БЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
Категория сложности - 3.
Нитка маршрута : г.Дзержинск - г.Черновцы - с.Берды - р.Черный Черемош - с.Устерики - с.Мариен - р.Белый Черемош - с.Устерики - г.Ясиня - р.Черная Тиса - г.Рахов - г.Яремча - г.Черновцы - г.Дзержинск.
Средства сплава: катамаран "Тритон-2" - 1 шт., катамаран "Кулик-2" - 2 шт.
Число участников: 7 человек.
Сроки проведения: 30 апреля - 12 мая 2002 года.
СОСТАВ ГРУППЫ
Катамаран "Тритон-2" (он же "Мамаду"):
Карпович Сергей ("Карпыч"),
Курносов Илья ("Интендант");
катамаран "Кулик-2" (модель 11 мини):
Иванчук Остап ("Фельдмаршал"),
Ефимов Дмитрий ("Джон");
катамаран "Кулик-2" (модель 10, он же "АН-2"):
Пронченко Андрей ("Инженер"),
Пичугин Андрей ("Дюсик"),
Ежов Александр ("Ежик").
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
30.04.2002 - выезд из Дзержинска в Москву;
01.05.2002 - выезд в Черновцы;
03.05.2002 - прибытие в Черновцы, заброска автотранспортом до поселка Берды, стапель, сплав по реке Черный Черемош до левого притока Дземброня;
04.05.2002 - сплав по реке Черный Черемош до села Устерики, заброска автотранспортом до села Мариен;
05.05.2002 - сплав по реке Белый Черемош до села Устерики;
06.05.2002 - заброска автотранспортом до города Ясиня, сплав по реке Черная Тиса до каньона;
07.05.2002 - сплав по реке Черная Тиса до города Рахов, антистапель, выезд в город Яремча;
08.05.2002 - дневка;
09.05.2002 - радиальный выход на гору Горгана;
10.05.2002 - выезд в Ивано-Франковск, Черновцы;
11.05.2002 - выезд в Москву;
12.05.2002 - выезд и прибытие в Дзержинск.
ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА
Заброска: поезд 11 Горький - Москва, отправление из Дзержинска 30.04 в 23.24, прибытие в Москву 1.05 в 06.26, цена плацкартного билета 220 руб.; поезд 171 Москва - Ивано-Франковск, отправление из Москвы в 16.48, прибытие в Черновцы 3.05 в 01.00, цена плацкартного билета 537 руб.
Выброска: пригородный поезд Рахов - Ивано-Франковск, отправление из Яремчи 10.05 в 11.52, прибытие в Ивано-Франковск в 14.30, цена билета 2,5 гривны; автобус Ивано-Франковск - Черновцы, отправление из Ивано-Франковска в 16.10, прибытие в Черновцы в 19.40, цена билета 11 гривен; поезд 172 Ивано-Франковск - Москва, отправление из Черновцов 11.05 в 01.05, прибытие в Москву 12.05 в 11.22, цена плацкартного билета 572 руб.; поезд 46 Москва - Горький, отправление из Москвы в 14.00, прибытие в Дзержинск в 20.00, цена плацкартного билета 220 руб.
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ
Ночью, утром (пока солнце не выйдет из-за гор) 5-7 градусов тепла, роса. Днем 15-25 градусов тепла, ясно. Кратковременные дожди 6 мая после обеда и 9 мая вечером, все остальное время - сухо.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Черный Черемош
Стапель на правом берегу напротив поселка Берды на лесоразработке. Немного грязновато, зато на этом берегу нет населенки. Выше забрасываться не стали, опасаясь малой воды. Мост в Бердах низкий, и при заброске выше по течению его, скорее всего, пришлось бы обнести. Характер реки - быстроток, слабые шиверы. Уровень воды средний. Есть лес для рамы.
Остров. С него на левый берег перекинут низкий мостик. Проход правой протокой.
Порог "Берды" несложный, ломаная ступенька через все русло. Шли без просмотра.
Далее на протяжении 1,5 часов сплава несколько слабых шивер, прижимов, мостов и подвесных мостиков. Обносов нет, просмотр с воды.
В 1 км выше левого притока Дземброня на правом берегу большая поляна - хорошее место для стоянки. Есть дрова и баня. В 1 км выше по течению около деревянного моста есть 2 ларька с продуктами, пивом.
Порог "Дземброня". Все ступени представляют собой довольно мощную шиверу (немного напоминает ключевой участок апрельской Поломети). Для опытных экипажей просмотр не требуется, проход по основной струе. При необходимости просмотра, между ступенями есть несложная чалка на левый берег.
Пороги "Белая Лошадь" и "Быстрец" опознать не удалось, характер реки - непрерывная шивера средней сложности. Шли без просмотра.
Порог "Верхний Гучок" расположен на правом повороте. Начинается на прямом участке длинной разгонной шиверой с валами до 1 м. Далее следует правый поворот с навалом на большой обливной камень у левого берега (с воды виден плохо - отличный постамент для вашего судна!!!). Далее на прямом участке цепочка постепенно уменьшающихся валов. Порог лучше просмотреть с дороги на левом берегу, чтобы не вылететь на "пьедестал".
Порог "Гук" расположен в 300 м от предыдущего на левом повороте. Представляет собой мощный косой слив под правым берегом и простую "канализацию" под левым. Проход справа интереснее, однако, при невысокой воде (как было в нашем случае) выход из слива закрыт "зубом", о который есть большой шанс поломать раму. Поэтому шли порог слева. Одновременный просмотр порогов "Верхний Гучок" и "Гук" нерационален, т.к. идти далеко, дорога перед "Гуком" уходит вверх, с нее река не видна, а спуск достаточно трудоемок. Лучше зачалиться на левый берег между порогами и пройти вдоль реки.
Порог "Нижний Гучок" представляет собой просто шиверу, просмотр не требуется.
Далее до села Устерики около 3 часов сплава по сплошной населенке. Сложных препятствий нет, все идется сходу. Основное внимание необходимо уделить препятствиям искусственного происхождения (мостам, навесным мостикам, тросам и т.п.), которых на Черном Черемоше имеется великое множество. По нашей воде был один обнос низкого мостика в районе Верховины, однако при более высоком уровне воды количество обносов может существенно увеличиться.
Резюме. Препятствиями, определяющими категорийность Черного Черемоша (3 кс), являются пороги "Верхний Гучок" и "Гук". Их желательно (хотя и не обязательно) посмотреть. Остальные препятствия опытная группа может идти сходу. Сложность фонового сплава не превышает 2 кс.
Белый Черемош
По сравнению с Черным Черемошем, значительно более динамичная речка. Из-за меньшего расхода бывает сплавной не каждый год. Нам повезло, и воды оказалось достаточно.
Стапель на левом берегу выше села Мариен, не доезжая 500 м до разрушенной лесосплавной плотины. Ширина реки 10-12 м, скорость течения высокая. С лесом для рамы и дровами проблем нет.
