Собаки в цуговой упряжке управляются главным образом голосом; хороший вожак превосходно исполняет несложные условные приказы. Торможение производится короткой толстой палкой (остол, оштол, торил) с острым концом, которую втыкают на ходу впереди нарты между головками полозьев или сбоку под нарту. Для поворота тормозят слегка остолом справа или слева. Можно тормозить также, нажимая на одну сторону нарты или становясь на один из полозьев. Иногда применяют и длинный бич для «поощрения» задних собак. При цуговой упряжке в пути надо время от времени менять местами собак, так как самая тяжелая работа – сзади, «в корню», а передовые утомляются больше лишь при глубоком снеге.
Большое значение для успешной езды имеет хорошая выучка собак, в особенности вожака, который в цуговой упряжке идет впереди, в паре со следующей по качеству собакой; он должен выбирать дорогу, «вставлять» весь потяг, преодолевать препятствия, удерживать других собак от погони за пробегающим зайцем, выполнять приказания каюра. Недаром, некоторые команды прибыли на гонку «Камчадал» только с вожаками, а остальных собак набрали в местном питомнике. А вот наибольшего совершенства в воспитании собак и управлении ими достигли жители якутского и чукотского побережья – русские, якуты и чукчи; они являются лучшими каюрами в мире.
Интересная деталь. При переездах по насту, по подтаявшему морскому льду и по морскому льду с солью собакам надевают чулки из выделанной оленьей кожи с отдельно вшитой подошвой. Чулки стягиваются тесемочкой у запястья. Во время сильных холодов чулки надевать нельзя, так как стягивание запястья приводит к остановке кровообращения. Так как собаки часто съедают свои кожаные чулки, то люди пробовали применять чулки холщевые, но они так быстро изнашиваются, что ежедневно нужна была новая смена. В сильные морозы собакам на паховую область надевают меховые набрюшники.
Во время пути делают остановки на 5 – 10 минут, для непривычных собак через каждые 5 – 10 км, а для втянувшихся в работу – через 15 – 20 км. Через каждые 2 - 4 дня устраиваются дневки.
Вечером, по приезде, собак привязывают к длинной цепи, к которой через каждые 2 м прикреплены короткие цепочки 80 см длины с ошейниками. Привязывать ремнями собак нельзя – они перегрызают или съедают любую кожу. Собаки ночуют на снегу. Для ночевки надо выбирать места, защищенные от ветра и с мягким глубоким снегом, чтобы собаки могли вырыть в нем ямку и укрыться от ветра. В плотном снегу надо вырыть каждой собаке отдельную яму. При продолжительных стоянках следует сделать специальные пещеры в твердом снегу или другие укрытия от ветра.
Кормят собак обычно раз в день, вечером, каждую отдельно. Вес сухого корма на одну собаку в сутки составляет около 800 – 1000 г, сырого мороженого мяса дают от 1,5 до 2 кг. Это количество лимитирует радиус действия собачьей упряжки – в сутки на потяг в 10 собак надо от 10 до 20 кг корма, и через 20 – 40 дней пути собаки могут съесть весь груз, который они везут.
Конечно, собачья упряжка вещь не заменимая и увлекательная… Может, прочитав эту статью, вы поймете, почему люди состоятельные меняют отдых на снегоходах и джипах на собачьи упряжки…Поговаривают, нынче даже в московских газетах нередко можно встретить объявление: купят собачью упряжку или нарты. А успехи зарубежных спортсменов говорят о том, что даже за границей к этому виду спорта есть огромный профессиональный интерес. Это подтвердил нам и Сергей Фролов, один из организаторов и участник гонки «Камчадал», когда он был гостем одной из наших передач.
Андрей ДНЕПРОВСКИЙ