Участники:
К1 – катамаран Fox-400 (Raftmaster)
Феденюк Андрей (капитан К1, лоцман)
Никоненко Андрей (фотограф)
Симаков Вася (главный разливающий огненной воды)
Кулевский Саня
К2 – катамаран Fox-4T (Raftmaster, жопная посадка)
Феденюк Петя (капитан К2, министр иностранных дел, завхоз, завспирт, шеф-повар)
Кульберг Серега (доктор Айболит)
Феденюк Таня (главный педагог и скептик)
Гротов Саня
Водная часть маршрута начинается в поселке Кунгуртуг, связанным авиасообщением с Кызылом. Сразу же по прибытии на реку, мы застапелились, и отплыли от поселка примерно на 3 км, где устроили дневку с целью выспаться, разобраться с вещами и пр.
- в начале второго сплавного дня. Уже видно, что воды в реке мало.
Перед входом в ущелье река перестает течь и начинает сильно петлять. Иногда создается впечатление, что она впадет сама в себя.
– река до входа в ущелье. – начало ущелья.
При входе в ущелье река сразу начинает течь, и образует перекаты и шиверы, наиболее заметная из которых - 3-хкилометровая “Лестница”.
– первый пойманный хариус.
После “Лестницы” идет живописный участок реки, который еще называют “Каа-Хемские кольца” (прочему “кольца” - непонятно, река петляет совсем несильно).
– берега в “Кольцах”
– играем в “козла” (карты правда потом сдуло)
Ориентиром начала Мильзейского каскада порогов служит характерная
треугольная гора, и 1-я ступень каскада – мощная 800-метровая шивера. После довольно длинного спокойного участка идет первое заметное препятствие каскада - 2+3 ступени. Препятствие расположено в плавном правом повороте и состоит из разгонной шиверы (2-я ступень) и порога (3-я ступень). Сам порог довольно интересен, желателен просмотр. В начале порога 2 невысоких слива с проносными бочками, затем гряда крупных валунов прижимает струю к левому берегу. В воротах между грядой и бульниками находится слив (1.3 м) с бочкой через полуобливник и несильный прижим. Сразу за порогом удобное место для чалки и купания, тропа к стоянке. На пороге мы устроили покатушки.
- К1 заходит в 3-ю ступень. – К2 на выходе.
- К1 проходит в очередной раз.
Далее идет участок, включающий 4-18 ступени. Сначала это мощные шиверы, идущие практически непрерывно, затем они упрощаются и появляются спокойные участки (весь участок шли сходу). Затем на локальном правом повороте начинается наиболее сложный участок каскада (а может быть и всей реки) – 19-22 ступени. 19-я ступень – короткий порог с двумя сливами с бочками на заходе, здоровенным “троллейбусом”, перекрывающим 2/3 русла реки и чувствительным, но обходимым при желании котлом на выходе. Улова за порогом очень небольшие (самое большое примерно 2 на 1.5 м).
- общий вид порога “сверху” (без входной части).
– К1 в 19-й ступени (снято “снизу”). – он же в “воротах”.
Далее идут 20+21 ступени – непрерывная мощная шивера с неочевидной линией движения. За шиверой – обширное улово у левого берега. К левому берегу мы и зачалились, и, как оказалось, зря – берег там оказался крутым, и вдобавок поросшим лесом, без подходов к воде в районе 22-й ступени. Просмотр 22-й ступени был весьма затруднен, а фотосъемка просто бесполезна. Перечаливаться было лень, и мы прошли порог без съемки. Сам порог мощный и довольно сложный. Он находится в плавном правом повороте и состоит из входной шиверы и собственно порога. За входной шиверой идет дорожка валов до 1.5 м и сливов с бочками, затем вся струя бьет в жандарм посередине реки. Слева в нашу воду был непроход, справа за проходом между жандармом и береговыми валунами торчал зуб. Перед жандармом у правого берега – довольно мощный слив 1.5 м с котлом. Низкая вода несколько осложняла прохождение порога, так как во входной шивере нормальный проход был только под левым берегом и приходилось в пороге перегребаться к правому берегу, проходя полулагом валы и сливы. Остальные препятствия каскада особого интереса не представляют – это шиверы, разделенные участками спокойной воды.
Перед устьем реки Мильзей хорошее место для стоянки, где мы устроили дневку с баней, ловлей рыбы и прочими радостями.
– баня почти готова.
После Мильзейского каскада идет прогонный участок – масса зимовий, один поселок, повсюду следы человеческой деятельности, население – русские, правда мы никого не встретили. В конце этого участка река снова входит в ущелье и начинается 5-тикилометровый участок Артайских шивер – ориентир приближения “Щек” Балыктыг-Хема. Правый берег приобретает характерный вид “прилавка”, удобные места для стоянок пропадают. Стоянку перед началом “Щек” прекрасно видно с воды, при подходе к стоянке видна табличка ”Внимание! В реке большой подъем воды. Купаться запрещено”. На стоянке – музей туристского творчества.
– главный идол.
В “Щеках” русло реки сужается, однако первые 4 ступени имеют характер шивер, несколько более сложных, чем Артайские.
– начало “Щек”
Хорошими ориентирами в “Щеках” являются так называемые “вехи” – скальные острова посреди русла. Всего на 8-микилометровом участке “Щек” их три.
– 1-я веха (позади виден обрыв “прилавка”).
Содержательные препятствия “Щек” однотипны, и довольно просты – мощные сливы в скальных сужениях, разделенные участками быстротока. Разведка проблематична, однако для более-менее опытной группы она просто нецелесообразна. В каньоне полно уловов, так что чалка проблемы не представляет. Самая мощная ступень – 9-я (прошли сходу) – 2 мощных (более 1.5 м) слива сложной структуры. Пытались сделать снимок с воды, но автофокус не схватился :((
– К1 проходит то ли 5-ю, то ли 6-ю ступень. – 2-я веха.
– участок каньона – вид со скалы над 7-й ступенью (шиверка в сужении – 8-я ступень).
– К1 в 7-й ступени. – скальные “ворота” в конце “Щек”
За “Щеками” на стрелке Балыктыг-Хема и Кызыл-Хема на высоком (метров 10) обрыве находится стоянка, на которой проходящие группы оставляют записки. Попасть на нее со стороны Балыктыг-Хема крайне проблематично, проще проплыть вверх по Кызыл-Хему до шикарного песчаного пляжа, от которого идет тропа на стоянку. На этой стоянке мы также сделали дневку.
-курортнички – сортир, елы-палы.
– классическая фотка – скальный остров на слиянии двух рек.
Дальше начинается Каа-Хем. Это полноводная, быстрая река с живопиными берегами, скальными островами – «кораблями» и препятствиями, похожими на нижнюю Катунь. В препятствиях (даже не знаю, как правильнее их назвать скорее шиверы, хотя в лоции их называют порогами) здоровенные валы, локальные сливы с мощными бочкаи, воронки, грибы. Самое мощное препятствие Байбальский порог-шивера, с валами более 2.5 м и локальными сливами до 2 м. Все препятствия мы шли сходу и не фотографировали из-за скверной погоды. Сразу за Байбальским порогом, где мы встали на очередную стоянку за ночь вода поднялась на метр, и к моменту отплытия продолжала подниматься. Из-за этой погоды мы попытались уехать из Эржея, что нам удалось. На этом водная часть путешествия закончилась.