Август 2009. Пятница 21. Челябинск. Аэропорт Баландино. Раннее утро. Наша команда в ожидании вылета чартерного рейса в Турецкий аэропорт Даламан. Позади сборы и предотлетная суета, а впереди предвкушение неповторимого путешествия вдоль Турецкого побережья Эгейского и Средиземного моря на парусной яхте. Пройден таможенный и пограничный контроль, уже пересечена воображаемая граница Российской Федерации, и только четырех с половиной часовой перелет отделяет нас от теплого и ласкового моря.
Даламан, утро. Солнце только-только поднялось из-за горы. Микроавтобус, который везет нас в Нетсел Марину Мармариса. Традиционное по чуть-чуть за прилет и: «Ура-а! Мы снова в Турции!!!». А вокруг сосны, горы и петляющая дорога к яхте, теплому морю, диким бухтам и гостеприимным, уютным городкам Турции и Греции.
Нетсел Марина, Мармарис. Многочисленные яхты слегка покачиваются на небольшой водной ряби. Солнечные зайчики, отразившись в прозрачной бирюзовой воде, играют на блестящих бортах лодок. Стайка довольно-таки больших рыб шныряет в небольших прогалах между яхтами. Легкий ветерок треплет флажки и вымпелы разных стран, клубов и чартерных компаний. Дух захватывает от этого зрелища. Еще немного и мы отдадим швартовы, выйдем из марины, поставим белоснежный парус и помчимся по теплому ласковому морю навстречу ярким приключениям.
Нетсел Марина. Пирс «К». Причал чартерной компании «Стар Ётинг». Работники компании готовят нашу лодку к выходу в море. Солнце поднимается все выше и выше. Становится жарко. Идем за продуктами в примаринный супермаркет Мигрос. Внутри магазина прохладно, даже слегка холодно. Изучаем товар, выложенный на стеллажах. Пытаемся читать. Получается. Пытаемся понять, что прочитано. Не понимаем. Обращаемся к продавцу-консультанту на языке жестов и нашем несовершенном английском. Наконец выясняем где говядина, а где баранина. Наполнив до краев три тележки продуктов, выкатываемся из магазина.
Яхта Аурига. Вещи и продукты разложены по полочкам и ящичкам. Ожидаем установки, ранее демонтированного холдинг танка. Жарко. Мерное покачивание лодки. Сказывается бессонная ночь. Клонит в сон. Приходит представитель чартерной компании, начинается процедура приемки-передачи лодки. Окей. Окей, Донт андестенд, плиз репид. Окей. Окей... Все, лодка принята, депозит оставлен, документы на лодку получены. Холдинг танк не установлен!
Яхта Аурига. Некоторое время спустя. Холдинг танк установлен!!! Но появилась вода под пайолами. Ее раньше не было. Сую палец в воду, пробую на вкус. Соленая. Женщинам становится плохо при виде моей дегустации. Объясняю, что это самый простой способ определить происхождение воды. Зову работника чартерной компании. Приходит, сует палец в воду, пробует на вкус. Женщины прыскают от смеха. Ищем источник соленой воды. Виновник, плохо затянутый хомут на патрубке холдинг танка.
Вечереет. Выход отложен на завтра. Постепенно на город опускается теплая южная ночь. Ветер стихает, зажигаются разноцветные вывески многочисленных кафешек и ресторанчиков, вдалеке слышится музыка. Идем на прогулку по вечернему городу.
Мармарис! Еще совсем недавно это был один из многих курортных городков на карте мира, а сейчас как много связано с ним! Именно здесь я впервые ступил на борт парусной яхты, и мечта детства стала реальностью. В Мармарисе я встретил много хороших и приятных людей. Именно здесь у меня началась яхтенная практика, и я получил сертификат шкипера, а затем самостоятельно вышел в море. Я люблю сюда приезжать. Люблю прогуливаться по прибрежному бульвару и наблюдать за пестрой толпой ярко одетых отдыхающих. А как приятно по вечерам, сидя в кокпите слегка покачивающейся яхты, размышлять о жизни! Для меня это город - «Праздник, который всегда с тобой».
