Идея заняться яхтингом захватила меня прошлым летом когда отдыхая в Польше на Мазурских озерах я увидел множество яхт бороздящих водные просторы Мазур. По приезду в Киев прошел практикум на Киевском море, осенью записался в яхтенную школу. С успехом закончив которую получив удостоверение яхтенного рулевого 1 класса. Этого уже было достаточно для того чтобы самостоятельно брать лодку в чартер, именно эту цель я преследовал начиная обучение.
Но. Во первых у меня не было морской практики, во вторых хотелось получить знания у опытного наставника. Начал поиски. Конечно же в интернете. Перелопатив довольно большой объем информации остановил свой выбор на школе Гокова, в Турции, обучающую по американской программе IYT. Сертификаты данной школы признанны во всем мире, виза в Турцию не нужна, отзывы положительные, цена конкурентная. Написал запрос по e-mail и дополнив его SMS по указанному на сайте номеру стал ждать. На удивление быстро пришел ответ на SMS - я в море по приходу отвечу. Подпись Джим Гокова. Запрос был составлен на английском. Сразу замечу, мой английский очень далек от совершенства. Были большие сомнения по поводу того к какому инструктору идти. В школе Гокова на сегодня работает 3 русскоязычных инструктора, можно было подбирать дату под них. Однако Джим предложил очень заманчивый вариант - участие в двух дневной Мармариской регате (не путать с знаменитой осенней регатой ), после чего 5 дней обучения под его руководством. О большем и мечтать не мог. О моем слабом английском я уже и не вспоминал.
Дата определена 19-26 апреля. Ко мне присоединился товарищ с которым занимались в Киеве. После не продолжительной переписки наши фамилии появились в букинг плане школы, а Джим поверив нам на слово, не стал требовать предоплаты, мы рассчитались за обучение по приезду. Не спешно занялся поиском авиабилетов. Ближайший к Мармарису аэропорт - Даламан. Прямых рейсов с Киева нет. Чартеры летают только в сезон. Регулярные авиалинии предлагают вариант добраться в Даламан с пересадкой в Стамбуле и обратно в Киев по той же схеме (цена порядка 1000$ на апрель 2008 ). Обзвонил туроператоров в надежде найти чартер - вариант один до Анталии, и то, билеты продадут за 3-5 дней до вылета если такие останутся после формирования туристических групп. Вообщем лотерея. Об общении с нашими турагенствами можно написать отдельный опус. Я опущу детали. Скажу только что в конце концов мы купили тур в Анталию по цене 552 $ с подходящими для нас датами, это оказался наиболее бюджетный вариант добраться туда и обратно.
Пятница 18 апреля 2008 года
Сонный Борисполь встретил нас сказочным восходом солнца. Настроение отличное - впереди неделя о которой мечталось длинными зимними вечерами. Удачный взлет, 2 часа 20 минут полета, мягкая посадка и мы уже в Турции. Не продолжительный торг с таксистами не дал результата, для того чтоб добраться до автовокзала цена фиксирована - 30 $. Еще предлагался вариант доставить нас прямо в Мармарис - 200 евро. 9:45 Автовокзал. Узнали что нам нужен перевозчик "Памукале" билет до Мармариса стоит 32 лиры (курс на момент нашего прибытия был 1 $= 1.38 лиры, к отъезду упал до 1.20 , апрель 2008 ), отправление в 10:30, время в пути около 6 часов. Автобус - комфортабельный мерседес, с климат-контролем, в дороге предлагают чай, кофе. Каждые полтора, два часа остановка, в том числе на минут 20 у кафешки где можно пообедать. Честно сказать я побаивался именно этого участка пути, почти вся дорога проходит в горах, серпантины сменяются один за другим, так долго в автобусе я еще не ездил, в машине пожалуйста, а автобус был для меня транспортом не изведанным. Как к нему отнесется мой организм?