На протяжении 1 часа несложные, но частые шиверы, прижимы. Много камней, местами проход на пределе габарита судна. Благодаря многочисленным впадающим ручейкам расход плавно растет.
Порог "Дудки" опознали не столько по лоции, сколько по характеру реки: русло начинает сжиматься берегами, уклон заметно увеличивается (хорошо видно даже на глаз). Начинается на правом повороте довольно сильным прижимом к скале левого берега (справа - завал), далее следует прямой участок с несколькими небольшими сливами. На левом берегу большая поляна, на которой стоят туристические группы. Затем русло поворачивает влево, и начинается основная часть порога: несколько сливов сложной формы высотой около 1 м. В месте поворота русла большое улово, по берегам которого также много туристов. Заканчивается порог правым поворотом и участком быстротока. Для большинства групп необходим просмотр и оценка возможности успешного прохождения. Желательна страховка. Использование каркасных судов не рекомендуется.
Порог "Воротца" - самый мощный на реке. Находится в ущелье (каньоном я бы это место не назвал). Просмотр по левому берегу. Начинается после левого поворота серией мощных сливов на прямом участке. Немного напоминает ключевую часть порога "Дудки", но сливы выше и мощнее. Заканчивается постепенно упрощающейся шиверой. Для большинства групп необходим просмотр и оценка возможности успешного прохождения. Необходима страховка. Использование каркасных судов исключается, ввиду большой вероятности их поломки.
Далее серьезных препятствий на реке нет, на протяжении 3-3,5 часов фоновый сплав до села Устерики. Русло реки расширяется, уклон уменьшается. Отдельные шиверы, местами разбои и мелководные перекаты (возможна проводка). Сплошная населенка. В отличие от Черного Черемоша мостов значительно меньше, низких нет совсем.
Резюме. Препятствиями, определяющими категорийность Белого Черемоша (3 кс), являются пороги "Дудки" и "Воротца". Для групп, не обладающих опытом сплава по серьезным горным рекам или на слабых судах, обязателен просмотр и трезвая оценка возможности успешного прохождения. Необходима страховка. Остальные препятствия можно идти сходу. Сложность фонового сплава не превышает 2 кс.
Черная Тиса
Малоизвестная для российских водников речка. Мы узнали об ее существовании за пару дней до отъезда из http://www.watersport.com.ua/wt/rivers/black-tisa.html . Информация показалась интересной, и было принято решение побывать на ней.
Стапель в городе Ясиня. Мы стартовали прямо в городской черте, на выезде из города на полке левого берега напротив учреждения "Социальный будинок "Ясиня". При желании можно проехать дальше до автомобильного моста через реку. Ширина русла около 20 м. Воды для сплава вполне достаточно, несмотря на то что, по информации от местного населения, ее уровень за последние 3 дня упал на 0,5 м. Течение быстрое, уклон заметен на глаз.
В течение 30 мин сплава несложные перекаты и прижимы. Река постепенно входит в горы, долина сужается. На левый берег выходит железная дорога, на правый - автомобильная. В конце участка справа очень красивым водопадом впадает ручей, впереди виден железнодорожный мост. Это важный ориентир. За мостом русло поворачивает вправо и сразу виден еще один железнодорожный мост. За ним после левого поворота начинается каньон. Между мостами на левом берегу находится последняя хорошая, относительно безлюдная стоянка. Впадает ручей с чистой вкусной водой. Есть дрова, можно сделать баню. На правом берегу напротив находится небольшой заводик, впрочем, особых неудобств он не доставляет. Далее по реке следует каньон и сплошная населенка до Рахова.
"Каньон" имеет искусственное происхождение. Он образован берегами, забетонированными для укрепления насыпи железной (слева) и автодороги (справа). Длина каньона около 4 км. Чалка и выход из него есть в ограниченном количестве мест. Уклон русла весьма значителен. Характер сплава по средней воде: непрерывная шивера, требующая весьма интенсивной лавировки между многочисленных камней, много прижимов (преимущественно к правому берегу), встречаются сливы сложной структуры до 1 м. Некоторые бочки изрядно "покусывают" даже груженый катамаран. Страховка возможна только с воды. Предварительный просмотр, на наш взгляд, нерационален и малорезультативет, так как препятствие слишком длинное (посмотреть, а тем более запомнить несколько километров реки нереально), а возможности для чалки редки. По большой воде траектория движения заметно упростится (зальет многочисленные камни), однако, мощь реки существенно возрастет, и основную роль начнут играть бочки и прижимы. Киляться в каньоне крайне не рекомендуется, так как идти самосплавом придется, скорее всего, до конца препятствия. Наиболее подходящие суда - кат-2 и каяк. Для ката-4 при невысокой воде может быть негабарит, да и скучновато. На судах типа "Скаута", "Егеря" сплав может быть достаточно экстремальным, ввиду наличия косых сливов и достаточно мощных бочек, которые эти суда не очень любят, и может быть рекомендован только при обязательной страховке с воды катамараном. Каркасные суда для сплава в каньоне непригодны. В целом, сплавляться в нем рекомендуется только экипажам с опытом горных рек не менее 3 кс.
Постепенно бетонные стенки начинают чередоваться по берегам и встречаться все реже. Каньон заканчивается. Предстоит около 3 часов (20 км) несложного сплава до Рахова. По-прежнему, встречаются шиверы и прижимы, но после препятствий в каньоне сложности они уже не должны представлять, требуется только внимательность. Низких мостов нет. Все видно с наплыва. После захода в городскую черту Рахова (видно по указателю на автодороге) уклон русла опять возрастает, и встретится несколько достаточно мощных шивер, особенно при впадении слева Белой Тисы, которая меньше Черной, но, судя по расходу, тоже может оказаться сплавной (конкретной информации нет). Плыть нужно до автомобильного моста в центре города и чалиться на левый берег - так ближе до жд станции. Внимание: в центральном пролете моста в воде есть техногенный хлам - мы об него серьезно повредили два катамарана.
Резюме. Категорийность Черной Тисы (3 кс) определяется искусственным каньоном длиной около 4 км. Для успешного прохождения необходимо иметь опыт сплава по горным рекам не менее 3 кс. Сплавное время 1-1,5 дня. При наличии собственного автотранспорта представляется оптимальной постановка базового лагеря между мостами и последующее катание по каньону, т.к. остальная часть реки спортивного интереса не представляет.
ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ
Предисловие
Мысль о посещении Карпат мы с Фельдмаршалом обсуждали еще более года назад, но тогда народ уже настроился сходить на Мзымту, поэтому было решено не вносить смуту в коллектив и отложить столь привлекательную мысль до лучших времен. И вот эти времена настали. Когда в конце зимы встал вопрос, куда же нам податься на майские, и в качестве вариантов были предложены Чуя (повторно) и Черемош, то подавляющее большинство высказалось за последнее (ведь там тепло, и много сала, горилки и гуцулок). Безусловно, были сомнения по поводу "заграницы", но, посмотрев на статистику посещения этого региона ярославскими водниками, мы решили, что плохо там быть не должно. Тарифы нас тоже устроили, и "Рубикон был перейден". Едем…
30 апреля
Вечер последнего трудового дня. Настроение самое благостное. Позади сомнения, сборы, впереди 12 дней отдыха. Сгибаясь под тяжестью рюкзаков, мы с Ежиком бредем на вокзал. На подходе нас встречает Интендант и сообщает, что случилась беда. Меня аж передернуло. Что еще могло случиться, ведь все было спланировано столь тщательно. При ближайшем рассмотрении оказалось, что в процессе сборов Инженер "малость расслабился" и теперь чувствует себя "глубоко отдохнувшим", занимая спальное место на привокзальной лавочке. Это разве беда? Это - совсем нормально. К тому же, по прошествии совсем небольшого промежутка времени, он зашевелился, потребовал "волшебную бутылочку" и, сделав несколько глотков, как ни в чем не бывало, встал. А с приходом поезда бодро потащил свой рюкзак и прочее барахло в вагон. Позже, он объяснил нам это тем, что "кончился бензин", и пока он не залил его вновь …
1 мая
День бестолковой московской привокзальной суеты. Наконец, наступает долгожданное время 16.48, и мы продолжаем наш путь в Карпаты. Плацкартный вагон - изрядно б/у, но это не важно. Важно, что каждый час приближает нас к вожделенной цели - сплаву. У нас пополнение - в Москве присоединился Фельдмаршал. Это стало основной причиной того, что легкий вечерний ужин с пивом плавно перерос в ночные посиделки с "тяжелой артиллерией" в виде батареи бутылок. Постепенно "артиллеристы", которым еще предстояла ночная встреча с таможней, разбредаются по своим "окопам" чтобы прийти в себя. Остаются только Фельдмаршал и Интендант, которые неожиданно обнаруживают, что "снаряды" закончились. А хочется еще! Дальше происходит прикол. Где-то в районе Брянска на перроне приобретается бутылка "коньяка" без акцизной марки за 70 руб.(!?), торжественно вносится в вагон и приготавливается к употреблению. В это момент появляется транспортная милиция и со словами: "Ага, распиваем!", готовится составлять протокол со всеми вытекающими… Кто-то из встрявших джентельменов (имени того, кто это сделал первым, история не сохранила) по инерции поднес налитую кружку и неожиданно обнаружил, что жидкость не пахнет! После этого бутылка была немедленно предъявлена начальнику патруля, и тот при помощи собственного обоняния смог собственноручно убедиться, что факт распития крепких спиртных напитков отсутствует на корню. Поинтересовавшись источником происхождения сего "продукта", разочарованный патруль со словами "Ну и лохи вы, ребята!" покинул наш уютный уголок.
2 мая
Потом еще были две таможни. Проверяли только документы, а по сему никакого беспокойства, за исключением побудки посреди ночи, не доставили. Далее день протекал, как обычно: кости, преферанс, разнообразные "комплектующие в жидкой фазе". Желающие "щемили харю". К вечеру стал активно обсуждаться вопрос о дальнейших действиях после прибытия в Черновцы, ведь мы приезжаем туда в 1.00 по местному времени. То ли искать ночлег, то ли сразу машину на реку? К определенному мнению так и не пришли.
3 мая
Вот мы и в Черновцах. Местное время 1.00. Ситуация разрешилась сама собой. Прямо на перроне к нам подошел местный извозчик (Игорь, г. Черновцы, тел. (0372) 51-02-12), который должен был кого-то встретить, но не встретил, и предложил свои услуги. Условия: плата за заброску до поселка Берды 40 USD с группы (мы заплатили по курсу 220 гривен), время в пути 4 часа, транспорт - микроавтобус "Фольксваген", выезжать можно немедленно. Все это нас очень устроило, и уже через полчаса мы двигались к цели. Село Зелене проезжали, когда уже начало светать. Поскольку место стапеля было не слишком конкретизировано, пришлось всех разбудить и ненавязчиво предложить пялиться в окно, с целью поиска подходящего места. Откуда стартуют другие группы, водитель тоже не знал, так как ехал сюда всего во второй раз. Наконец, проезжая поселок Берды, видим мост на правый берег и за ним большую поляну без признаков жилья. Решаем остановиться. Во-первых, выше может быть мало воды; во-вторых, судя по отчетам, серьезных порогов там нет; в-третьих, мост, по которому предстоит перебираться на правый берег, низкий, и при старте выше его наверняка придется обносить; в-четвертых, здесь нас все устраивает: есть поляна, дрова, лес для рамы и нет людей. Сказано - сделано. Выгружаемся, расплачиваемся с водителем. Брр… А на воздухе то весьма свежо. Конечно, не карельская Лоймола, но и не Адлер. Быстро перетаскиваем барахло на правый берег и начинаем резко утепляться. Поляна изрядно раздолбана колесами лесовозов, местами текут ручьи, грязновато, но это уже не важно. Мы на реке. Время 6.00. Предлагаю для сугрева принять по 50 капель. Эта идея находит горячую поддержку. После следует еще один дубль, и мы начинаем сборы.
Около 9.00 из-за горы вышло солнце, и жизнь стала налаживаться, а мы раздеваться. Сборы шли неторопливо, можно даже сказать лениво - сказывалась бессонная ночь. На воду встали в начале первого. Первыми выходим мы с Интендантом на "Мамаду", остальные следом. Первые брызги, первый восторг. Мостик с острова на левый берег, замеченный еще при заброске, обходим правой протокой. Вскоре должен быть порог "Берды", решаем идти без просмотра. Легко… Чалимся направо и ждем остальных. Вот и все в сборе. Полюбовавшись прекрасными видами Карпат, продолжаем сплав. На сей раз, на "АН-2" у нас идет пассажиром видеооператор Ежик, так что будут съемки с воды. Лоция ничего серьезного не обещает, поэтому идем походной колонной, обращая внимание только на многочисленные мостики, местами достаточно низкие. Пока обходимся без обносов. Изредка останавливаемся, чтобы размять ноги и полюбоваться красотами гор. Часа через 2 сплава проходим под низким мостом, за которым на правом берегу видим большой туристический лагерь с автотранспортом (видимо, покатушки), а на левом - два функционирующих ларька. Грамотный выбор места стоянки. Еще в километре ниже Инженер находит на правом берегу большую незаселенную поляну и выдвигает идею, которую все горячо поддерживают - встать пораньше. Чалимся и начинаем организовывать лагерь. Позже узнаем от каякеров, что встали, не доходя 1 км до левого притока Дземброня. Это удачно. Идти сегодня именные пороги не хотелось - надо отдохнуть и выспаться.