Первые лучи солнца, выглянув из-за горы, прервали сон. Тихо, только слышно, как небольшие волны бьются о корпус лодки. Приятно вот так полежать, послушать, как все вокруг пробуждается. Вот послышались чьи-то шаги в кают-компании. Вылезаю через большой люк в потолке каюты на палубу и иду в кокпит. Красота-то, какая!!! Легкий, теплый ветерок треплет волосы. Солнечные блики играют на воде. Яхты как неваляшки, важно покачиваются с бока на бок.
Последний осмотр яхты перед выходом. Отключаем кабель от береговой розетки. Убираем трап. Завожу двигатель. Командую «Отдать носовой!». Муринг соскользнув с носовой утки, медленно уходит на дно. «Отдать кормовые!». Ручку газа чуть вперед, и яхта медленно начинает отходить от берега. Вот он долгожданный миг, которого всегда ждешь с нетерпением!
Важно и неторопливо мимо стройных рядов многочисленных яхт выходим из марины. Традиционное жертвоприношение Николаю Угоднику в виде стаканчика рома вылитого за борт и тост за удачу и хорошую погоду. Курс на близлежащую бухту подальше от массовых мест купания. Хочется быстрее окунуться в теплую, чистую, прозрачную воду.
Встаем на якорь. Накидываем тент на гик. Прыгаем в воду. Какое блаженство!!! Теплое ласковое море бережно держит тебя в своих объятиях. Можно просто расслабиться и долго лежать на поверхности воды. Вдоволь накупавшись, завтракаем и снимаемся с якоря. Впереди нас ждет еще много красивых бухт и городков.
При подъеме якоря вдруг перестает работать якорная лебедка. Заклинило якорную цепь. Корректирую положение лодки двигателем, пытаюсь устранить неполадку. При приемке яхты мне показывали предохранитель, который, как я понял, следует заменить в случае отказа в работе брашпиля. Меняю его. Не помогает. Вытаскиваем вручную якорь из воды и закрепляем его штертиком. Отвожу лодку подальше от берега и оживленного движения и пытаюсь реанимировать брашпиль. Безуспешно. Решаю вернуться в марину и спросить совета у работников чартерной компании.
Брашпиль работает! Я просто не увидел включатель-автомат, который находился под сиденьем дивана рядом с предохранителем который я заменил.
Вышли из Мармариской бухты и обогнув мыс Кадирга, взяли курс на Серче Лиман. Погода была прекрасная. Солнечно и легкий ветерок 10-15 узлов. На обед решили зайти в бухту Чифтлик. Но там ветер с берега и небольшая волна. Обедать не комфортно. Переходим в следующую более закрытую бухту. Встаем на якорь и цепляем один швартов за берег. Купаемся, обедаем, загораем и идем дальше.
К вечеру погода вдруг начинает портиться. Поднимается ветер, причем встречный, сначала до 20, а затем и до 32-35 узлов. Убираем паруса и со скоростью 3,5 узла прыгаем на встречных волнах. Вместо запланированных трех часов, наш переход занял пять. Быстро темнело. Ветер не собирался стихать. Шли по GPS. Подходили к Серче Лиману когда совсем стало темно. Смотрящие на носу лодки, вглядываясь в темноту, искали узкий проход между скал в закрытую бухту. Вдруг впереди появился огонек, затем еще один. Догадываюсь что, так обозначен вход в Серче Лиман. На самой малой скорости, постоянно следя за показаниями эхолота, веду лодку курсом между двух огней. Вскоре показался проход между двух скал. Входим в бухту. Здесь тихо и спокойно, ветра и волны нет. Стоят яхты с горящими якорными огнями на топах мачт. Находим пару свободных буев и встаем на них. Как хорошо, после волн и ветра, оказаться в тихой бухте!
