Соча (Изонцо) - одна из наиболее известных и любимых рек спортсменов-водников, протекающая на северо-востоке Словении: это примерно 27 км фантастически красивой чистой воды изумрудного цвета, белые ледники, ущелья и прекрасные горные пейзажи.
Характерной породой для Альп, высота которых здесь достигает отметки 2860 км, - белый карст; на протяжении веков в карсте возникали огромные подземные пещеры. Русло реки Соча пролегает через множество белых ущелий.
В отличии от других регионов Альп, природа в долине Сочи осталась практически в естественном состоянии и не подверглась застройкам. Это маленький рай, притягивающий в праздники и каникулы множество любителей бурной воды, начинающих и профи, из всей Европы. Каждый, кто побывал здесь, будет стремиться приехать еще и еще.
С лета 2000 г. за сплав по Соче и Коритнице (приток Сочи) взимается плата. Денежные взносы расходуются на содержание подъездов к рекам, парковок. Билеты можно приобрести как в разовом варианте (на день примерно 1.5 Евро), так и на неделю (примерно 6 Евро), и покупаются в ратуше BOVEC или на кемпинге TONI. Проверка билетов происходит на подъездах к реке и выездах с нее.
Условная отметка уровня воды Сочи находится у моста возле ZAGA. Об этой отметке можно узнать в инете на www. kajak.at под обозначением pegelstaende: 10 см обозначают низкий уровень воды, 50 см - средний и 70 см - высокий. Эти оценки уровня воды характерны для отрезков нижнего течения Сочи. На верхних участках реки, особенно выше впадения Коритницы, уровень воды может быть значительно выше.
Примечание: после строительных работ с середины сентября указываются другие отметки уровня воды! Какой из них наиболее точен, можно будет конкретизировать из свежих отчетов водников.
Три кемпинга при впадении Коритницы, примерно 2 км на юго-запад от BOVEC, - идеальное место начала сплава по Соче и по маленькой, впадающей здесь, Коритнице. По возможности лучше избегать заезда на Сочу и Коритницу во время праздников немецкой Троицы (в этом году на первой неделе июня - примечания переводчика), а также во время школьных каникул в Бавариии и Норд-Райн-Вестфалии.
До маленького местечка BOVEC быстрее всего можно добраться через австрийское VILLACH, итальянское TARVISIO (съезд с автобана TARVISIO-NORD), по шоссе 54 и заключительно через PASSO DEL PREDIL. Внимание: от TARVISIO не следует ехать по шоссе 54 в направлении KRANJSKA GORA SLOVENIEN.
Карта р.Соча ОТРЕЗОК: ВЕРХНЯЯ СОЧА
МОСТ, расположенный ниже TRENTA-2
Длина и сложность: 7.8 км, к.с. 2-3 (4+...)
Проходимость: в основном, до июня
Окрестности: 1
С лета 2000 этот отрезок Сочи опять доступен для прохождения. Начало сплава возможно от моста примерно 1.5.км ниже TRENTA или NA LOGU. На правом берегу расположена большая парковка. Каяки можно спустить на воду через небольшое укрепление берега.
Сплав начинается с легких шивер и несложных порожков (2к.с.).
Примерно через 2 км - самый сложный отрезок Верхней Сочи длиной в 300м - зигзагообразный участок сложных и плохо просматриваемых порогов (4+ ? к.с.). Огромные скалы закрывают просмотр порогов с воды (см.три последующие фотографии).
В зависимости от уровня воды и опыта сплавщиков необходима разведка с берега для прохождения этого лабиринта. Удачно осуществить просмотр можно с навесного моста в конце этого сложного участка реки.
Внимание: в мае 2002 г. под мостом лежало поваленное дерево, обнос которого приходилось осуществлять по скалам правого берега. При среднем уровне воды можно было обойти это дерево по канализации справа. Осторожно при килях и покидании каяка!
После этого начинается красивый участок с порогами 2-3 к.с. с видом на прекрасный ландшафт.
Примерно через 3 км после вышеупомянутого сложного участка расположен Первый каньон Сочи, прорубленный водой в карсте. Каньон хорошо различим с линии воды, так как его берега невысоки, и проходим даже при высоком уровне воды. Однако необходимо учитывать, что категорийность препятствий в этом случае возрастает до 5 к.с.
Каньон можно обнести по левому берегу высотой около 200 метров на уровне жилого дома или в месте впадения маленькой речки VRSNICA. После каньона снова начинается спокойный участок сплава 2-3 к.с.
Примерно 2 км ниже Первого каньона Сочи (приметы: укрепляющая бетонная стена на правом берегу крутого поворота реки налево) сплав придется временно прервать и сняться с воды на правом берегу перед самой стеной. Каяки можно отнести к кемпингу.
После бетонной стены чалки и сход с воды становятся затруднительными. Вскоре начинается Второй каньон Сочи, вход в который непроходим.