Страхи оказались напрасными, конечно усталость чувствовалась по прибытию, но все это ерунда ведь наконец мы очутились в яхтенном раю - в марине Нэтсэл. Официально старт нашего обучения завтра, но Джим любезно разрешил заночевать на яхте и не тратится на отель. Довольно быстро нашли лодку. Джима Гокова ( как и его лодку по-моему знает весь Мармарис, и не только Мармарис, забегая веред скажу: в какую б марину или глухую деревушку мы не заходили его везде встречают как лучшего друга. Да оно и не мудрено, неоднократный победитель всевозможных регат, основатель первой в Турции международной яхтенной школы, тренер женской сборной Турции по парусному спорту, титулы и регалии можно перечислять очень долго. Я впервые в жизни увидел такое количество наград, медалей и ценных подарков – оказавшись у Джима в гостях. Но это будет позже, а пока разинув рот и впав в состояние транса от такого количества великолепных ПАРУСНЫХ яхт мы неспешно шли по понтону к нашей яхте. Сразу бросилось в глаза – лодки открыты, навесные двигатели, паруса, оборудование, все оставлено без боязни что хоть какая-то мелочь пропадет. Культура ? Воспитание ? Менталитет ? У нас хоть когда-нибудь будет так ?
Вот он торжественный момент. Нога робко становится на борт. Восторг и неописуемое чувство того что твоя мечта все ближе к реальности переполняет и окрыляет. Суматоха расселения, нам опять повезло ( или мы заслужили это ) мы на лодке одни. Это радует, не столько в бытовом плане, сколько в плане подготовки. Шкоты и штурвал нам нужно будет делить только на двоих, что не может не радовать, ведь опыт - основная цель нашей поездки. Легкий ужин в ресторане с видом на марину. Даже прохладный ветерок не заставил уйти с летней террасы, так велико было желание насладится прекрасными видами. Яхты, яхты, яхты …
Суббота 19 апреля 2008 года
Подъем, знакомство с санитарно-гигиеническими условиями быта в марине – чисто, аккуратно. В душе играет легкая музыка. Но пора и позавтракать. Пожалуйста, прямо у пирса несколько ресторанчиков, не плохой завтрак за 15 лир ( 60 грн. ), дабы дальше не отвлекаться на гастрономические темы скажу о ценах на питание. Мясо (рыба) с гарниром + салат + бокал пива = 30-50 лир (120-200 грн ) в зависимости от пафосности заведения, цены на продукты в магазинах на процентов 20-30 дороже Киевских. Мы в ожидании выхода в море. Регата в которой мы будем сегодня участвовать проводится раз в 2 месяца, в бухте Мармариса. К 9-30 собирается команда. Помимо нас двоих, Джим, хрупкая девушка (шкипер на время гонки, кстати,отлично справилась), молодой хлопчик лет 14, наш баковый – замечательный весельчак и балагур, сотрудник школы и фотограф ( кличка папарацци ). Мне поручено выходить из марины, не оплошал. Надо заметить что лодка ( специальный гоночный проект разработанный Джимом, сделана в Италии в 2006 году ) великолепно слушается руля, управлять одно удовольствие. Ставим паруса. Я отвечаю за ползун гика-шкота. Ничего сложного, единственное к чему надо было привыкнуть это команды на английском языке.
Это потом, когда подсознание зафиксировало что «изи» - это травить, «пул» набить, «винч» лебедка и т.д. было просто. Ну а в первые дни ( именно дни гонки ) иногда случались казусы и в пылу соревнования по команде «изи» я яростно набивал шкот, чем доводил команду до признаков надвигающейся ярости и все хором кричали «ИЗИ». А че кричите ? «Изи» так «изи». Причем нельзя сказать что я полный профан и не знал что означает та или иная команда по английски, видимо волнения первых дней на воде соединилось с напряжением гоночного азарта и в итоге был легкий шок. Но даже не смотря на некоторые недочеты, на мой взгляд, отработали мы не плохо. Да и результат говорит сам за себя - первое абсолютное место и первое место в классе. Вечером ужин, собрались все участники регаты, объявили результаты первого дня. Попробовал раки – местная анисовая водка, на сколько позволяло знание английского пообщались с командой и отправились на отдых.
Воскресенье 20 апреля.
Второй день регаты. Уже проще. Команда притерлась, действия стали более слаженными. Сегодня я на левой лебедки управляюсь со стаксель-шкотом. Ветер играется с нами, то не понятные заходы, то полный штиль. На полном курсе поставили спинакер, через пять минут пришлось снимать – ветер «скис». Через какое-то время процедура повторилась. Потом стали в бакштаг и пошли без него. Толку от спинакера было мало в этот день, только скорость потеряли пока ставили снимали. Финиш. Мы опять первые. Но все напряжено вглядываются вдаль. Засекли время. Смотрим на финиш наших преследователей. По пересчету мы должны опередить их на 20 минут. Фух вроди вышло. Но окончательный результат только вечером.