Утро. Тихо. Ясно. На лодочке подплывает турок-коробейник. Берем у него инжир и мед. В надежде, что мы у него еще, что-нибудь купим, он болтает с нами на разные темы, закрепляя свои знания английского языка. Интересуется откуда мы и сколько стоит билет на самолет до Турции. Мы вежливо отвечаем. Поняв, что ему здесь больше ничего не светит, пожелав удачи, он уплывает на другую лодку.
Завтракаем, купаемся и выходим из бухты. Легкий ветерок 10-15 узлов. Волна немного улеглась. Берем курс на Греческий остров Сими в Монастырскую бухту. Ставим паруса, выключаю двигатель и галсами, периодически делая оверштаги, идем со скоростью в полветра. Эх, какой прекрасный сейлинг! Всегда бы была такая погода! Яхта летит по морю, форштевнем разрезая небольшие волны, оставляя за собой пенистый кильватерный след. Паруса звенят от ветра, а задние шкаторины, подрагивают от напряжения..
Панормитис или Монастырская бухта. Красивое место с бирюзовой водой, ветряной мельницей на горе и Монастырем Архангела Михаила Панормита. Каждый час на высокой колокольне звонит колокол. Приятно пройтись по территории монастыря по выложенным разноцветной галькой дорожкам. Здесь тихо и спокойно. Уезжать не хочется, но нас ждет Книдос.
Море успокоилось, ветер почти стих. Идем под двигателем. Сижу на носу яхты. Солнце, отражаясь в воде, медленно катится к горизонту. Лодка, разрезая форштевнем воду, слегка покачивается на небольшой, пологой волне. Работу двигателя почти не слышно. Кажется можно, вот так, бесконечно, сидеть, смотреть на воду и солнечные блики, слушать шуршание волны о корпус лодки. Какое счастье!
В Книдос мы в этот вечер не дошли. Быстро темнело. Решили переночевать в небольшой гавани Паламута. Бросили якорь, завели швартовы на берег, подключились к электричеству и воде. Под звук накатывающей на берег небольшой волны, отведали вкусной рыбы с белым вином в таверне стоящей у самой кромки моря.
На следующий день, часам к 11 мы были в Книдосе. Древнегреческий город, которому больше 3500 лет,
расположился террасами на горном склоне. Разрушенные храмы, базилики, театры. Говорят, что здесь жил Сострат Книдский, который построил Александрийский маяк. Время в Книдосе отсчитывают большие, мраморные солнечные часы. Со ступеней театра, открывается вид на бывший торговый порт, в который входят и выходят яхты.
После обеда мы покинули старую гавань Книдоса и взяли курс на Бодрум. Ветер был не сильный. Мерно работал двигатель. Миновав греческий остров Кос, появился ветер 15-17 узлов. Поставили паруса и до самого Бодрума шли под парусом.
Входим в Милта Марину Бодрум. Нас встречает, вызванный по рации, работник марины на моторной лодке. Идем за ним по узкому, извилистому проходу мимо стоящих яхт. Наконец нам показывают наше место. Иду задним ходом. Тесно, не успеваю набрать скорость, и поэтому лодка плохо слушается руля. Боковой ветер 15 узлов. Правым бортом нас наваливает на муринги стоящих напротив лодок. Выручает работник марины и мы благополучно встаем на отведенное для нас место.
Жарко. По чуть-чуть за швартовку и за нас в Бодруме. Огляделся. Рядом с нами стоит яхта «Мария» под Российским флагом. Разговорились. Капитан Николай рассказал, что порт приписки яхты – Геленджик. Зимуют дома, а по весне выдвигаются в Средиземное море. Здорово, что все больше и больше соотечественников бороздят моря и океаны по всему миру!
