а/л Узункол - р. Мырды - пер. Сев. Джалпакол (1А) - р. Джалпакол - р. Учкулан - р. Махар-Суу - пер. Гондарай-Махар (2А) - р. Гондорай - р. Индрикой - р. Ак-Тебе - в. Гвандра Вост. (2Б) - пер. Ак-Тебе (1Б) - р. Мырды - а/л Узункол - р. Кичкинекол - пер. Таллычат (2А) - ледн. Чунгур-Джар - пер. Наука (2А) - пер. Инструкторский (1Б) - ледн. Таллычхан - пер. Вост. Таллычхан (2А) - пер. АКТ (2А) - р. Кикинекол - Ворошиловские коши - р. Уллу-Кам - пер. Хотютау (1Б) - в. Эльбрус Зап. (2А) - пос. Терскол.
Поход проходил в рамках летних сборов горной школы МФТИ. Наряду с нашим отделением, шедшим маршрут 3 к.с., в районе находилась группа новичков под руководством Дениса Доропея, они шли поход 1 к.с. Нитки обоих маршрутов были составлены так, что обеспечить совместный заезд всех участников сборов в альплагерь Узункол и отъезд из Терскола, а так же чтобы было несколько встреч групп на маршруте. Это конечно обусловило большую по сравнению с обычной продолжительность похода 1 к.с., что но тем не менее оказалось оправданным.
Построение маршрутов было выбрано традиционным для горных походов на Кавказе - линейно-кольцевое. Первое кольцо было, однако, довольно продолжительным (7 дней). За это время участники набрали необходимую акклиматизацию и "втянулись" в поход. На колкце, отметим, была малая "плотность" перевалов, и преобладали небольшие абсолютные высоты. К недостаткам планирования кольца следуедует отнести большие для начала похода перепады высот, что стало следствием удаленности перевалов друг от друга и необходимости спускаться до 1700-2000 метров в глубокие долины. Основная же техническая работа пришлась на второй (линейный) маршрута.
Маршрут был спланирован с большим запасом времени на случай непогоды и прочих непредвиденных задержек. Это дало возможность взойти на две вершины, незаявленные в первоначальном варинте путешествия, Гвандру Восточную и Эльбрус Западный. Кроме того из-за ошибки в ориентировании был пройден перевал Восточный Таллычхан вместо перевала АКТ. На устранение ошибки ушел день. Но это недоразумение сделало поход только еще более интересным и не привело к срыву графика.
В этом сезоне обстановка в районе была спокойоной, никак проблем связанных со сванами у нас не слуилось, несмотря даже на то, что часть маршрута пролегала по территории Грузии. По крайней мере выход на ГКХ ничем неопасен (по крайней мере на сложных перевалах). Но стоит помнить, что все же это заперещено пограниками, да и соблюдать осторожность совершенно нелишне.
Как и прежде этим летом исправно функционировал альплагерь Узункол, куда мы заезжали к началу маршрута и где оставляли заброску. Здесь в июле много альпинистов, ходящих в основном в долине р. Кичкинекол. Туристов встречали мало. Лишь в долине Джалпакол мы встретили шестерых чехов, в Махар-Суу группу из Москвы и еще двоих человек из Черноголовки видели в Ворошиловских кошах.
Погода этого июля была очень благопрятной, за исключением одного дня (во время спуска с Гвандры) мы не имели проблем с погодой. Снега довольно много, большинство ледников закрытые.
Из Москвы на поезде №61 доехали до Черкесска. По прибытии (в 7.22) были атакованы многочисленными таксистами, но уже из Москвы у нас был заказан автобус ПАЗ до Узункола, поэтому от их предложений мы отказались. Стоит отметить, что дорога до альплагеря на последних 8-10 км очень плохая, так что не всякий траспорт пройдет дальше погранзаставы. Реально туда можно заехать на автобусе типа ПАЗ. Груженный микроавтобус уже вряд ли поберетсят туда, хотя в самом альплагере можно видеть и легковушки. Многие водители отказываются везти дальше погранзаставы, поэтому найти траспорт до самого Узункола представляется не очень простым делом. Вот координаты водителя, который вез нас (прямо по альплагеря) за 2500 руб.
А также другие координаты водителей.
Милиция на вокзале внимательно относится к приезжающим туристам, у руководителя смотрят документы, записывают куда вы едете и пр. На этот случай полезно иметь список группы и исправные документы, во избежение лишних вопросов.
В 8 утра мы загрузились на привокзальной площади в заказанный автобус и отправились в погранчасть Черкесска для оформления пропусков в погранзону. Адрес погранчасти ул. Леонова, 4. Где она находится знают все водители и сразу же вас туда везут.