Возвращаемся в марину. Мне дали порулить. Хороший ветерок 15-17 узлов. Разогнался до 8 узлов. Красиво идем в бейдвинд. Очень важной задачей для себя считал научится правильно и безопасно швартоваться. Т.к. опыт хождения под парусом кое какой уже был, а вот с швартовками, в тесной марине, да на большой лодке отсутствовал. Первая швартовка. Как оказалось не так все страшно. Хотя есть свои тонкости ну и самое главное нужно чувствовать лодку. Чем-то напоминает парковку автомобиля в гараж. Чувство габаритов, основной, на мой взгляд, компонент удачной швартовки. Гонка закончились. Джим дал указание сменить паруса. Уморились больше чем за всю гонку J. Заслуженный кэлых пива, можно перевести дух. Какие-то не приятные ощущения в области шеи, ушей. Ба, да сгорело все. Слушаться надо опытных товарищей которые несколько раз повторяли перед поездкой – береги уши Серега, мажься кремом. Оказалось защитный крем в Мармарисе дефицит – мы смогли разыскать его только через день в глубине торгового квартала. Не сезон что ли?
Долгожданный вечер. Объявление результатов. УРА! Мы первые по все показателям и классам даже с учетом пересчетов! Конечно в душе понимаешь что от тебя мало что зависело, не я так кто-то другой тягал бы шкоты, главный победитель Джим Гокова, но все равно – как сладок вкус победы. Интересно, а самое главное очень полезно, мне новичку парусного дела было наблюдать как удачно и грамотно была пройдена гонка. Мы первыми выходили за стартовую линию, находились в той части акватории где был максимальный ветер, как удачно подбиралось время для поворотов. Полученный опыт по истине бесценен.
Понедельник 21 апреля.
Проснулся от легкого завывания в вантах. Включил приборы. Дует порядка 17 узлов. И это в марине. Но ветер постепенно и не заметно пропал как только мы вышли в открытое море. Легкая качка и отсутствие ветра сделали свое дело. Ком подкатил к горлу. Не приятное ощущение в пищеводе в стиле «вот вот». Так вот какая ты, морская болезнь? Вспоминаю советы бывалых. Взгляд на горизонт, «цепляемся» глазами за что-то неподвижное подальше от лодки. Ну и втолковываю сам себе – все хорошо! Минут 30 борьбы с самим собой. Попустило. Вот и замечательно, одержана еще одна победа. Не маловажная.
Ветра все нет. Теперь я понял почему во всех песнях о море воспеваются ветра и не навидится штиль. Сухопутному человеку трудно это понять. Это надо пережить в море. Нам была поставлена задача, идти только под парусом, двигатель не заводить. Идти это громко сказано. Вот она, совсем рядом, зыбь на воде, поднятая дуновением легкого ветерка, буквально рукой подать, а никак не достать. Безвыходность и очень яркое понимание того что сейчас ты действительно песчинка, ноль. Природа, море , вот кто реальный хозяин ситуации. «Выключили» ветер и ты никто и сделать ничего не можешь. На следующий день когда мы попали под достаточно сильный ветер, было на много проще, там была борьба, покорение стихии, приручение ветра и мы выстояли, а сейчас полное бессилие перед ситуацией. Угнетает.
Джим смиловался. Запустили двигатель идем в ближайшую марину - Цифтлик. Здесь нас ожидал не приятный сюрприз. После сытного обеда нам было объявлено что мы не тянем на International Bareboat Skipper. Причиной отказа, во всяком случае официально объявленной, стало – отсутствие опыта. Именно эту ступень мы указали в качестве желаемого результат нашего обучения, когда записывались на обучение. Расстроились. Но не пали духом. Ведь главное зачем мы приехали это опыт. Джим нам надо вернутся в Мармарис! Сделали мы ответный ход. Сейчас ? На ночь глядя ? Да, нам нужен опыт ночного хождения. «Но проблем». Надо сказать что «но проблем» - любимое словосочетание Джима. И это не просто слова, также и в деле. Человек действительно не создает проблем ни себе ни окружающим. Поразительно контактный, очень тонкий психолог, Учитель с большой буквы. Даже не знаю какой опыт, полученный мною в школе Гокова, более ценен, навыки яхтенной практики или школы человеческих отношений.