Для начала легкий перекус с несколькими глотками тонизирующего "для бодрости" и чтоб "бензин не кончался". Фельдмаршал реанимирует баню (с прошлого года ей, явно, никто не пользовался), мы ставим палатки, разводим костер. Постепенно набирается команда для похода в шинок около моста - народ хочет продегустировать местные напитки. Попутно выясняется и одна смелая идея: Инженер заприметил в полукилометре выше по течению трос через реку и собирается перебраться на другой берег по нему. Мы сначала пытаемся робко возражать, но потом решаем - пусть будет шоу. Выходим в составе: Фельдмаршал (он у нас главный переводчик, т.к. свободно говорит на местном диалекте), Инженер (шоумен), Интендант (фотограф), Дюсик (сочувствующий) и я (казначей и видеооператор). В лагере топить баню остаются Джон с Ежиком. Идем по берегу реки, перелезая через ограды многочисленных частных владений. А вот и трос. Занимаю позицию для видеосъемки. Инженер повисает на тросе головой назад и, имитируя движения червяка, начинает движение. До середины русла все идет гладко, однако потом скорость движения резко падает, и мы понимаем, что он устал. Позже мы узнали, что, помимо этого, дальняя половина троса гораздо сильнее покрыта заусеницами. Когда до берега остается примерно треть пути, ноги Инженера соскальзывают с троса и цепляют воду. Дальше все понятно. Могучая сила течения отрывает его от троса - заплыв состоялся. К счастью, несколькими могучими взмахами рук Инженер подгребает к берегу и вылезает. Шоу получилось! Теперь самое время посетить шинок, чтобы согреть Инженера. Мы с Фельдмаршалом перебираемся на другой берег по пешеходному мостику выше по течению, остальные возвращаются в лагерь. Встречаем Инженера. Он ничуть не расстроен, и завтра собирается повторить попытку, внеся усовершенствования в технику движения. В ларьке быстро закупаем необходимое, включая горячительные напитки домашнего производства. Нет только хлеба и картошки. Нам советуют обратиться в одну из соседних хат. Засылаем туда Фельдмаршала, и уже через несколько минут получаем пакет с картошкой и вкуснющую пасху (к слову сказать, с него даже не хотели брать денег). Забегая вперед, скажу, что такое было еще не раз. Для всех было полным откровением, насколько хорошо местное население относится к туристам. Возвращаемся в лагерь, и дальше начинается полный расслабон. Лезем в баню. Мы с Джоном, заработав неслабый простудифилис еще до отъезда из дома, успешно проходим курс лечения. Заметив показывающийся из-за поворота кат-4 (видимо, туристы из группы у моста), подгадываю момент, и когда кат проплывает мимо, ору парящимся: "На выход!". Толпа голых мужиков плюхается в реку. С ката доносится довольный женский смех - видимо, зрелище понравилось. Ну а дальше - посиделки у костра и сон под убаюкивающий шум реки.
4 мая
Не ранний подъем и неспешные сборы. После завтрака желающие принимают тонизирующее, мне не хочется - и без того хорошо. Далее Инженер осуществляет вторую попытку тросолазания, на сей раз головой вперед и подстраховавшись брючным ремнем. Получилось! Воодушевленный успехом Инженера Дюсик переправляется по тому же тросу на подвесной люльке. Мы пользуемся прежним способом - по мосту. Цель - опять шинок: местный "продукт" понравился, надо закупить его впрок. Выходим на воду в начале первого, впереди "Дземброня", поэтому идем осторожно. Чалка за левым поворотом, ориентиры совпадают. Смотрим. Кроме шиверы, чуть более мощной, чем предыдущие, ничего не видно. Может главная "задница" дальше? Идем первую ступень и чалимся в улово за втекающей слева Дземброней. Опять ничего, все та же шивера (небольшой слив в начале второй ступени не в счет). Становимся на видео-фотосъемку. Сначала идут Джон с Фельдмаршалом, стараются попасть в самую бочку, но чуть промахиваются, следом все остальные. Проходим легко, бочка даже не тормозит, а только слегка умывает. Чалимся еще раз (в неудобном месте), чтобы забрать с берега Ежика с камерой, но, по-прежнему, кроме шиверы ничего не находим. Во время отчаливания нас не вовремя пихает кат Джона-Фельдмаршала, и в результате "Мамаду" утягивает в корону лежащей в воде березы. Пока выпутываемся - остальные уходят вперед. Мы с веселыми матерками догоняем группу. Итак, порог "Дземброня" - это просто длинная, не слишком мощная шивера. Идем вперед, периодически чалясь, не столько для просмотра, сколько чтобы размять ноги. На одной из шивер "АН-2" начинает резко тормозить, а затем вообще встает. При ближайшем рассмотрении оказывается, что с него свалилась "морковка", и цепляет все камни на дне. После подъема "якоря" движение возобновляется. Пороги "Белая Лошадь" и "Быстрец" опознать не смогли, видимо, тоже что-то шивероподобное. Наконец, после очередного левого поворота видим впереди длинный прямой участок с валами до 1 м и затем правый поворот. Похоже, что это "Верхний Гучок". Вылезаем на дорогу и идем смотреть. Входная шивера мощная, но простая, проход прямо по валам, не приближаясь к растительности на левом берегу. На правом повороте у левого берега здоровый обливняк, на который слегка наваливает струя (к слову сказать, с воды его видно плохо). Отличное получилось бы фото, если водрузить на него чье-нибудь судно. Странно, но энтузиастов не находится. Далее на прямом участке простой слив и постепенно ослабевающие валы, переходящие в быстроток. Еще дальше виден левый поворот, судя по лоции, там должен быть "Гук". Продолжаем движение по дороге, но скоро понимаем, что она быстро карабкается вверх, срезая поворот русла, и порога мы с нее не увидим, а до воды спускаться станет совсем далеко. К тому же, становится очень жарко. Решаем пройти "Верхний Гучок" и зачалиться в середине быстротока. Прохождение проблем не вызвало, хотя входная шивера изрядно поплевалась водой (это к лучшему - удалось восстановить температурный баланс организма). После чалки идем через луг смотреть на "Гук" (почти рифма). На повороте под правым берегом очень интересный косой слив с заходом через ворота из больших надводных камней, однако выход перекрыт зубом в струе, о который есть шанс угробить раму. Слева - простая канализация, которую можно идти даже на Таймене. Вот вам и самый сложный порог Черного Черемоша. Других вариантов прохождения нет. Идем слева, так как раму жалко. После этого с категорийностью реки все становится ясно, и мы не смотрим больше ничего. Останавливаемся только для разминания ног и отправления некоторых потребностей. Желающие продолжают дегустацию "продукта". Где-то в Верховине встретился совсем низкий