История фирмы Bavaria не уходит корнями в седое прошлое. Менее 30 лет назад предприимчивый немецкий бизнесмен, свернув принадлежавшее ему стекольное производство, вложил средства в новое для себя дело. Он построил в поле, на окраине небольшой деревушки с неблагозвучным нашему уху названием Гибельштадт, неподалёку от города Вюрсбурга, верфь по производству парусных яхт. Изначальная ориентация верфи на массовое производство по образцу автомобильного сразу выделила Bavaria Yachtbau в ряду аналогичных производителей и заставила говорить о ней скорее как о яхтенном заводе. Ясная концепция, грамотная организация производства и обоснованное привлечение инвестиций сделали своё дело, и выпустивший в 1978 году свою первую 7-метровую яхту завод, увеличившись многократно, обеспечил в 2003 году около 25% общемировой продажи парусных яхт. Более двух тысяч(!) клиентов получили в минувшем году по новенькой лодке.
В настоящее время на территории площадью 15 га в прекрасно освещённых цехах общей протяжённостью около 750 метров трудятся по 39 часов в неделю 620 сотрудников. Здесь не встретишь человека, эскизирующего карандашом на листке бумаги или подгоняющего шаблон переборки в корпусе, — всё изготавливается в строгом соответствии с заранее точно рассчитанными проектными чертежами и технологическими картами.
К слову сказать, верфь не имеет собственной конструкторской базы. Новые модели яхт инженеры Bavaria разрабатывают в тесном сотрудничестве с коллегами из югославской фирмы J&J design, доверяется им и полный комплекс инженерной проработки. Технологическая же подготовка производства проводится уже на верфи.
Производственные цеха Bavaria насыщены сложным высокотехнологичным оборудованием. К примеру, весь процесс нанесения лакового покрытия на изделия из дерева осуществляется на одной линии. Восемь слоёв лака с промежуточной шлифовкой и просушкой в разных температурных режимах наносятся в течение четырёх часов автоматически, в строгом соответствии с технологической картой. Сложнейшие ЧПУ-станки позволяют с филигранной точностью изготавливать непростые изделия. Даже все отверстия в палубе и корпусе прорезаются единовременно автоматически, и на конвейере идёт только сборка без разметки и подгонки деталей.
Использование поточного метода изготовления при широком многообразии проектов накладывает некоторые ограничения. Хотя завод никогда не работает «на склад», и каждая лодка с первого уложенного полотна стеклоткани уже имеет конкретного заказчика, постройка идёт по строго утверждённому серийному проекту, не допуская никаких вольностей планировки. Это позволяет вести работы по трём направлениям: изготовление корпуса, палубы со всеми приспособлениями и даже электропроводкой и элементов мебели идёт параллельно в разных цехах, и встречаются они одновременно на сборочном конвейере. Благодаря такому подходу парусная яхта производится от момента выклейки корпуса до погрузки на трейлер и отправки заказчику в среднем за 10 дней.
Bavaria Yachts работает с одними и теми же производителями оборудования, используя их проверенные временем изделия, такие как дизели Volvo-Penta, навигационное оборудование Raymarine, лебёдки и оборудование Harken, люки и штурвальные колонки Lewmar, паруса Elvstrom, многие годы не меняя надёжных поставщиков. Мачты с вооружением, тиковое покрытие палуб, фальшкили и некоторые другие узлы также заказываются специализированным предприятиям, а на заводе лишь монтируются.
Лишь в 2000 году с новой торговой маркой BMB (Bavaria Motor Boats) предприятие вышло на новый для себя рынок моторных яхт. В настоящий момент это наиболее динамично развивающееся направление производства, под которое выделен отдельный сборочный конвейер. В линейке BMB — 8 моделей прогулочных и круизных лодок на базе 4 корпусов от 25 до 37 футов длины. Прочные, удобные и недорогие лодки BMB пользуются высоким спросом, и производство их непрерывно расширяется.
В 2003 году фирма Bavaria Yachts имела годовой оборот 177 млн. евро, уступая по этому показателю среди производителей парусных яхт только концерну Bennetau-Jannue после их слияния. В текущем году планируется сдать заказчику 2 500 парусных и около 400 моторных яхт, и это далеко не предел производственных возможностей предприятия. Каждый работник производит в год продукции более чем на 300 тыс. евро, превосходя по этому показателю ближайших конкурентов, как минимум, в два раза. При всём при этом цена яхты Bavaria на 10-30% ниже их аналогов, что не отражается на качестве. Как говорит директор производства фирмы г-н Рудольф Мюллер: «Наш девиз: наивысшее качество за разумную цену».