Милта Марина - самая дорогая, красивая и ухоженная яхтенная гавань Бодрума, в древности Геликарнаса, столицы Карии. Это родина «отца истории» Геродота. Самой знаменитой постройкой Галикарнаса являлся Мавзолей, гробница царя Мавсола - одно из семи чудес света. Мавзолей простоял до 15 века, затем был разрушен крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели крепость Святого Петра, использовав мраморные блоки усыпальницы для строительства.
Прогуливаясь по марине и разглядывая стоящие у пирса лодки, я обратил внимание на человека, который мне показался знакомым. Подойдя поближе и произнеся, почему-то: «Excuse me.... Олег?». Он посмотрел на меня и ответил: «Да». Это оказался тот Олег, который, на 7,5 метровой лодке «LIBER», из Москвы, практически в одиночку, дошел до «Марти Марины» в Турции. Это его повествование о путешествии, я, почти не отрываясь читал на форуме «КиЯ». Мы пожали друг другу руки. Я сказал, что очень рад этой встрече. Мы поговорили о море, о яхтах, о жизни. Он пришел в Бодрум на лодке Анатолия Большакова, старейшины российской яхтенной диаспоры «Марти Марины». На завтра Олег собирался на Сими, а мы - в Мерсенчик. Пожелав друг другу удачи, мы расстались.
Побродив по набережной и посетив крепость, мы купили сувениры и покинули Бодрум, взяв курс на небольшую и уютную бухту Мерсенчик.
Прибыли на место уже под вечер. Встали в небольшой бухточке. В ней стояли еще две гулеты и одинокий дедушка на небольшой лодке. Дно в бухте песчаное, и как мне показалось, плохо держит, поэтому два раза переставляли якорь. В конце концов, решил завести еще один якорь с носа и кормовой на берег. Пока всем этим занимались, совсем стемнело. Зажгли свет в кокпите, накинули тент на гик, окунулись в чистой теплой воде, приготовили ужин. Приятно в компании близких людей, вести душевную беседу сидя в кокпите, освещенном теплым светом небольшой лампочки. А вокруг теплая южная ночь, звездное небо и ласковое море.
Утро. Голубое безоблачное небо. Бирюзовая вода, галечный пляж, покрытые низким кустарником и сосной горы. Красота-то, какая!!!
Часов в двенадцать, поднимаем якоря и берем курс на остров Сими. Идем вдоль северного берега полуострова Дача, огибаем мыс Искандил, оставляем по левому борту Книдос, проходим между островами Нимос и Сими. Бросаем якорь в бухте Педи. Приводим себя в порядок и высаживаемся на берег.
Солнце уже спряталось за гору, но еще светло. Поднимаемся по улице застроенной домиками в типичном греческом стиле. Говорят, что в Греции есть некий канон в архитектуре. Это обязательно двухэтажный домик, окрашенный в белый, желтый или голубой цвет. Вдруг за заборчиком одного из домов слышим русскую речь. Сначала не верим своим ушам. Выясняется, что это разговаривают два маленьких мальчика. Это дети нашей соотечественницы, которая вышла замуж за грека.
С вершины горы открывается великолепный вид на бухты Сими и Педи. Домики террасами спускаются к морю, узкие пешеходные улочки периодически переходят в ступени лестниц. То тут, то там видны колокольни православных церквей. Многочисленные лодки, катерки, яхты и яхточки стоят вдоль берега. Отдельные, запоздалые экипажи лодок спешат ошвартоваться у набережной. Греческие городки похожи на декорации к детским сказкам. Маленькие, яркие, уютные.
Рыбный ресторанчик на берегу. Рецина, свежеприготовленная рыба, жареные кальмары и креветки. Вкусно!!!
Сытые и довольные ловим такси. Часть нашей команды садится в машину, и возвращается на лодку, а мы с Игорем решаем пройтись пешком.