мостик, под который рискнули проскочить только Джон с Фельдмаршалом (зазор был не больше 5 см). Остальные предпочли короткий обнос по правому берегу (единственный, за все время нашего пребывания в Карпатах). Да еще, где-то там же Интендант получил по руке с видеокамерой камнем, брошенным с высокого берега. Мы увидели только убегающего малолетнего идиота. Дело ограничилось изрядной ссадиной на пальце, камера, к счастью, не пострадала. Эта история повторилась еще раз в Рахове, когда, проплывая под городским мостом, Инженер получил камнем по каске. Слава Богу, без последствий. Что ж, дураков везде хватает. Дошли до Устерики в начале седьмого вечера. На поляне правого берега после впадения Белого Черемоша - толпа народа. Вода в Белом есть. Сразу возникло коллективное желание свалить с этой массовки. Инициативной группе повезло. Первый же газон, который они тормознули на дороге, идущей по левому берегу Белого Черемоша, согласился нас отвезти. Тариф 200 гривен, время в пути 2,5 часа. Каты загрузили в кузов неразобранными. Пока мужики запихивали остальное имущество, мы с Фельдмаршалом отправились в магазин за провизией. Прикупили того - сего, а потом имели неосторожность подойти к небольшому рынку. Помимо покупателей, там стояли два деда, уже изрядно навеселе. Я чем-то приглянулся одному из них, и он, держа в руке наполненный стаканчик (100 г), произнес длинную речь, из которой я понял, что он желает мне здоровья. Выпив наполненную емкость, дед наполнил ее еще раз и протянул мне. Отказываться было неудобно. К слову сказать, я весь прошедший день соблюдал трезвый образ жизни (не люблю выпивать на воде), и не ел, соответственно, тоже давно. Я потянул Фельдмаршала за рукав, в надежде, что этот стаканчик мы с ним разделим пополам. Но дед все понял и по-русски строго сказал: "До дна!". Деваться некуда, выпиваю. После этого ко мне быстро подходит второй дед и после значительно более короткого монолога, аналогичного по смыслу, опять протягивает полный стаканчик. Фельдмаршал громко заржал, видя, как быстро местные ветераны доводят Карпыча до "кондиции", но потом сжалился и дал закусить куском только что купленного сыра. Понимая, что при таком гостеприимстве наше пребывание в Устериках может затянуться на неопределенное время, мы с Фельдмаршалом торопливо попрощались, и рванули к машине. Паддлеры, выслушав эту историю, принялся горячо сожалеть, что остались на погрузке багажа. Я садиться в кабину отказался и залез в кузов, желая, чтобы угощение быстрее выветрилось. Отъехали. Джентельмены сразу открыли очередную бутыль с "продуктом" и принялись "догоняться" до уровня "веселого Карпыча". По мере продвижения вверх по реке, дорога становилась все хуже, а потом стала такой, что, на мой взгляд, на танковых полигонах Кольского полуострова лучше. Ездить по ней в трезвом виде совершенно не возможно. Так что, все произошедшее перед заброской можно рассматривать как счастливый случай. Прибыли на место, когда уже начало смеркаться. Водителю предстояло возвращение в полной темноте. Однако… Быстро развернули лагерь, и, когда наступила полная темнота, у нас уже стояли палатки, горел костер, а в котелке что-то вкусно булькало. Утомленные насыщенным днем, все быстро разбрелись по палаткам.
5 мая - Пасха
Утро началось нестандартно. Я проснулся от криков Инженера, расхаживающего вокруг нашей палатки: "Вставайте, басурмане! Велык дэнь наступыл! Выпыть надобна!" Несмотря на это, все вокруг меня лежат, словно дохлые носороги. Понимаю, что заснуть уже не удастся, и с кряхтением вылезаю из палатки. А вокруг такая лепота: ясно, тепло, солнце освещает узкую долину реки, где-то рядом шумит вода. Под только что сваренный Инженером супчик отмечаем праздник. Потихоньку начинают подтягиваться остальные члены экипажа. И с каждым Инженер "отмечает". Я потихоньку отхожу в сторону - ведь сегодня еще сплавляться. После плотного завтрака вспоминаем, что водитель вчера что-то говорил про лесосплавную плотину, до которой мы не доехали метров 500. Беру камеру, и мы с Инженером идем на разведку. После поворота русла реки влево плотину уже видно. Подходим ближе. Полуразрушенный деревянный створ и в нем отвесный водосброс высотой около 5 м. Под сливом остатки гнилых бревен и всякий хлам. Так что, даже каякер наврятли сможет прыгнуть. Что удивительно - разлива перед плотиной нет, выходит - эта ступенька естественного происхождения. Поснимав сооружение с различных ракурсов, довольные мы возвращаемся в лагерь. После короткой рекламы все остальные повалили туда же. Наконец экскурсия закончена, начинаем готовиться к сплаву. Вышли традиционно поздно - в первом часу. Опять несложные шиверки, правда из-за меньшей ширины русла и расхода вертеться приходится пошустрее. Местами проход на пределе габаритов, но ничего сложного нет. Примерно через 1 час сплава после плавного левого поворота видим крутой правый с прижимом к скале левого берега и резкое увеличение уклона. Поодаль, на левом берегу видна большая поляна, на ней стоят несколько групп. Похоже, это начало ключевого участка. После непродолжительного совещания решаем не смотреть, а сразу идти. Авось, не Чуйский "Бегемот", как-нибудь проскочим. Сказано - сделано. За прижимом начинается разгонная труба с несколькими простыми сливами. Умывает приятно, но не более того. Заканчивается разгон поворотом русла влево, в месте поворота - большое улово. Приближаясь к нему, видим на берегу КНБшку, еще какие-то мелкие суда и много народа вокруг. Дружно кричим: "Христос воскрес!" Толпа с глазами по 5 копеек едва успевает ответить: "Воистину воскрес", и мы скрываемся из вида. После поворота - пенная лестница. Первый слив, второй, третий… Сбиваюсь со счета, потому что здесь уже надо работать. Наконец, после правого поворота шивера переходит в быстроток. Чалимся на правый берег.
- Эх, хорошо!
- А что это было?
- А х...тож его знает. Может, "Воротца".
- Фельдмаршал: "Карпыч, а ты видел дома по берегам?"
- Вроде, видел. (Разве там было время башкой по сторонам вертеть?!)
Сошлись на том, что "Воротца" уже позади. Жаль. Теперь впереди только фоновый сплав. К счастью, в это поверили не все. Здесь уместно сделать небольшое отступление.
Летом 2000-го года во время сплава по Чуе я ошибся с ориентирами и принял порог "Сумрачный" за порог "Буревестник". В результате мы по сильнейшему паводку ввалились в последний без просмотра. Тогда все закончилось хорошо, но это настолько запомнилось экипажу, что многие стали относиться к словам лоцмана весьма критически. Многие, но не все!
