Слово «яхта» переводится с голландского как «охотничий корабль». Первоначально яхтой называлось лёгкое, быстроходное парусное судно. В дальнейшем это определение стало означать любое судно, отличное от шлюпки, приводимое в движение парусом, двигателем или обоими, и используемое для развлекательных прогулок и спортивных гонок.
После второй мировой войны яхтинг приобрёл новый уровень популярности. До 50-х годов прошлого столетия яхты, в основном, строились из деревянных досок, но потом стали применяться новые материалы — стеклопластик, сталь, алюминий и даже армоцемент. Это позволило снизить стоимость строительства яхты.
Современные яхты обладают необходимыми условиями комфорта: на них есть горячая вода, электроосвещение, холодильник, радио и навигационные средства. Интерьер яхты состоит из кают и большого салона, состоящего из камбуза, гостиной и навигационной зоны и гальюна (душ/туалет). Современные яхты обладают большой парусностью, что позволяет им идти против ветра. Все парусные яхты оснащены маломощным двигателем мощностью от 20 до 100 л.с. в зависимости от размера яхты. Средняя крейсерская скорость яхт — 4-10 миль/час. Парусно-моторная яхта — это наиболее экономичный тип лодки, которая может двигаться как с помощью паруса, так и двигателя. Запускать двигатель можно в штиль и при заходе на сложную стоянку, а в остальное время наслаждаться спокойным ходом под парусом.
Моторные яхты идут за счёт двигателя, поэтому они более дорогие. Дизайн моторных яхт сильно отличается от парусных, поскольку они, как правило, строятся под заказчика. Элегантные и комфортабельные моторные яхты класса люкс оснащены такими современными средствами как кондиционер и телевизионные системы, имеют на борту разное оборудование для занятия водными видами спорта (гидроциклы, водные лыжи, снаряжение для подводного плавания и др.).
Выбор российской элиты
Яхтинг — это индустрия состоятельных людей. Вы можете захотеть в одиночку или с минимальным составом обойти вокруг земного шара, или просто жить на воде в шикарном «коттедже», пришвартованном у набережной в любом красивом уголке, доступном вашему судну. Можете с группой друзей раз в месяц вырываться на природу на небольшом удалении от места стоянки, или просто провести недельку под парусами, получая удовольствие от самого процесса яхтинга. А что вам мешает стать исследователем? Превратить своё судно в авианосец, базируя на нём вертолёт или гидросамолёт, и отправиться исследовать интересные уголки земного шара. Проводить время на горных реках со спиннингом, сплавляться по «белой воде», зная, что внизу вас ждёт прекрасная яхта со всеми удобствами, и с которой в любой момент вам доставят всё необходимое или окажут помощь. Такой вид туризм в настоящее время находит всё большее распространение во всём мире.
Если говорить о яхтах суперкласса, то они не могут быть меньше 30 метров. Примером одних из наиболее длинных яхт, находящихся в частной собственности, может служить: «Savarona» (около 124 метров), «Alexander», длиной около 122 метров, «Galeb» — 117 метров и «Cristina O» длиной 99 метров, когда-то принадлежавшая греческому миллиардеру А.Онассису.
Цены на яхты варьируются от суммы в несколько сотен тысяч долларов до десятков миллионов. Стоимость вполне пригодной для плавания яхты составляет порядка 100 тыс. долларов, но те, кто покупают яхты этого рейтинга, вряд ли интересуются эконом — классом. Здесь затраты на порядки выше. Примерно семь лет назад одной из самых дорогих яхт считалась собственность королевской семьи Саудовской Аравии, оцениваемая приблизительно в 110 млн. долл. Позже этот рекорд был побит Романом Абрамовичем. Средства, вкладываемые в «плавающую роскошь» сильно выросли. В противовес размерам и стоимости яхт, возраст их владельцев снижается. Если раньше среднестатистическому покупателю было 45 лет, то в наше время шикарные яхты приобретают уже тридцатилетние.
