Основные составляющие яхты.
Корпус – собственно основа всей яхты, на которую крепятся, клеятся, привинчиваются различные детали и оснастки.
Условно ( почему условно потому что в зависимости от размеров, типа яхты детали корпуса могут быть различными ) корпус можно разделить на
Чем отличается яхта от лодки? Или скорее так – без чего яхта не может обойтись в отличии от лодки – киль.
Киль - большое перо прикрепленное к днищу яхты. Основное назначение – не дает лодке дрейфовать ( скользить ) по ветру.
Вторая , не мало важное задача киля – не дать лодке опрокинутся под воздействием ветра, а это значит что киль должен быть еще и тяжелым, для чего нижняя часть киля отягощается балластом.
У не больших лодок ( в основном предназначенных для хождения по рекам и озерам ) вместо киля часто устанавливают шверт.
Шверт – выполняет те же функции что и киль, но есть возможность его поднимать ( шверт поднимается в т.н. швертовый колодец, расположенный в корпусе яхты ) и опускать. Т.е. яхта с поднятым швертом может проходить мелководье, швартоваться практически к берегу.
Мачта – основа для парусного вооружения.
Сама мачта крепится к корпусу яхты, для дополнительной устойчивости укрепляется растяжками ( металлическими тросами ) – с носа на топ ( верх мачты, в таком случае парусное вооружение называют топовым, он также может крепиться и на 3/4 или 7/8 высоты мачты) уходит форштаг, с кормы ахтерштаг, с обоих бортов – вантами.
Ванты крепятся не только к топу мачты, а также несколькими горизонтальными планками ( краспицами ) к самой мачте.
Для чего нужна мачта ?
К мачте крепится основной парус лодки - грот.
Нижняя часть грота удерживается гиком.
Гик горизонтальная планка прикрепленная к мачте.
Гик может свободно вращаться вокруг мачты в горизонтальной плоскости, что позволяет поворачивать грот под необходимым углом к ветру.
Чтобы при подъеме грота гик не поднимался вверх и не уменьшал площадь паруса он удерживается в горизонтальном положении оттяжкой гика – как правило это синтетический трос с одной стороны он крепится ближе к середине гика, с другой к корпусу лодки.
При помощи стопорных устройств можно увеличивать или ослаблять оттяжку гика, регулируя тем самым полноту паруса. В сильный ветер оттяжку гика максимально выбирают делая парус на сколько это возможно плоским, в слабый наоборот дают слабину увеличивая прогиб грота.
Стаксель – передний парус, крепится к форштагу ( помните что такое форштаг ? трос уходящий от носа на верх мачты )
У парусов ( как у грота так и у стакселя ) есть шкаторины. Если рассматривать парус как треугольник то шкаторины это стороны треугольника:
-
Передняя шкаторина – у грота идет вдоль мачты, у стакселя вдоль форштага
-
Нижняя шкаторина – нижняя сторона паруса (у грота идет вдоль гика)
-
Задняя шкаторина – ну здесь то ничего и не придумаешь, задняя шкаторина
Следующие три составляющие паруса – углы:
-
Фаловый угол – угол образуемый передней и задней шкаториной
-
Галсовый угол – угол образуемый передней и нижней шкаториной
-
Шкотовый угол – угол образуемый задней и нижней шкаториной
Открываем картинку, изучаем, запоминаем.