Первыми стартовали Фельдмаршал с Джоном. К счастью, именно они были наиболее критически настроены по поводу того, что прохождение "Воротца" уже состоялось. Позже они рассказали что, повернув в конце быстротока налево и увидев лестницу, аналогичную пройденной, но со сливами повыше и со струей помощнее, ничуть не удивились. Ох уж, этот коварный Карпыч! Опять решил подколоть народ. Увидев, как первое судно быстро исчезло из поля зрения, мы тоже насторожились и поняли, что впереди не все так просто. Итак, левый поворот. Впереди видно много белой воды. Где-то на середине "лестницы" путаю право и лево, в результате мы выскакиваем из струи и начинаем елозить по камням правого берега. Причем, назад вернуться не просто. Интервал между сливами небольшой, а надо успеть выскочить на струю и развернуть судно носами, лагом же валиться в очередной слив не хочется. Но дело все же кончается лагом. Не без труда, мы удержали катамаран, оставшись на струе. Дальнейшее уже просто. Плюх, плюх, еще плюх. Наконец на берегах появляются дома села Яблуница. Вот они где. Теперь "Воротца" точно позади. Останавливаемся, чтобы отдышаться и обменяться впечатлениями. Отличный порог! Команда продолжает незлобно ругать нерадивого лоцмана, т.е. меня. Но все довольны.
Настойчиво рекомендую большинству групп не следовать нашему примеру и пороги "Дудки" и "Воротца" просмотреть. Иначе, опыта может не хватить.
Дальше около 3 часов сплава с несложными препятствиями до села Устерики. Много красивых видов, сплошная населенка, течение быстрое, но местами мелко. В общем, убаюкивающий до безобразия расслабон. Чалимся, как и накануне, к поляне. Народа здесь заметно поубавилось. Проанализировав последние километры Черного и Белого Черемошей, решаем, что идти до Вижницы нет никакого смысла, там явно не будет интересных препятствий. Надо искать транспорт на Черную Тису. А по сему, ночевать нам предстоит здесь, на стрелке Черемошей. Ставим лагерь, Инженер начинает колдовать над ужином. Не без труда "посылаем подальше" местного изрядно откушавшего аборигена вместе с его предложением выпить. Фельдмаршал и Джон вместе отправляются в село на поиски хлеба, "любимого продукта", да и насчет машины попробуют узнать. Я, памятуя о вчерашнем, куда-либо идти отказался - вдруг опять найдутся какие-нибудь дедушки. Отсутствовали они долго. За это время забавный случай помог нам найти транспорт. Уже стемнело, мы сидели у костра и хавали супчик, когда подошел местный водитель и спросил: "Кто тут Алексей из Нижнего Новгорода?" Мы недоуменно и с некоторым удивлением пожали плечами. Он уточнил: "С маленьким ребенком?" Тут мы припомнили, что видели в лагере молодого человека с маленькой девочкой на руках. Но кто он, откуда? Несколько позже он объявился, оказалось, что из Дзержинска (!?), а на поляне должен был встретиться со своей группой, сплавлявшейся по Черному Черемошу. Поскольку группа не пришла, водитель (Шпетко Михайло Степанович, Ивано-Франковская обл., Верховинский район, с. Устерики, тел. 3-47-26) оказался свободным, чем мы и воспользовались. После некоторых колебаний (ехать предстояло в Закарпатскую область), он согласился утром отвезти нас до Ясиня (начальный пункт сплава по Черной Тисе). Так завершился этот день.
6 мая
Ранний подъем. Выехать договорились пораньше, так как дорога идет через 2 перевала, и чтобы не перегревался мотор, надо ехать по прохладе. Подспускаем каты и, не разбирая, забрасываем в кузов. В 7.00 выезд. Проезжаем Верховину, далее дорога на Ворохту начинает карабкаться на перевал, откуда открывается отличный вид на заснеженные вершины Карпат. За перевалом дорога спускается в долину Прута. Проезжая Ворохту, тщательно просматриваем русло Прута. Увы и ах, но воды для сплава явно недостаточно. А вот и левый поворот - дорога на Яблуницкий перевал, с которого открывается еще более впечатляющий вид на красоты Карпат: густо-зеленые долины и ослепительно белые вершины. Позади остается Ивано-Франковская область, впереди ждет Закарпатская. Вскоре въезжаем в Ясиня. Через некоторое время дорога выходит на левый берег Черной Тисы. Воды вполне достаточно для сплава. Это отличная новость. Правда, вопрос с выбором места стапеля остается открытым. Водитель начинает нервничать по поводу бензина. Наконец, уже на выезде из города замечаем небольшую зеленую полку на левом берегу напротив учреждения с названием "Социальный будинок "Ясиня". Выгружаемся. Отсчитываем водителю обещанные 220 гривен, и он уезжает. Переезд занял 2,5 часа. Пока народ подготавливает суда к сплаву, мы с Фельдмаршалом опять направляемся в магазин за продуктами. Набрав необходимый ассортимент (хлеба традиционно нет), Фельдмаршал осторожно интересуется горилкой. Продавщица показывает на соответствующую витрину, но Фельдмаршал машет головой и намекает, что нас интересует "домашний продукт". Мгновенно из шкафчика появляется початая бутылка, 2 стопки, и нам предлагают сначала продегустировать товар. Ну вот, опять. Почему опять я? Убедившись в отменном качестве, мы принимаем решение и получаем вожделенные наполненные емкости, а также пасху в подарок. По словам довольной продавщицы, мы сделали ей план нескольких дней. С тяжелой ношей возвращаемся в лагерь. И опять паддлеры начинают тяжело вздыхать и задаваться вопросом, почему же Карпычу так везет на халяву. Многочисленные случайные прохожие с нескрываемым любопытством разглядывают наш бардак, а дети пытаются посидеть на катах. Мы для начала их приструнили, но, убедившись, что ничего страшного не случится, нарядили в спасжилеты и каски, после чего они стали похожи на "черепашек Нинзя". Подошел отец одного из них, и беседа плавно трансформировалась в прибрежное застолье. В общем, на воду мы встали только в половине третьего - рекорд для данного похода. Мужики прокатили детей до конца города, а мы с Интендантом прыгнули на кате в воду прямо с обрыва. Получилось эффектно. Кстати, более удобно устраивать стапель в районе автомобильного моста через Черную Тису на выезде из города. За Ясинем долина начинает постепенно сужаться, горы подходят к реке, а уклон русла увеличивается. На левый берег выходит железная дорога, на правый - автомобильная. Сложных препятствий нет, одни перекаты. Минут через 30 видим справа ручей, впадающий в реку шикарным водопадом. Чалимся и идем запечатлеть зрелище. Вода и чиста, и вкусна. Впереди, в конце прямого участка, появляется железнодорожный мост. "АН-2", идущий первым, неожиданно чалится за мостом на левый берег. Что случилось? Ничего. Просто Инженер предлагает встать на стоянку. Оглядываемся: место под палатки есть, дрова есть, чистая вода есть, людей нет. Небольшой заводик на правом берегу по случаю праздника не работает. Решено - встаем. (Только завтра мы узнаем, насколько грамотным оказалось это решение.) Фельдмаршал по традиции строит баню. Остальные занимаются лагерем. Обедаем, затем я иду прогуляться вниз по реке. Сразу за вторым железнодорожным мостом после левого поворота обнаруживаю начало каньона. Немного просматриваю препятствия и возвращаюсь в лагерь. Рассказываю об увиденном. Постепенно небо затягивают тучи, и начинается дождь. К счастью, ненадолго. Вечером опять становится ясно. Ну а дальше - баня, посиделки у костра, гитара. Для некоторых этот вечер затянулся до рассвета.