Если говорить о приобретении яхт нашими соотечественниками, то известно, что во владении у Романа Абрамовича находятся три яхты. Самая дешёвая — «Le Grand Blue», длиной около 108 метров, была приобретена у одного из основателей компании «Microsoft», Пола Аллена, за сумму порядка 90 млн. долл. По специальному заказу, за ту же стоимость, была построена самая меньшая из трёх яхт — «Extasia» (около 86 метров). Учитывая, что годовое обслуживание яхт и содержание команды составляет порядка 10% от их стоимости, то лишь данная статья расходов составляет у российского олигарха более 30 млн. долл. в год. Во владении Владимира Гусинского находится, как минимум, одна яхта длиной 45 метров, над дизайном которой работал высококлассный лондонский профессионал — Д.Спарки. Борис Березовский, видимо, не особо интересующийся данным видом отдыха, приобрёл яхту, хоть и модного класса Manguste, но «всего» за 5 млн. долл. Юрий Шефлер — основатель крупнейшего по обороту производителя водки в России, Группы «SPI», владеет яхтой, построенной в Австралии в середине 90-х годов, стоимостью в 20 млн. долл., находящейся до этого в собственности поляка Р.Франчини.
Одними из наиболее известных производителей моторных супер — яхт являются компании «Fairline», «Riva», «Ferretti», «Pershing», «Princess», «Azimut», «SeaRay», «Regal», «Cranchi». Большинство клиентов этих компаний строят свои «дворцы на воде» на заказ. Этим можно объяснить огромную стоимость такого рода представительских приобретений. Ведь эксклюзивный дизайн, эргономичность, широкий набор технических возможностей (порой даже не всё установленное оборудование используется потом клиентом), отделка из ценных пород дерева или мрамора плюс ручная работа мастеров стоит немалых денег.
Яхт — бум
Пару-тройку лет назад лодка с подвесным мотором в Подмосковье воспринималась как роскошь. Сегодня только в Московском регионе насчитывается до 1,5 тысячи яхт, берега же Клязьминского и Химкинского водохранилищ усеяны причалами, которые вытеснили купальщиков на маленькие островки платных пляжей.
За последние годы в Россию ввезли более 500 яхт и катеров, а рынок услуг подмосковных яхт-клубов по самым скромным подсчётам оценивается в 8 миллионов долларов ежегодно. Ходят слухи, что если все яхты выйдут в московскую акваторию одновременно, то ходить под парусами им будет просто негде. Хотя заметим, что причина «давки» не столько в количестве яхт, сколько в их размерах. Во всём мире для длительных путешествий по внутренним водам используют довольно-таки тихоходные, с маленьким расходом топлива суда. По словам же сотрудника одного из московских яхт-клубов, большая часть лодок, находящихся сейчас на Клязьминском водохранилище, — это скоростные океанические яхты длиной более 7 метров. Весь мир шутит о любви русских к большому размеру.
Так что, российские яхтсмены, как из соображений политкорректности, так и с точки зрения удобства обречены на моторки. Наиболее дорогие судна россияне предпочитают держать в Средиземном море. Воды больше, инфраструктура яхтинга лучше.
Несмотря на это, возможности ближайших к Москве водохранилищ практически исчерпаны, а владельцы существующих в этих водах яхт-клубов устанавливают заоблачные цены на обслуживание. Содержание средней по величине яхты выливается в среднем от 3 до 6 тысяч долларов в год.
В общем, зимнее время может иметь совершенно разные варианты для вас и вашего судна. Яхта может пережидать холода, стоя на стенке рядом со своей постоянной стоянкой, отстаиваться в незамерзающем порту за границей, находиться в удобном для вас месте в любой точке мира. Например, на Средиземном море, либо на тихоокеанских островах в Южном полушарии, куда вы захотите прилететь на отдых или предоставить судно для своих друзей.
Объяснять увлечение яхтингом московских бизнесменов пристрастием к парусному спорту будет не совсем верно. Условно владельцев лодок можно разделить на настоящих поклонников яхтинга и на тех, кто примкнул к этому сообществу из соображений престижа. Ведь собственная яхта — это билет в высшее общество, и свидетельство финансовой состоятельности владельца.