Смеркалось (Задорнов прости за плагиат J ). Снялись. Вышли в море. Ветра по прежнему нет. Идем на двигателе. Ответный ход Джима – он спускается в каюту и ложится СПАТЬ. Не знаю спал ли он или притворялся, контролируя нас в каюте по GPS, но если действительно спал - нервы у человека железные. В нашем распоряжении компас, бумажная карта района и … все. Стемнело. Куда идти мы ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО знаем. Но как говорит один киношный герой «Тут все так рядом …» Помните куда они зашли в итоге ?
Ага вот он маяк указанный на карте. Уже легче, за ним поворот в пролив и вход в бухту Мармариса. Повернул, ищем следующий маяк. Нашли, курс на него. Вот он уже не далеко… Но что это ? Маяк начал двигаться. Катер а не маяк. Опять ищем. Вроде нашли. Благополучно входим в бухту. Вдалеке Мармарис сверкает тысячами огней, и там среди них обозначение входа в марину – створ, красный и зеленый огни. Попробуй найди. Идем по памяти. Где-то там должна быть марина. Есть марина … только не наша соседняя, наша левее. Точно. Вот и створ показался. Джим подъем! Мы «дома».
Вторник. 22 апреля.
Судьбоносный день нашего обучения… Душ, Английский завтрак. Выходим в море. Доходим до Цифтлика ветер «скис» до безобразного нуля, после этого мы стали именовать хозяина здешней марины не иначе как хозяин ветра. Такое впечатление что он специально «выключал» ветер рядом с его владениями. Но сегодня мы твердо решили – назад дороги нет. Мужественно боремся со штилем. Без капли иронии, именно боремся. 2 часа, а такое впечатление что прошла целая вечность. Надо обладать сверхчутьем, особым чувством ветра, чтобы поймать даже малейшее дыхание ветра. Тогда движение, тогда жизнь. Не заметно для самих себя выбираемся из ветровой «ямы». Дует уже 10 узлов – отлично. 15 весело, повернули в бакштаг, взяли первый риф.
Я сегодня за штурвалом. 20, яхту уже тяжело держать на курсе. Ветер все норовит привести лодку. Крен порядка 20 градусов, при оптимальном для данного судна 15. Берем второй риф. Полегчало но не на долго. Впереди пролив разделяющий Турецкий берег и Греческий остров Сими. Наивный, я думал что там будет спокойнее. Ага … Аэродинамическая труба. Дует 35 узлов с порывами до 40. Опять борьба, теперь настоящая, мужская, сила против силы. Рев моря, свист ветра, порыв срывают брызги с волны и раздувают в мелкую пыль.
В один из порывов я прозевал заход, яхта ложится в брочинг. Растерялся. Лодка несется с огромной скоростью и совершенно не слушается руля. Крен достигает критической точки. Я понимаю что сам уже не в силах разрулить ситуацию. Вот он Учитель. Без лишних слов, как будто прочитав мои мысли, Джим берет штурвал в свои руки, аккуратно и умело выбирается из критической ситуации. Профи. Опять штурвал передан мне. Усталость дает о себе знать, скажу честно очень нелегко удерживать здоровенную махину прижимаемую ветром огромной силы на нужном курсе при таком ветродуе, держусь, стараюсь не выдавать своей проблемы. Но таки Учитель. Мягко, как бы невзначай предлагает передать штурвал Виталию, мол пусть и он познает что такое ветер. Я не против. Сам быстро вниз за фотоаппаратом. Мигом на палубу. Опа … Виталик повторяет мою ошибку и яхту опять укладывает чуть ли не горизонтально морю, а вылезти на верх при таком положении судна практически не возможно.
Вот так и застрял между небом и землей J. Корпус пускается в пляс, лодку трясет как самолет в зоне турбулентности, складывается впечатление, еще чуть чуть и яхта расколется на мелкие кусочки. Вишу на поручнях, лестница бесполезна она параллельна телу. Не знаю сколько времени мы так пролетели, тогда казалось вечность, теперь думаю от силы минута, две. Джим выровнял лодку и дальше пошли без приключений. В какой-то момент все дружно начали отсчет 7 8 9 ДЕСЯТЬ – удалось разогнать лодку до 10 узлов. ЗДОРОВО. Ближе к Сими ветер стал спадать, а в бухте совсем затих, но волна осталась и сыграла с нами злую шутку, но это будет завтра, а сегодня – отдых.