Для оформления документов необходимо написать заявление на имя начальника погранчасти по образцу с указанием маршрута и предоставить список группы с перечислением пасторптых данных, прописки и места работы (3 экземпляра), сдать паспорта. Если в группе есть неграждане России то прежде надо посетить ОВИР для регистрации, который находится в 5-ти минутах ходьбы от погранцов (они скажут куда идти). Вся процедура по-хорошему занимает 2-3 часа.
Пограчиные заставы находятся на слиянии Узункола и Уллу-Кама, в долине Учкулана ниже слияния с Махар-Суу, в Ворошиловских кошах. Кроме того документы просят предъявлять встречные пограничные наряды.
Обратный отъезд из Терскола проблем тоже не составил. Из поселка ходит автобус до Нальчика (утром в 8.30, 60 руб. +багаж). Мы же договорились с двумя микроавтобуми РАФ, и прекрасно доехали до Нальчика за 75 руб. с человека. При заезде по Баксанскому ущелью вам не встретятся погранзачтавы. Таким образом на Эльбрус можно попасть не оформляя никаких пропусков.
Стоимость проезда на канатной дороги от Азау до "бочек" 90 руб. в одну сторону, но билеты продают сразу туда и обратно. Это, очевидно, не удобно для групп идущих на Хотю-Тау. А если вы идете в обратном направлении, то попробуйте убедить контроллеров канатки, что вы уже здесь поднимались и соответственно брали обратные билете, но потеряли (довод "а как же иначе мы сюда поднялись" убедителен, ведь большинство ездит только на Эльбрус, "приходящих" из-за перевала туристов крайне мало). У нас это частично получилось - мы заплатили только за одну очередь по 30 руб. от Гарабашей до "Мира", а дальше спускались бесплатно.
Альплагерь Узункол предоставляет возможность переночевать в домиках (80 р.) или в свей палатке на территории лагеря (50 р.- маленькая, 80 р. - большая), оставить заброску (5 р. в сутки), обеспечивает радиосвзью, есть душ (10 р.) и сауна (400 р. - 2 часа), прокат снаряжения, бар с пивом и хичинами. На "Приюте-11" можно остановиться в новом приюте за 100 р., ночевка в "бочках" - 80 р.
1 день, 13.07.2001
а/л Узункол - р. Мырды - подход под пер Сев. Джалпакол (~3000 м)
Утро было отведено для сбора и упаковки заброски, оставляемой в альплагере. Вышли из Узункола в 11.00 вместе с 1-м отделением. Перешли реку по мосту у лагеря и пошли по разбитой лесовозной дороге левого берега. После слияния рек Мырды и Кикинекол минули кош, сразу за которым прешли по мосткам на правый берег Мырды.
Далеее идем с небольшим набором высоты по тропе сначала по лесу, а потом по камням. Еще около получаса хода и мы у еще одного коша, который стоит на правом берегу в том месте, где долина Мырды резко расширяется. Выше русло делится на рукава и сильно заболочено. По бревнам перешли протоки и перебрались на противоположный берег Мырды. Здесь остановились на обед недалеко от водопада. Готовим на примусах, а 1-е отделение на дровах из развалин заброшенного коша.
Прямо от места обеда начинаем набор высоты по тропе. Перевал отсюда не виден, надо правильно сориентироваться, чтобы уйти в нужный распадок. К перевалу Северный Джалпакол ведет широкий травянистый кулуар. Набираем высоты серпантином. Движемся "каждый в своем темпе", т.к. сейчас первый день похода, участникам дано право самим определять с какой скоростью им идти. Весь склон хорошо виден, поэтому заблудиться или потерять кого-то невозможно.
Перепад первого травянистого участка склона составляет 400-500. За перегибом начинает преоблаать осыпь. Дальнеший подъем вдоль ручья по левому берегу. Еще одна ступень (перепад 200 м), и далее хорошо прослеживается тропа в камнях, виден водопад - это еще один уступ (300 м). Слева по ходу остается озеро, на берегу которого есть стоянки. Выше водопада следующая ступень (100 м). Выше которой начанется снег. Здесь можно найти несколько подготовленных стоянок, а если уйти влево п/х вверх, то можно найти хорошие травянистые площадки на бараньих лбах. Здесь заночевали оба отделения. Высота около 3000 м. Вечером дождь, гроза и очень мрачные тучи, к ночи прояснение.
