Узлы жизни - звучит пафосно, если Вы узнаете что речь пойдет всего лишь о трех морских узлах. Бывалые, "морские волки" сразу могут закрывать эту страницу, эта статья не для них. Для тех же кто не испугался пафоса позволю себе дать один совет - выучите три основных морских узла задолго до того как Вы в первый раз шагнете на борт лодки. Думаю у многих возник вопрос - Зачем ? Меня пригласили просто покататся на яхте, я не член экипажа, я турист. Так то оно так только не надо забывать - любая стихия, а водная особенно готовит множество сюрпризов, и не извсестно кому выпадет жребий испытать один из них на себе. Ну и не обязательно думать о плохом, а вдруг Вы "заболеете" яхтингом и ступив на борт яхты юнгой, пожелает после первого похода стать как минимум Competent Crew ( компетентный член экипажа - первая ступень подготовки в яхтенных школах ) - вот и пригодится "домашняя заготовка".
Совет: Любой узел который Вы учите завяжите без ошибок десять раз подряд не глядя на картинку. Можно считать что Вы его освоили. Но не забывайте – повторение мать учения.
И так начнем. Первый узел который Вы должны выучить называется «Беседочный», еще его называют «узлом всех узлов». Вот что по этому поводу говорит Википедия «По археологическим свидетельствам, беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам уже 5000 лет назад [1]. Наиболее раннее известное описание узла встречается в учебнике по морскому делу Джона Смита, изданному в 1629 году. Название Беседочный произошло от русского морского термина «беседка» — небольшой деревянной доски для подъема человека на мачту или опускания за борт судна. Другое название узла, восходящее к английской морской традиции — Булинь. Булинь в общем случае это снасть (веревка) для оттяжки нижнего края парусов. Снасть крепится "булиневым узлом", или просто "булинем"."
Где применять «Беседочный узел» :
- Для крепления верёвки к кольцам, проушинам, и пр.
- Для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, и пр.).
- Широко используется как спасательный узел, так как его возможно обвязать вокруг себя одной рукой.
- Используется для страховки или поднятия людей.
Стоит заметить что узел универсален, к примеру англичане-мореходы используют его практически для любых целей и не приемлют, мало того, запрещают использовать другие узлы в морском деле. Узел не затягивается намертво под нагрузкой , не развязывается, единственное замечание – может ползти под переменной нагрузкой. Для страховки лучше завязать свободный конец контрольным узлом. Стоит остерегаться не верно завязанного «Беседочного узла» - в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами ("обхватывающая петля" огибает один из концов петли, а не грузовую веревку). Такой узел выглядит как правильно завязанный, но не держит нагрузку и легко развязывается.
Узел вяжется следующим образом:
Следующий узел – "Выбленочный узел" . В яхтенном деле очень часто используется для крепления кранцев, креплению предметов с гладкой, округлой поверхностью. Может ползти при переменной нагрузке, лучше фиксировать свободный конец дополнительным стопорным узлом. Учите, учите, учите, не сомневаюсь что капитан перед швартовкой с удовольствием погоняет Вас по палубе командой – вязать кранцы по правому ( левому борту ). Хорошо если команда будет отдана заблаговременно, а если причал вот он уже … а еще новичкам всегда страшно уронить кранец в воду, что добавляет нервозности и суматохи. Он конечно не утонет, но отрабатывать команду «Человек за бортом», тоже дело не из веселых.
Узел вяжется следующим образом:
Кранцы привязали? Замечательно. Швартуемся, финальная фаза – крепим швартов. Как правило швартов заводится на берег «серьгой» ( т.е. обводится об причальные устройство к примеру рым ) и возвращается на лодку и вот здесь нам понадобиться закрепить его за утку ( нет это не птица, это достаточно простое и в тоже время надежное приспособление для крепления швартов ).
Выглядит это следующим образом :
Вот и все. Вернее не все. Узлов есть огромное количество, простор для совершенства открыт, но выучив как минимум вышеперечисленные. Вы будете чувствовать себя более уверенно в морском путешествии.