Перехлест эмоций прошедшего дня, не реальность происходящего – мы в Греции. Уютный красивейший поселок «обволакивает» бухту своими постройками. Вечерняя жизнь бурлит. Многочисленные кафе зазывают посетителей ароматными запахами. Наш бессменный гид приводит к небольшому уютному ресторану и объявляет – рыбный день. По правде сказать я не очень люблю рыбу. Но то какие блюда, как подают в этом заведении … Что мы там только не пробовали и мидии и рапаны и кальмаров и осьминогов и специально приготовленные креветки ну и рыба, конечно рыба запеченная в специальной печи.
Кульминация вечера – Джим объявляет что мы получим желаемый сертификат - International Bareboat Skipper! П О Б Е Д А. В нас поверили! Спасибо Господу за погоду, которая позволила показать на что мы способны! Во истину – нет худа без добра! К нам присоединяется хозяин заведения, друг Джима, весело общаемся, душевная, ОЧЕНЬ приятная атмосфера. Так не хотелось покидать этот гостеприимный остров. Но впереди еще много интересного. Спать улеглись за полночь. Всю ночь просыпался от ударов волны о борт.
Среда 23 апреля.
Проснулся от очередного удара. И тут же торопливые шаги Джима. Что-то не так. Пулей на верх. Так и есть. Якорь пополз и лодка хоть и не сильно но ощутимо приложилась кормой к причалу. Легкая царапина до грунта, но все равно не приятно. Тут же снимаемся и уходим. Я сегодня на шкотах. Джим указывает нам точку на карте куда мы должны прибыть и … опять спускается в каюту. Мол ну Вы ж уже без пяти минуты Шкиперы, вперед. Мы не против! Карта есть координаты подсматриваем на GPS, почему подсматриваем, да потому что дабы усложнить нам задачу нам как бы и им запрещено пользоваться. Ветер сегодня спокойный можно идти в расслабленном состоянии. До Селимие (Selimiye) от Сими каких-то 20 миль, для нас это уже не так много .
Идем полным курсом. Красота завораживает. Море с берега и море с воды два совершенно разных состояния, два разных взгляда, два разных мира. А сколько места для ОТДЫХА! Есть совершенно дикие места куда можно подойти только с воды. Море чистейшее. Вот так вот не заметно, не спеша подошли к точке назначения, предварительно зайдя в ближайший порт заправится. Селимие - место ЧУДЕСНОЕ. Из все марин в которых мы побывали мне здесь понравилось больше всего. Тихо, уютно, спокойно – релакс. Небольшая пристань которая плавно переходит в отличный ресторанчик. На удивление многолюдно, даже не смотря на то что сезон еще не начался.. Выбираем спокойный уголок на открытой площадке – обед , красное вино, шашлык, не принужденная беседа.
Сегодня переход был не длительным, а значит есть время на отдых. С удовольствием располагаюсь в кокпите, позагорать, поразмыслить, подремать J. Время летит не заметно. Кстати о времени, неделя проведенная на лодке как будто вырвала меня из одного измерения и перенесла в совершенно другой мир. Где все иначе. Конечно это другая страна, другой быт, но не это главное. Чувство какой-то не передаваемой атмосферы, мне казалось что и не я это совсем, вроде смотрю фильм или вижу дивный сон. Стемнело, с моря подул прохладный ветерок. Пора подкрепитца. Рыбный ужин, кстати, еще одна интересная деталь, я не большой любитель рыбных блюд, здесь с удовольствием поедал различные деликатесы из морепродуктов. Ранний отбой.
Четверг 24 апреля
Подъем в 7-15. Завтрак и в путь. Сегодня предстоит трудный день. Надо пройти 60 миль. Я рулю. Угадайте какая часть тела устает больше всего во время яхтинга ? НОГИ. Особенно если ты за штурвалом. Мало того, всегда считал что тяжелее всего шкотовому – тягать, набивать, откренивать. Ан нет ... Шкотовый может позволить себе расслабится пока яхта идет нужным курсом, рулевой же всегда на чеку. Того и гляди ветер зайдет, волна поднимется, только и успевай принимать решения, лавировать.
Еще по поводу физических нагрузок. Вспомнил как во время ужина в греческом ресторане хозяин заведения задал вопрос – Где остальная команда ? Мы удивились, нас только двое и Джим. Крэйзи – сочувственно покрутил у виска озорной грек. Оказалось он сам брал уроки яхтинга у Джима, в команде их было пять человек, длину языка и мимику с какой он показывал уровень усталости после походов, мне передать не возможно.
