Волна яхтенного бума достигла Украины. Несмотря на экономический кризис спрос на активный отдых не только не упал, но есть стабильная тенденция к росту.
Не секрет что количество яхтенных школ в Украине буквально за пару лет возросло в несколько раз если в 2007 году была всего одна школа , то сейчас уже десятки яхтенных школ предлагают свои услуги по обучению яхтенному мастерству.
Для кого эти школы ?
Конечно, если Вы просто решили провести недельный отдых на яхте, то смысла в обучении нет. Для этого нужно только желание. Другое дело – опробовав себя в качестве мореплавателя, Вы «заболели» яхтой, морем и свободой. Вот теперь Вам надо в яхтенную школу.
Какую школу выбрать ?
На сегодняшний день можно выделить три методики обучения:
IYT (International Yacht Training)
американская методика обучения. Компания International Yacht Training Fort Lauderdale основана в 1998 в США, за 11 лет по программе IYT подготовлено более 14000 человек. Система обучения получила широкое распространение в мире благодаря своей демократичности и гибкости. IYT выдает локальные лицензии на обучения региональным представительствам и Вы сможете обучатся на родном языке, возможно даже в своем городе. Существует несколько ступеней подготовки:
-
International Crew Certificate ( BASIC)
-
Radio Operator/Communications Certificate
-
International Bareboat Watchkeeper/Basic Flotilla Skipper Certificate
-
International Certificate Of Competence
-
International Bareboat Captain/Skipper Certificate
-
IYT Yachtmaster Coastal
-
IYT Yachtmaster Offshore
-
IYT Yachtmaster Ocean
-
S.T.C.W.`95
Если Вы планируете брать лодку в самостоятельный чартер ( bareboat charter ) за рубежом, где-нибудь в Турции, Греции, Хорватии и т.д. то стоит детально рассмотреть данную методику и выбрать подходящую для Вас школу для обучения. Сертификат IYT принимается практически всеми чартерными компаниями мира. Обучение может происходить поэтапно, к примеру сначала проходите обучение по курсу International Crew Certificate ( минимально возможный уровень ) затем практикуетесь в составе опытного экипажа, когда почувствуете в себе силы – беритесь за International Bareboat Captain/Skipper Certificate ( с этим сертификатом Вы уже сможете самостоятельно брать лодку в чартер) . Такой подход наиболее приемлем, т.к. полученные знания подкрепляются практикой и целостное усвоение пройденного обучения дает наилучший результат. Но есть и недостаток – время затраченное на такое обучение. Скорее всего Вам придется потратить не один яхтенный сезон дабы получить желаемый сертификат.
Практически всех яхтенные школы предлагают своего рода экспресс-курс. Как правило такой курс рассчитан на две недели и включает в себя как теоретические занятия так и практическое обучение. Обучившись и сдав экзамен, Вы теоретически уже может брать лодку в самостоятельный чартер. Но я б не торопился, опыт очень важный фактор в любом деле, а в яхтинге он практически бесценен. Поэтому как минимум пару недельных выходов в море ( озеро) с опытным шкипером – считайте обязательным условиям закреплением пройденного.
RYA
Английская методика обучения. Английская школа мореплавателей заслуженно считается самой сильной. Корни школы уходят далеко в историю, Великобритания издавна славилась своим флотом, военным и гражданским. Именно в Англии прошли первые яхтенные регаты, а Королевский яхт-клуб – образец для подражания, стать его членом, наверняка, мечтает каждый шкипер.
Уровень подготовки серьезный, не надейтесь что раз Вы заплатили деньги то сертификат у Вас в кармане, не едины случаи когда кандидатам приходилось сдавать экзамен несколько раз прежде чем подтвердить свою квалификацию сертификатом. Наверное самым большим недостаток яхтенной школы RYA можно считать – английский язык обучения.