«Парусный спорт — это борьба с природой, со стихией и самим собой. И качества, приобретённые в море, очень помогают в жизни, в том числе деловой. Многие сильные мира сего занимаются именно парусным спортом. И вопросы решать с ними намного легче именно на яхте», — говорит российский бизнесмен, владелец парусной лодки. Однако серьезно заниматься парусным спортом готовы не многие. Гораздо более популярен расслабляющий яхтинг, когда со шкипером вы курсируете от одной пристани к другой, то, останавливаясь на приглянувшейся полянке, то, заглядывая в модный ресторан какого-либо яхт-клуба. Членство в яхт-клубе получить просто — достаточно быть судовладельцем, имеющим в личном пользовании катер, яхту или мотолодку с надлежащим образом оформленными документами.
«Вообще-то, Москва — малоподходящее место для занятий яхтингом, — считает Илья Стрегунов, член одного из подмосковных яхт-клубов. — Сезон короток — 3-4 месяца в году, да и воды маловато. Ну, разве сравнишь Клязьминское водохранилище с морем?» Собственная яхта предполагает множество дополнительных расходов: её нужно где-то хранить, время от времени ремонтировать, менять паруса. Ну а использовать её по прямому назначению вы сможете лишь несколько месяцев в году.
«Для подмосковной воды больше всего подойдёт небольшая яхта — около 7 метров в длину, быстроходная и маневренная, — рассказывает Сергей Привалов, мастер парусного спорта, предприниматель. — Последнее качество особенно важно, так как водные пространства у нас небольшие. Также нужно обратить внимание на высоту мачты. Чтобы яхта свободно проходила под мостами и линиями электропередач, её высота не должна превышать 14 метров».
Многие эксперты отмечают, что большинство владельцев яхт в Москве уже насытилось хождением по местным водам. Пересечь акваторию любого из подмосковных водохранилищ скоростная яхта может приблизительно за пять минут, а целые сутки проводить в дрейфующем режиме быстро надоедает. С прошлого года яхтсмены начали осваивать дальние маршруты: на Балтику, Волгу и Каспий, в Сочи, на Ладогу и Онегу.
Аренда яхт
В связи с тем, что дорогостоящая яхта нужна её владельцу скорее для имиджа, чем для частого её использования, в мире широко распространена такая услуга, как аренда яхт. Не каждый владелец согласится пускать на борт своего судна посетителей, однако многие частные яхты сдаются на любой срок, чтобы окупить годовые расходы на обслуживание и содержание команды. Так что яхту можно взять напрокат на время отпуска, и отправиться бороздить моря и океаны в гордом одиночестве или под руководством профессионального шкипера.
И у нас в стране, и в Европе предложений и маршрутов великое множество. Летом удовольствие стоит дороже, чем весной или осенью. Недельный поход по озёрам Ирландии может стоить от 500 долларов за небольшую яхту ранней весной до 2500 долларов за 35-футовую парусную шхуну в разгар сезона. Верхней ценовой границы не существует, комфорта может быть бесконечно много. Так, например, стоимость недельной аренды 40-метровой яхты с шестью отдельными каютами для гостей составит 160 тыс. долл. Для семидневного чартера на легендарной яхте «Christina O», имеющей возможность разместить 36 гостей в 19 каютах, размер трат начинается с 315 тыс. долл.
Аренда, чартер или фрахт яхт — это один из немногих видов отдыха, органично сочетающих в себе свободу уединения, передвижения и комфорт
В Москве и Подмосковье действует около десятка крупных яхт-клубов, предоставляющих парусные суда в аренду вместе со шкипером. Плата за такое удовольствие начинается со 100 долларов и зависит от характеристик арендуемой яхты, длительности прогулки и уровня яхт-клуба.