Замечательное утро, хорошее настроение. Джим включил Турецкую музыку – гармонирует с пейзажем. Да и зарядку делать веселее. Джим каждое утро занимается растяжкой, отличная физическая форма как результат. Провели фото сессию местных красот. Опять проходим мимо Сими и в открытое море. Очередная идея – как бы походить на чартерной, крейсерской яхте, ведь она наверняка отличается в управлении от нашего спортивного болида? Джим а вот как бы это его вот организовать ? Но проблем. Завтра вместо предстоящего по плану экзамена получите в свое полное распоряжение 47 футовый корабЭль – Oceanis 473. Вот это удача! Вот это учеба! Ну прям любой каприз, пусть даже за наши деньги .
Подошли к проливу в Мармарис. Ветер раздуло до 30 узлов. Джим спортсмен, в любой ситуации … Я сначала не понял куда он все время оглядывается ? Оказывается за нами в пролив вошли еще две яхты, идут под двумя рифами, мы пока под одним, но шквалы достаточно сильные и будь я сам себе капитан – уже давно б взял второй риф. Но Джим явно играет в регату, ему даже в этой ситуации важно победить. Таки мы выиграли это мини состязание – вошли в бухту Мармариса первыми. Вот и марина. Каких-то восемь с половиной часов и 60 миль позади. Сказать что устал значит ничего не сказать, но нельзя ж выдавать усталость при учителе. Скрепя зубами из последних сил укладываем шкоты, наводим порядок. Вух … Хватает сил доползти до душа. Чуток оклемались. Выбрались в город на ужин и спать.
Пятница 25 апреля
Ночью спалось плохо – сказывалась тяжелая нагрузка прошлого дня. Утром встал как с тяжелого похмелья. Но предвкушение новых ощущений лучше любого допинга. В оговоренный час на борту Oceanis нас ожидает сын Джима. Он будет выполнять роль страховки. Все сами. Даже отход на такой громадине делаем самостоятельно. Первые впечатление после смены лодки – пересели с гоночного болида на шикарный лимузин S – класса. Лодка идет как по рельсам, практически без крена, да оно и не мудрено, такая махина. Но есть и обратная сторона медали, яхта практически не может идти под парусами при слабом ветре и совершенно не слушается штурвал на малых скоростях, такой себе увалень. Управлять круизером куда проще чем спортивной лодкой. Все продумано, под рукой. Есть электрические лебедки. При определенной сноровке можно управляться с парусами и одному, а вот для швартовки нужна команда. Напомню, мы на 47 футовой яхте, хотя по моему оптимальный размерчик, до 40 футов, и в море не болтает и в тесной марине без проблем зашвартуешся. Спустился в низ. КРАСОТА. Три шикарных двухместных каюты, два санузла, просторная кают-компания, холодильник, плита, горячая/холодная вода вообщем все что необходимо для полноценного автономного отдыха, можно и в марины не заходить.
Поупражнялись в поворотах, сменили друг друга за штурвалом и шкотах, зашли в красивейшую бухту, стали на якорную стоянку, открыл сезон купания. Лепота. Время летит быстро, а ведь сегодня вечером мы приглашены Джимом к нему домой на торжественное вручение и легкий ужин в нашу честь. Возвращаемся в Мармарис.
Душ, наводим марафет, форма одежды парадная! В 20-00 Джим забирает нас у пирса, с нами также три человека, ребята приехавшие на смену нам, обучатся яхтенному делу. Все из Турции, девушка и семейная пара.
Дом-школа Джима находится на окраине Мрамариса. Не большой, но очень уютный частный дом, служит и местом для обучения и жильем для Джима. Такое количество наград, призов, кубков, грамот, ценных подарков я не видел еще не разу. Я бы на месте местных властей открыл музей в марине – дабы люди могли увидеть чего может достичь человек с увлечением занимающийся любимым делом! Рыбный ( ну тут и гадать нечего ) ужин тосты за хозяина, его милую половину, за семь футов под килем и за дружбу меж Турецким и Украинским народами J. Торжественный и волнующий момент – вручение сертификатов. Сияем аки медные копейки, еще бы! Столько сил отдано! Поздравления и напутствие не останавливаться на достигнутом. Экскурсия по школе. Пора и честь знать. Нам завтра предстоит тяжелая обратная дорога, а ребятам первый учебный день.
Вот так и пролетела наша неделя в школе Джима Гоковы, учебке жизни и яхтенного искусства. Завидую. Завидую сам себе, до сих пор до конца не осознавая что все это произошло со мной.