Для продолжения сплава по Верхней Соче нужно обнести каньон (примерно 800 м), поэтому имеет смысл объехать этот участок реки по дороге или продолжить обнос на следующий день. ОТРЕЗОК: ВЕРХНЯЯ СОЧА
2 каньон - до впадения р.Коритница
Длина и сложность: 6.5 км, 2-3 к.с. WW II-III (IV-, X, IV)
Проходимость: до июля и позже
Окрестности: 1
Сплав по Верхней Соче продолжается непосредственно после Второго непроходимого каньона. Добраться до этого места проще всего на машине от BOVEC вниз по течению реки до PODKLANEC. Поворот направо после населенного пункта в долину LEPENA. Примерно 200 м после моста через реку есть парковка.
При низком уровне воды отсюда можно зайти во второй каньон - вверх по течению.
После двух км сплава 1-2 к.с. после навесного моста - резкое сужение русла, загроможденное камнями, - участок 4 к.с.
По левому берегу идет узкая тропа к бункеру времен Второй мировой войны (возьмите с собой фонарик!). Это сужение реки часто называют "бункерский поток".
При низком уровне воды длинные суда с трудом вписываются в это сужение. Участок непосредственно перед сужением реки лучше проходить от улова справа налево; далее по узкому проходу слева направо, прыгая с небольшого водопадика, который не представляет опасности для опытного каякера.
Далее следуют пороги 2-3 к.с. Вскоре сплав прерывается обломком скалы белого цвета у левого крутого берега. Это опасное место образовалось после недавнего урагана. Обнос по правому берегу.
После недолгого приятного сплава река круто уходит справа налево в Третий каньон (4 к.с.) с опасным сливом на входе (см. фото внизу). Уловов до входа в каньон практически нет.
На левом галечном берегу, примерно за 50-20 м до слива, возможны чалка, просмотр или обнос каньона по маленькой тропе. Разведка удобнее с навесного моста прямо над сливом. В случае обноса придется пройти до воды по крутому спуску-подъему.
Сложность захода в слив обусловлена тем, что левый край потока прижимает судно к скале, а правый - наваливает на валун, едва прикрытый водой (см. фото вверху).
Первые 100 м каньона не сложны для сплава. При низком уровне воды каякер, идущий самосплавом, сможет добраться до каяка, отлить из него воду и залезть в него снова. При средней и высокой воде это невозможно! Отвесные скалы обрамляют русло и делают сход с воды нереальным.
После каньона следует двухсотметровый участок "американский горок" - участок, насыщенный поворотами и косыми валами.
Этот участок опасен при самосплаве, так как, очень глубок, имеет множество подводных карманов, в которые может легко затянуть течением!
По этой причине многие каякеры преднамеренно отказываются от прохождения Третьего каньона!
В случае, если участок выше Третьего каньона непроходим из-за низкого уровня воды, можно продолжить сплав непосредственно на выходе каньона. Спуск к воде - по крутой тропинке от старой деревянной станции канатки, которая начинается на дороге в верхнюю долину Сочи сразу за деревней KAL-KORITNICA.
Полуторокилометровый отрезок сплава до впадения Коритницы идеально подходит для игр и тренинга. ОТРЕЗОК: Тренировочный участок
Впадение р.Коритница - мост CEZSOCA
Длина и сложность: 2.5 км (2 к.с. с плюсом)
Проходимость: весь год
Окрестности: 2
У впадения реки Коритницы расположены три самых излюбленных кемпинга Сочи. Для спуска к воде лодки проносят по узкой дороге, круто спускающейся к кемпингу KOWACZ.
Из-за удобного местоположения, а также большого количества кемпингов (которые по праздникам и в каникулы полны гостей), здесь можно встретить много любителей сплава, тренирующихся на этом участке.
На протяжении нескольких километров река остается романтически приятной (2 к.с.), затем русло расширяется, а после каменистой шиверы - справа мощный слив (к.с. 2+), вполне подходящий для интенсивных тренировок.
Оставшиеся 500 м этого участка до чалки на левом берегу возле моста CEZSOCA не представляют сложности. ОТРЕЗОК: Раскаточный тренировочный участок
мост CEZSOCA - мост ZAGA
Длина и сложность: 5,5 km WW I-II
Проходимость: практически весь год
Окрестности: 2
Между этими двумя мостами - излюбленное место каячных школ для раскатки и тренировак.
От кемпингов на впадении Коритницы сюда можно добраться, если ехать в направлении BOVEC и - перед началом новой обводной дороги - в направлении CEZSOCA. Спуск к воде - сразу за мостом возле большой парковки.
При низком и среднем уровнях воды (см. фото справа) река спокойна. Есть легкие шиверы.
Незабываема панорама окружающих реку гор Река течет на этом участке в широком русле.