7 мая
Традиционно поздний подъем. Инженер опять ругается: "Вы, что, спать сюда приехали?" Но это ничего не меняет. Выходим около двенадцати. Первым идет "Мамаду". Проходим первый слив с прижимом. Удачно. Руками цепляемся за выступ бетонной стенки и ждем остальных. Ну вот, все в сборе. "Мамаду" опять устремляется вперед. Очень много камней, линия движения местами выражена неявно. Однако на каждом повороте в реку что-нибудь вливается, и расход понемногу растет. Прижим, слив, камень, уход, еще слив, еще прижим. И так на протяжении минут тридцати. Неплохо. "Весело", наверное, здесь, когда водички хотя бы на полметра побольше. Постепенно уклон уменьшается, а бетонные станки встречаются все реже. После очередного железнодорожного моста понимаем, что каньон закончился. Приятный участок, однако. Инженер рассказывает, что в одном из прижимов "АН-2" выскочил на камень, и струей стало ломать раму. Пришлось всем вылезать и сниматься с камня "ручками". Паддлеры остались довольны. Дальше опять простой фоновый сплав до Рахова на протяжении 3-х часов. Много красивых видов, однако, населенка такая, что встать негде, в принципе. Вовремя мы вчера остановились. Молодец Инженер! В Рахове уклон опять увеличивается, а шиверы становятся мощнее. После впадения слева Белой Тисы воды уже очень много. Интересно, а сплавная ли она? Судя по расходу, вполне может быть. Однако точного ответа нет. Проплывая под автомобильным мостом в центре города, Инженер получает по каске камнем, и громкий мат раскатисто разносится в воздухе, приглушая шум реки. Мы же чувствуем, что обо что-то шаркнулись. Чалимся на левый берег метрах в ста ниже, на территорию какой-то полуразрушенной базы стройматериалов. Переворачиваю "Мамаду" и вижу на своем баллоне два параллельных разреза длиной сантиметров сорок. У Джона с Фельдмаршалом - тоже, но короче. Какая гадость. Антистапель. Сегодня мы едем в Яремчу, уже зная, что в Пруте воды нет. Так что водная часть путешествия закончена, и штопать суда будем дома. Жара стоит жуткая, поэтому все высыхает мгновенно. Это удача. Не повезем с собой домой воду Тисы. Времени до семичасового дизеля как раз хватает для не слишком суетных сборов.
Из окна вагона еще раз смотрим каньон, по которому шли с утра. Прощай, приятная речка Черная Тиса. В Яремчу прибыли только в 22.30, вместо обещанных в кассе 21.00. На перроне - полная темень, вокзал на ремонте. Что делать дальше - не очень понятно. Через некоторое время к нам подходят представители местных органов. Мы обрисовываем ситуацию, и, о чудо, один из них принимает непосредственное участие в нашей судьбе. В течение 20 минут он находит место ночлега, отвечающее нашим скромным финансовым возможностям. Уже через час мы все дружно "щемим харю", лежа на белоснежных простынях - давно забытое ощущение!
8 мая
Сегодня нас покидает Фельдмаршал - он отправляется к родне, и встретимся мы вновь только в поезде. Мы остаемся вшестером, и у нас в запасе 2 дня, которые нужно чем-то заполнить. Вот такая диспозиция. Для начала мы с Дюсиком отправляемся менять деньги. Это, неожиданно, оказывается не очень простой проблемой. Первый попавшийся нам банк (от вокзала по улице налево) не меняет рубли в принципе, в следующем - нет наличных гривен. И только рядом с автостанцией мы находим небольшой офис, в котором удается решить все проблемы обмена. Во время поисков встречаем на улице небольшой указатель "Туристическое бюро "Зори Карпат". А чем черт не шутит? Заходим. Нас очень приветливо встречает директор Почкаев Иван Александрович. Делимся проблемами: масса свободного времени, но ничего не знаем в округе. Он предлагает нам следующий вариант: на сегодня - обзорная экскурсия по Яремче с посещением водопада и скал Долбуша (одновременно экскурсовод покажет, где можно поставить палатки и организовать лагерь) за 35 гривен с толпы, на завтра - подъем на гору Горгана (50 гривен). Прикинув свои возможности, понимаем, что все это очень неплохо и соглашаемся. Часть сплавного снаряжения, согласовав время отъезда, оставляем в месте ночлега. В 11.30 появляемся в турбюро (78500, Украина, Ивано-Франковская обл., г.Яремча, ул.Свободы, 246, офис 1, тел. (03434) 2-11-82). Бросаем рюкзаки и идем на обзорную экскурсию. Центр, ресторан "Гуцульщина", затем водопад. Очень красиво. Жаль, воды мало. Рядом на лотках продают отличную двухкилометровку Украинских Карпат (10 гривен). Берем. Рекомендую. Далее через многочисленные заброшенные базы отдыха идем на "Поляну Любви" (примерно 1 км от водопада вверх по Пруту, на правом берегу). Похоже на заброшенный стадион с травяным покрытием. Здесь можно поставить палатки и попить водички из сероводородного источника (для любителей). Далее направляемся к скалам Долбуша. На входе - блокпост: в принципе, с иностранцев (а мы тоже иностранцы) берут за вход по 2 USD с носа, но со своим экскурсоводом дело ограничивается 1 гривной. Выслушав несколько интересных историй и полазив по скалам, выходим на противоположный склон горы, откуда открывается живописный вид на Яремчу сверху. Далее несложный спуск, и экскурсия закончена. Благодарим экскурсовода за интересный рассказ, забираем из офиса шмотки и топаем на "Поляну Любви" ставить лагерь. Уже хочется чего-нибудь положить на зуб. А далее - тихий спокойный вечер с пением под гитару у костра. Расслабуха. О приезде в Яремчу уже никто не жалеет.