Яхт-клубы Москвы и Подмосковья
Яхт-клубы «МГУ», «Химик», «Неопик», «Химмаш», «Маяк», «Вымпел», «Чайка» — небольшие патриархальные клубы, которых не коснулись ещё денежные инвестиции, и все незначительные перестройки осуществлялись силами яхтсменов. Отсутствие многих благ цивилизации компенсируют низкие цены на стоянки.
Клубы «Спартак», «Аврора», «Нептун», «Водник», «Буревестник», «Труд» — расположены на берегах Клязьминского водохранилища, почти вплотную друг к другу, в 5-8 километрах от кольцевой дороги по Дмитровскому шоссе. Все они реконструированы и предлагают владельцам яхт современный уровень сервиса.
Международный яхт-клуб «Спартак». В клубе 120 стояночных мест, для парусных яхт всех классов действует система льготных цен на стоянку. На территории клуба есть несколько зон отдыха: небольшой бассейн, танцплощадка, место для пляжного волейбола. Над рестораном расположена небольшая гостиница на 5 номеров.
Почти полностью перестроен клуб «Аврора». Возможность стоянки и сервиса обеспечивается для моторных и парусных судов размером до 90 футов (30 метров). Стационарные и наплавные пирсы могут принять до 100 моторных катеров и парусных яхт. Однако стоянку нужно заказать заранее. По соседству расположен отель «Holiday Inn» 4-звездочный. На территории клуба имеются ресторан и комфортабельный пляж. Отличительной особенностью яхт-клуба является наличие магазина морских товаров. Здесь можно приобрести дельные вещи, морские сувениры, специальную одежду, купить подвесной мотор и даже яхту.
Береговая линия яхт-клуба «Нептун» превратилась в небольшую, но вполне современную марину для 25 яхт и катеров размером до 50 футов. Есть площадка для мини-гольфа. Собственные катера и парусные яхты клуба летом сдаются в чартер. Есть ресторан, аквапарк, подходит к концу реконструкция двух небольших гостиничных комплексов.
Особенность клуба — наличие собственной производственной базы. Кроме мелкого и косметического ремонта катеров, здесь можно сделать полное переоборудование судна и даже заказать постройку яхты по индивидуальному проекту. На базе «Нептуна» проходят занятия Московской парусной школы: обучение управлению парусными и моторными судами тех, кто хочет иметь права яхтенного капитана.
Парусный клуб «Водник» в последние годы приобрёл репутацию модного места отдыха. С 2004 года инфраструктура «Водника» работает только для членов клуба, их гостей и корпоративного отдыха. Две гостиницы, есть боулинг, бильярд, сауна, мини-гольф, пляж и открытый бассейн с подогревом. Стояночные места на 100 судов, разумная арендная плата и демократичность.
Благоустроенная гавань «Буревестника» позволяет принимать до 250 корпусов размером до 100 футов и считается на сегодняшний день самой дорогой в Подмосковье. Хотя официально до сих пор она носит название «Студенческого яхт-клуба», цены здесь очень «взрослые» и являются конфиденциальной информацией. Клуб закрытый, для своих. Есть кают-компания с каминным залом, фитнес — центр, вертолётная площадка. Здесь же располагаются летние офисы многих компаний по продаже катеров, моторных яхт, аквабайков, аксессуаров, спортивной и специальной одежды.
Небольшой, но уютный клуб «Труд» с современными причалами для владельцев парусных и моторных яхт, которые не любят шумных тусовок. Отсутствие дополнительных развлечений гарантирует тишину. Правда, несколько раз в год здесь проходят парусные регаты, и тогда пирс полон гостей.
Яхт-клуб «Галс» — небольшой закрытый клуб на 25 больших моторных лодок размером до 65 футов. Рядом идёт строительство «Галса-2» с причалом на 70 катеров и яхт. В новом клубе появились гостевые домики, бассейн, баня, ресторан и вертолётная площадка. В «Галсе-2» будет проводиться более демократичная политика, а за «Галсом» останется привилегия закрытого элитного клуба. Кстати, он не объявляет заоблачных цен на стоянку, поэтому свободных мест в «Галсе» нет.