Извилистые, почти пустынные, улочки ночного городка. Тихо, только слышно, как где-то лает собака. Над головой черное звездное небо. Внизу остались огоньки многочисленных таверн и ресторанчиков. Здорово! В такие моменты чувствуешь себя человеком мира, свободным и счастливым!
Бухта Педи. Слабоосвещенная прибрежная улица. Якорные огни на топах мачт, напоминают звездочки. Никита с лодкой ждет нас на берегу. Садимся в лодку и тихонько гребем мимо стоящих на якорях лодок. Вот мы и дома. Приятно сбросить с себя все и погрузиться в теплую темноту моря.
Утро. Солнце еще не встало, и только алое зарево окрасило горизонт. Все еще спят. Утреннее купание. Кайф! Хочется тихонько сняться с якоря и пойти дальше, но при подъеме цепь предательски гремит, падая в якорный ящик. Все просыпаются. Восход встречаем уже покинув гостеприимный Сими.
Держим курс на Родос. Ясно. Небольшой ветерок. Слева Турция, справа Греция. Мимо нас периодически проносятся паромы, соединяющие многочисленные греческие островки, разбросанные по поверхности Эгейского и Средиземного морей.
Родос. Бросаем якорь в Акандия Лимане около двенадцати. Здесь швартуются большие океанские лайнеры и паромы. Порывистый ветер 15 узлов. Спускаем дингу на воду, закрепляем на транце двигатель, и нарядные направляемся к берегу.
«Поосторожней!!!», - встречная волна, ударяясь о нос динги, подмачивает пятые точки ничего не ожидавшего экипажа. Ситуацию спасает солнце и ветер, которые быстро удаляют следы подмоченной репутации. Договорившись встретиться через три часа, команда отправилась осматривать город, а я вернулся на яхту.
Необыкновенное ощущение – ты на яхте один. Тихое поскрипывание переборок, мерное покачивание корпуса, развивающиеся занавески на открытых иллюминаторах, солнечные зайчики на стенах. Хочется вот так жить на яхте, периодически переходя от городка к городку, от бухты к бухте, от страны к стране.
Усталый, но довольный экипаж вернулся на лодку. Купание, обед, вкусные греческие булочки и мы снова готовы к новым впечатлениям и приключениям.
Покинув Родос, мы взяли курс на Екинчик. Ветер около 20 узлов, бакштаг, легкое волнение. Волны поднимают и некоторое время несут лодку на своих плечах, а затем уходят вперед. Яхта немного идет в ложбине между гребней, а затем ее подхватывает очередная волна и все повторяется. Ближе к вечеру ветер стихает, волнение становится меньше.
Солнце садится за горизонт. При подходе к бухте Екинчик становится совсем темно. Где-то вдали виден свет маяка на островке Деликада. Входим в полосу легкого тумана. Чувствуется повышенная влажность. Пахнет морем, сосной и чем-то незнакомым, но приятным. Справа из-за мыса появляются огоньки Май Марины, берем курс на них. Достаем большой фонарь, сбавляем скорость. Светим мощным прожектором в сторону берега, ищем свободное место у пирса. В ответ нам сигналят маленьким фонариком, обозначая место швартовки. Разворачиваемся и кормой идем к берегу. Наши швартовы принимают на пирсе экипаж стоящей рядом шведской яхты. Благодарим за помощь. Купаемся в море и готовим ужин. Сегодня мы прошли 46,6 морских миль! После ужина иду в каюту, и, под тихую беседу в кокпите, быстро засыпаю.
Прекрасное утро. Фантастическая по красоте бухта, поросшая сосновым лесом. Синее море. Стилизованные под старину здания, искусно вписанные в окружающий ландшафт. Одним словом райское место. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь.
В два часа покидаем это романтическое место. Сегодня сдавать лодку в Мармарисе. Предстоит переход 20 морских миль. Немного грустно. Хочется, что бы это никогда не кончалось….