9 мая - День Победы
Ранний подъем. Время 6.00. В 7.00 мы должны выйти на восхождение горы Горгана (около 1500 м), а до того еще хочется поесть супчика. В лагере остаются Ежик с Джоном. Экскурсовод Саша (сын директора турбюро) чуть задерживается, но это не страшно. Уже в 7.20 мы по утренней прохладе бодро топаем мимо дома отдыха "Карпаты" в гору. Через 40 мин - первый перекур. Становится жарко, и народ начинает расчехляться. Дорога, а затем тропинка все время достаточно круто идет в гору. На одном из перекуров инструктор делится сокровенным: "Еще ни с одной группой я не ходил так быстро". Мы хитро улыбаемся - похоже, что мы его "загнали". Через 2 часа после выхода подходим к небольшому сарайчику и встаем. По словам Саши, нам остается последний штурм. Инженер, желая пообщаться с горными духами, в шутку стучит в дверь сарайчика, открывает дверь, но вместо духов обнаруживает толпу спящих пьяных туристов. Вот смеху-то было. Мы быстро сворачиваемся и продолжаем подъем. Тропа становится все круче (а мы то уже, было, начали сожалеть, что войдем на вершину прямо по дороге). Все чаще появляются снежные кляксы. Затем появляется сплошной снежный покров, а тропа исчезает совсем. Позже Саша сказал, что потерял ее. Оказывается, он никогда не водил группы столь ранней весной. Дальше - больше. Последние метров 30 мы карабкались по склону крутизной 60-70 градусов, засыпанном по колено снегом, из которого торчали еловые лапы. Наконец, снег и растительность резко закончились, еще несколько каменных ступеней, и вот мы на вершине. Трудно представить, что какая-нибудь другая "плановая" группа смогла бы подняться сюда столь экзотическим путем. А красотища то какая вокруг. Где-то далеко внизу просматривается Яремча, а Прут выглядит крохотным ручейком. На горизонте величественно возвышается седая от снега Говерла - наивысшая вершина Украинских Карпат. Кстати, Саша сказал, что вид оттуда значительно хуже, а зайти на нее, пока лежит снег, без наличия снаряжения невозможно. Мы продолжаем любоваться красотами, однако при мысли о возвращении прежним путем в груди появляется неприятный холодок. Спускаться - не подниматься. Похоже, это проняло всех (включая инструктора), поэтому, когда Саша сказал, что есть другая тропа, но придется много скакать по камням, все дружно завопили, что нечего дважды ходить по одному месту. Далее наш путь пролегал по каменистому гребню хребта. По сравнению с подъемом, это была просто прогулка по Арбату: прыгай себе аккуратно с камушка на камушек. Далее - спуск по южной стороне, где снега нет и в помине. Правда, в один момент Саша резко остановился и тихо сказал: "Ребята, назад". Оказалось, что он чуть не наступил на карпатскую гадюку. Мы стали двигаться более осторожно, и больше никаких неожиданностей не последовало. В 13.30 мы вернулись в свой лагерь. Позже нам рассказали, что не все туристы бывают с состоянии самостоятельно дойти назад, даже при движении по штатной тропе, и иногда приходится вызывать для них автомобиль, а если группа возвращается часам к трем, то это свидетельствует об очень хорошей физической форме. Мы же … Ну ладно, для "лосей" закон не писан.
К вечеру небо затянули облака, и пошел нудный осенний дождь. Это - к дороге. Наша программа полностью выполнена.
10 мая
Перед отъездом стоит посетить сувенирный рынок (от вокзала направо по дороге около 1 км или рядом с водопадом), где продается много очень приятных и относительно недорогих вещиц. Билеты на обратную дорогу у нас были из Черновцов. Однако по причине отсутствия поезда в удобное нам время и желания ехать транзитным автобусом, мы решили выбираться через Ивано-Франковск, где рассчитывали приобрести билеты на наш поезд, а в Черновцах просто перескочить из вагона в вагон (попутно удивив своим присутствием Фельдмаршала, который должен был подсесть где-то в районе Колымыи). Не тут-то было. Отстояв в Ивано-Франковске длиннющую очередь в кассу, нам предложили только купе, которое не устраивало ни по деньгам, ни по объему багажа, который было необходимо туда запихать. В итоге, пришлось срочно бежать на автостанцию. Водитель автобуса, увидев наши билеты, был откровенно расстроен (позже мы поняли почему - всех попутчиков он вез за "нал"), но отнесся к нам по-человечески, и в Черновцах привез прямо на железнодорожный вокзал (автовокзал находится где-то в стороне). Хорошие люди живут на Гуцульщине!
11 мая
В поезде мы вновь воссоединились с Фельдмаршалом. Вот и все. МЫ ЕДЕМ ДОМОЙ, ГДЕ НАС ВСЕХ ДАВНО ЖДУТ!
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Группой безаварийно и в запланированные сроки пройден маршрут 3 кс по карпатским рекам Черный Черемош, Белый Черемош, Черная Тиса. От сплава по Пруту, к сожалению, пришлось отказаться по причине отсутствия воды.
Пройдены ключевые препятствия маршрута 3 кс (расположены в порядке уменьшения сложности): порог "Воротца" (Белый Черемош), "каньон" (Черная Тиса), порог "Дудки" (Белый Черемош), порог "Гук" (Черный Черемош), порог "Верхний Гучок" (Черный Черемош). Сложность остальных препятствий не превышает 2 кс.
При сплаве (особенно на Черном Черемоше) следует внимательно отнестись к многочисленным препятствиям искусственного происхождения (мосты, подвесные пешеходные мостики, тросы и просто техногенный хлам). При изменении уровня воды количество обносов может варьироваться в широких пределах. Также, следует по возможности избегать мест, где в вас могут чем-нибудь запулить. (Знал бы, где упадешь!?)
Наиболее оптимальные суда для сплава: полиэтиленовый каяк и кат-2. Для ката-4 скучновато и местами может быть негабарит. Возможен "Скаут", "Егерь", "Палава", "Щука" при условии страховки более мощным судном. В этом случае прохождение ключевых препятствий будет весьма спортивным. Идти на каркасных я бы не советовал - придется либо обнести основные пороги (тогда зачем идти), либо угробить суда (что "немного жалко").
При планировании маршрута следует постараться "поймать воду" на Белом Черемоше и Пруте. Сплав по Черному Черемошу и Черной Тисе на майские праздники возможен практически всегда.
Возможно и полезно разнообразить сплавную часть радиальным выходом в горы. Очень красиво.
Местное население относится к туристам очень благожелательно. С общением на русском языке проблем нет.
Цены на продукты в регионе сравнимы с российскими (многое даже дешевле), поэтому нет необходимости везти всю раскладку с собой - достаточно небольшого запаса на первое время (за исключением тушенки).
Настойчиво рекомендую заранее запастись обратными билетами. Иначе можно надолго "зависнуть" или "налететь на бабки".
Недостатком маршрута является очень сильная заселенность региона (кавказская Мзымта, по сравнению, просто безлюдное место), в связи с чем, поиск места для стоянки часто представляет собой серьезную проблему.