла на стойке. Дав собаке минуту-другую постоять и тем укрепить стойку, не показываясь, позовите ее свистком к себе. Если же, прикованная волшебным запахом, она все же будет стоять на месте, дайте ей еще несколько раз настойчивый свисток. Знакомый, столь повелительный тон сигнала выведет собаку из оцепенения и заставит ее, несколько попятившись назад, чтобы не спугнуть птицу, пуститься легким галопом искать место, откуда был дан свисток. При подходе собаки необходимо ее приласкать и дать ей указание рукой идти в том направлении, откуда она только что явилась.
Правильный поиск в этом случае больше не нужен, и собака бросится вперед по прямой, встанет на стойку и оглянется, чтобы проверить, тут ли вы.
Пошлите собаку поднять птицу, Если поднимается старка, которую стрелять нельзя немедленно уложите собаку и дайте ей успокоиться после столь приятной для нее работы. Если же поднялся тетеревенок, то застрелите его, затем уложите собаку, возьмите дичь и дайте ее обнюхать собака, чтобы она поняла цель охоты. После этого, пустив собаку в поиск, возьмите еще одного-двух тетеревят, каждый раз отзывая собаку со стойки и таким образом развивая у нее способность к "докладу".
Может быть и такой случай, когда собака, увлеченная манящим запахом дичи, несмотря на призывные свистки, будет не только стоять, но и двинется вперед Видя такое увлечение собаки, следует сейчас же подойти к ней и, взяв на поводок, отвести ее примерно на сотню шагов назад. Затем, так же как и в первом случае нужно показать ей рукой направление и пустить в поиск; когда птица будет взята, собаку надо поощрить.
Темпераменты у собак, а с ними и наклонности к тем или иным действиям при работе по птице могут быть разные Сообразно с этим и приемы по развитию у собак доклада тоже будут разные, и натасчик должен все это учитывать, чтобы добиться благоприятных результатов.
Вот, наконец охотник со своей собакой в лесу. Пройдя в высоком сосновом бору километра два, он видит, что характер леса изменился: пошли большие частые сечи, по закрайкам которых небольшие полянки, а местами попадаются сыроватые низины, заросшие травой.
Выбрав на одном из сухих бугорков удобное местечко, охотник жестом вытянутой руки и словом ищи посылает собаку на поиски дичи, а сам садится и ждет. Ждать приходится недолго; не проходит и получаса, как на легком галопе появляется ваш пес. Радостно повиливая хвостом, с озабоченными глазами он поворачивается обратно и тем же следом, откуда только что пришел, ведет вас, то и дело оборачиваясь, чтобы проверить, следуете ли вы за ним.
Пройдя густой чащей ельника, а затем березовой рощей с осиновым подлеском, собака сбавляет ход и, наконец останавливается в мелком кустарнике с высоким частым папоротником.
Посланная вперед она после нескольких шагов подводки поднимает взлетающую с клохтаньем старку, а затем трех уже по черному перу тетеревят, из которых один становится вашим трофеем. Снова посланная вперед собака срабатывает еще по двум крупным тетеревам, из которых еще один попадает к вам в сетку.
Сев на траву и закурив, вы примерно час ждете, пока тетерева станут собираться и дадут свежий след.
Что может быть восхитительней такой работы собаки с докладом!
Преимущества собак, способных делать доклад, велики. Такие собаки могут работать на очень широком поиске и, следовательно, находить быстрее и больше дичи. Вся работа собаки становится более содержательной, и у охотника не появляется беспокойства, что она может спугнуть дичь. Это качество каждой легавой собаки исключительно высоко и требует всемерного его развития.
Парная работа легавых собак. Под парной работой разумеется не просто одновременная работа двух, хотя бы и очень хорошо поставленных в поле собак.
При работе парой обе собаки должны иметь один и гот же по быстроте ход и обладать примерно одинаковым чутьем. Кроме того, они должны иметь крепкую стойку и равномерную подводку, быть близкими по темпераменту, дружными между собой и весьма дисциплинированными.
Только при наличии таких данных работу собак можно назвать парной и способной доставить охотнику высшее спортивное наслаждение.
Как правило, готовить собак, подходящих по своим качествам для работы в паре, следует не ранее второго поля. Это необходимо уже и поэтому, что определить точно все перечисленные свойства у первопольной собаки не представляется возможным. Ведь бывали случаи, что натаскивались две в высшей степени интересные по своим полевым качествам собаки, но по окончании натаски выяснялось, что для совместной работы в паре они совершенно не подходят.
В этом отношении некоторую параллель можно провести из работы гончих, где хорошим смычком считается не просто работа двух хороших собак, действующих в одиночку, а таких, которые равны по своим полевым качествам и, главное, по ногам. Такая пара собак идет за зверем сомкнутым гоном, не отставая одна от другой даже на незначительную дистанцию.
При парной работе легавых следует заставлять каждую собаку искать самостоятельно, чтобы инициатива в нахождении дичи принадлежал каждой из них в отдельности.
Для первоначальной парной работы необходимо выбирать открытые места. Перед тем как пустить собак, следует уложить их против ветра так, чтобы они смотрели в противоположные стороны, и одновременно указанием руки пустить их в поиск - одну вправо от себя, другую влево. Поиск их должен быть, как и при работе одиночной собаки, "челноком", т. е. на параллелях, перпендикулярно линии движения охотника.
При одинаковой скорости движения собаки будут встречаться как раз против линии хода охотника и, пересекая свои параллели, захватывать все новые места, не мешая одна другой. В случае если одна из собак изменит направление своего хода и пойдет в сторону поиска другой, следует поднятием руки ее уложить, а затем вновь пустить, дав ей указание к правильной работе.
При посылке со стойки необходимо следить, чтобы ни одна из них не отрывалась от другой и не попыталась бы в одиночку подать птицу. В случае если собака не унимается, а забегает вперед своей напарницы, то ее надо пристегнуть за ошейник и легко одернуть, сказав "тише, тише". Иногда полезно на минуту или две уложить ее, а затем снова послать вперед. Особенно внимательно нужно следить за моментом взлета птицы, когда обе собаки должны лечь или же неподвижно стоять на месте. В случае же нарушения одной из них этого правила следует сейчас же одернуть ее бечевкой на месте первоначальной стойки и наказать: стегнуть ременным поводком, приговаривая "лечь". Чтобы в будущем не повторялись подобные случаи, собаки после каждого взлета птицы и выстрела обязательно должны ложиться.