Вся учебная литература, методики да и само обучение происходит на английском языке, школы обучающие по методике RYA находятся в Англии, еще один существенный барьер. Но за то получив сертификат RYA Вы можете по праву считать себя достойным носить гордое звание – Шкипер
Украинский сертификат
Условия получения, регламент, требования к кандидатам, курс обучения, прием экзаменов – все это компетенция «Государственной речной инспекции по безопасности судоходства Украины».
Именно на базе требований данной организации строятся методики обучения в Украинских яхтенных школах. Существует понятие квалификационных званий которые могут быть присвоены кандидатам после успешной сдачи экзаменов, а именно:
-
яхтенного рулевого 2-го класса - яхтсменам, достигшим 18-ти летнего возраста, имеющим стаж занятий парусным спортом до одного года и плавательный ценз около 200 миль, сдавшим практические испытания по управлению яхтой с парусностью до 30 кв м и длине яхты до 7 м и теоретические испытания по программе рулевого 2-го класса;
-
яхтенного рулевого 1-го класса присваивается рулевым 2-го класса, имеющим стаж безаварийного плавания в качестве помощников капитана не менее двух навигаций, плавательный ценз не менее 1000 миль, сдавшим практические испытания по управлению яхтой с парусностью от 30 кв.м до 80 кв м и длиной яхты от 7 до 12 метров и теоретические испытания по программе рулевого 1-го класса;
-
яхтенный капитан присваивается рулевым 1-го класса, имеющим стаж безаварийного плавания в качестве капитанов яхт или их помощников не менее двух навигаций, плавательный ценз не менее 2000 миль, сдавшим теоретические и практические испытания по программе яхтенного капитана.
судоводитель присваивается лицам, достигшим 18-ти летнего возраста, имеющим собственную или арендуемую моторную яхту, катер, сдавшим теоретические и практические испытания по программе судоводителя.
Для самостоятельного управления маломерным судном Вам понадобится квалификация как минимум Яхтенного рулевого 1-го класса. Замечательно то что Украинский сертификат принимается пусть не всеми но большинством чартерных компаний за границей. Т.е. если стоит задача максимально удешевить процесс получения судоходных прав то конечно стоит пройти обучения именно по данному варианту. К тому же тем кто планирует ходить по внутренним водам Украины, на много полезнее именно национальный курс обучения, т.к. в нем уделяется много внимания (лоция) местной специфике.
Не следует заблуждаться что наш сертификат получить легче чем тот же IYT. Экзамен принимают не преподаватели школ а представители инспекции. Если у Вас нет плавательного ценза то рулевого 1-го класса Вам не видать. Надо будет отучится на яхтенного рулевого 2-го класса, находить ценз и в следующем году, проходить курс обучения и сдавать экзамены на 1 класс.
Как же правильно обучится яхтенному мастерству ?
Однозначного ответа нет. Здесь каждый должен подбирать для себя наиболее выгодный ( как в экономическом так и в тактическом плане) подход. Можно дать лишь общие рекомендации:
-
Определите для себя приоритет. Для чего Вам нужен сертификат, для чартера? Тогда наверное стоит смотреть в сторону IYT, для хождения по внутренним водам тогда скорее всего стоит пройти Украинскую школу. Есть цель основательно заняться яхтингом – учите английский и в RYA.
-
Основательно подойти к вопросу выбора школы ( не методики ). Постарайтесь получить отзывы тех людей кто уже обучался в данной школе, хорошо если источник будет не один.
-
Рассмотрите вариант комбинированного обучения. Зимой учитесь в Украине, получаете яхтенного рулевого 1-го класса, весной отправляйтесь в теплые края на обучение по IYT. Если проявите усердие и старание то вполне возможно что за один сезон Вам удастся не только получить International Bareboat Captain/Skipper но и в добавок пройти хорошую морскую практику.
И самое главное – никакое теоретическое занятие не заменить хождения под парусом. Практика и еще раз практика, получив заветную бумажку но не имея реального опыта, не рискуйте самостоятельным выходом. Лучше еще пару раз пройдитесь юнгой с опытным шкипером, почувствуйте в себе силы и тогда уж в самостоятельный поход.