Сойти с воды можно на правом берегу перед мостом ZAGA (см. фото справа). Напротив - на левом берегу - можно справится об актульном на данный момент уровне воды в реке. ОТРЕЗОК: сплавной + "кладбищенский" участок
мост ZAGA - начало дер. TRNOVO
Длина и сложность: 5,0 км 2 - 3 к.с. и 2,5 км 3 к.с. с плюсом
Проходимость: весь год
Окрестности: 2
Мост ZAGA расположен примерно в пяти км на юго-восток от BOVEC в направлении KOBARID после моста, который находится над пересохшим руслом водопада BOKA. Непосредственно перед мостом ZAGA - большая парковка, от которой несколько шагов до воды.
На первых трех км Соча относительно спокойна (1-2 к.с.). Как и на отрезке реки до моста ZAGA, русло реки широкое, серьезных препятствий нет. Далее долина реки постепенно сужается, и в русле появляются крупные валуны (2-3 к.с.)
При необходимости или возникновении сложностей на этом отрезке сплав можно прервать около кладбища и вынести судно наверх к дороге. Чалка - у резкого поворота реки налево, далее начинается слаломный участок.
Здесь расположен главный участок Нижней Сочи, так называемый "кладбищенский". Это - 2.5 км сильно загроможденного камнями русла с мощным напором воды, уловами, бочками.
Сложность препятствий примерно 3 к.с. Самые трудные участки можно разведать с берега.
Один из самых великолепных слаломных участков Европы!
Несмотря на то, что "кладбищенский" участок не очень длинный, можно провести на нем несколько часов, катаясь на игровых местах.
На правом берегу - место чалки перед поворотом реки направо. Отсюда дорога ведет к крупной парковке с киосками возле TRNOVO. ОТРЕЗОК: Слаломный участок
от начала дер. TRNOVO - до конца дер. TRNOVO
Длина и сложность: 5,0 км 2 - 3 к.с. и 2,5 км 3 к.с. с плюсом
Проходимость: практически весь год
Окрестности: 2
По сравнению с "кладбищенским" участком этот слаломный участок еще сложнее. На всем протяжении возможен просмотр по маленькой тропе с правого берега. Разведка очень рекомендуется!
Для спуска на воду следует ехать от ZAGA и свернуть перед началом дер. влево на небольшую гравиевую дорогу, которая через несколько сот метров приведет на крупную парковку. Перед широким навесным мостом влево - тропа к воде.
На этом участке ежегодно проводятся международные соревнования по слалому.
Это - вид с подвесного моста на начало слаломной дистанции (фото наверху и две последующие фото при уровне воды 63 см).
Нельзя пропустить сход с воды по правому берегу примерно через 500м. С воды это место заметно лишь по просеке кустов на обрыве или по остаткам разрушенного каменного моста.
Выше отвесного склона здесь - небольшая парковка, по которой можно пронести лодки от воды по крутой натоптанной тропе. Доехать до парковки можно по короткой дороге, которая проходит через TRNOVO. Можно отнести лодки и к предыдущей парковке.
Непосредственно после слаломной трассы начинается очень опасный участок Сочи; примерно 2 км очень сложной воды между большими подмытыми водой скалами. Опасность представляют не столько технические сложности, а сколько множество видимых и невидимых сифонов. По этой причине участок непригоден для прохождения!!! ОТРЕЗОК: "канатный участок" ( участок Кобарид)
Большой каньон - Кобарид
Длина и сложность: 4,0 км, III-IV к.с.
Проходимость: практически весь год
Окрестности: 1-2
Этот участок проходится нечасто: "канатный" участок. Как ясно по названию, лодки здесь можно было спустить на воду лишь с помощью веревок. С недавних пор построены ступеньки. Однако все же придется преодолеть 250 непростых метров!
Для того, чтобы попасть к этому месту спуска к воде, следует ехать от BOVEC в направлении KOBARID. Через 1,5 км после TRNOVO дорога резко сворачивает направо. Здесь можно оставить машину. Пройти по дороге, которая ведет вниз, затем свернуть на узкую дорожку, круто спускающуюся к воде.
Удобная в начале, дорожка постепенно переходит в крутой спуск. Трудности спуска окупаются видами на прекрасный ландшафт и великолепной водой. Русло реки завалено камнями. Течение мощное, вода сливается со ступени на ступень и падает каскадами.
Участок 3-4 к.с. Самые сложные места можно обнести по крутым скалам. Но, чаще всего, в этом не возникает необходимости. При прохождении следует опасаться карманов.
И на этом участке Сочи - много игровых мест.
После 2,5 км сплава препятствия становятся проще (самое позднее - после появления Наполеоновского моста).
Фото слева сделано перед красивейшим ущельем
После этого старого каменного моста можно сплавится 500 м до парковки на левом берегу. Проехать на эту парковку можно через KOBARID. Перед деревней (пост ГАИ) нужно свернуть влево, проследовать до Наполеонова моста и держаться правой стороны дороги.
После Наполеонова моста Большой Каньон Сочи заканчивается. При желании можно продолжить сплав, пройдя по быстротекущей воде еще 13 км до моста TOLMIN (1-2 к.с.).