2 день, 14.07.2001
пер. Сев. Джалкакол (1А) - р. Джалпакол - слияние с р. Учкулан
Дальнейший путь подъема проходит по левой части склона где залегает некрутой снежник, левая часть склона - крутые барараньи лбы, водопады. По снегу поднялись к верхнему ледниковому озеру. Год выдался многоснежный, все берега закрыты снегом. По имеющейся у нас информации на нижнем краю озера есть стоянки, однако все они под снегом. Отсюда хорошо просматривается восточный склон перевала Северный Джалпакол - это осыпной клулур, в средней части нересеченный склами, которые однако легко обойти слева по осыпным же полкам.
Обходим озера слева п/х, надеваем каски и плотной группой начинаем подъем на перевал. Крутизна склона не превышает 30°, он довольно прост, перепад высоты перевально взлета составляет 200-250 м.
Вышли на седловину. Она узкая, но сразу же ниже находится большой снежный карман. Здесь устроили снежные занятия по самозадержанию, я затем и катание на ковриках со склона ближайшей горы в этот снежный карман. Начало спуска довольно пологое, на протяжении 200 метров представляет собой плато. Затем склон становится круче. Здесь надо идти немного вправо, где крутизна меньше. А затем снова траверсом уходим влево, выбирая наиболее пологий путь. Двигаясь без кошек следует соблюдать осторожность, т.к снег довольно плотный, а крутизна достигает 25°.
Спустившись вниз и еще около километра идем по снегу. Лишь у начала крутого сброса морены снег заканчивавается. Здесь находим хороошую тропу парвым берегом ручья, которая круто спускается с ригеля до начала травки. Далее идем по плоским заболоченным травянистым террасам по тропе и осыпи.
Через 1,5 км долину перграждает очередная большая морена, которую следует обходить сильно справа по ходу (необходимо даже слегка подняться на борт долины). Часть людей сунулась по середине, где оказалось спускаться долго и сложно. Спустившись около 200-300 метров с морены (это даже скорее скальный уступ долины, а не морена) остановились на обед у слияния с небольшим правым притоком.
После обеда продолжили спуск по тропе. Прошли менее километра и достигли слияния с левой составляющей реки Джалкакол, текущей из-под перевалов Актур и Южный Джалпакол. Ниже на протяжении 2-3 км река становится спокойной, разливается и заболачивается. Но ниже границы леса падение русла вновь увеличивается, возникает каньон, который обходится по хорошей тропе правого берега. Тропа выводит к мосту, переходим на левый берег. Еще через несколько сот метров тропа круто уходит вниз (очень круто! до 30°), однако спускаться вниз по тропе несложно. Сброс высоты по лесу до реки Учкулан составляет ориентировочно 400 метров - огромный ригель в зоне леса.
Вышли на луг на берегу реки Учкулан чуть выше устья Джалпакола. Здесь находится кош, и напротив него мост через Учкулан. Лагерь.
3 день, 15.07.2001
устье р. Джалкакол - р. Учкулан - р. Махар-Суу - ледн. в запаном цирке пер. Гондорай Махар
Перешли по мосту р. Учкулан. На противоположном (левом) берегу, отличная дорога, по которой без труда проезжает легковая машина. Идем по дороге до каких-то строений (турбаза ?) и далее до моста через Махар-Суу вблизи слияния с Учкуланом. Перешли Махар-Суу, на том берегу оказалась действующая турбаза. С разрешения охраны прошли прямо через нее, чтобы срезать путь. За последними домиками поднялись по тропе на террасу левого берега Махар-Суу, по которой идет хорошая дорога.
Пошли по дороге. Сначала река течет внизу в каньоне, а в нескольких километрах выше становится поспокойней. Пройдя 5-6 км перебродили на правый берег, здесь хорошая дорога заканчивается, но выше по долине все равно, видимо, раньше проходил транспорт, местами есть колея. От этого места октрывается великолепный вид на Нахар и окрасные остроконечноые пики, там находятся явно интересные перевалы, но подробной информации по ним отыскать при подготовке похода не удалось, поэтому проходим мимо.
У ручья, стекающего с перевала Юбилейный пообедали. Пройдя еще около 1,5 км вышли к слиянию истоков Махар-Суу. В Грузию уходит линии электропередач через простой перевал Нахар, а нам напрво п/х на перевал Гондорай-Махар.
Один из ключевых учатков этого перевала - заход в западный цирк, здесь предстоит преодалеть крутой заснеженный кулуар. Он хорошо просматривается от Махар-Суу. Подошли под взлет по осыпям и снегу вдоль правого берега ручья и надели специальное снаряжение.
Справа п/х водопад, но путь по скалам вдоль него гораздо сложнее подъема по левому кулуару, хотя он и рекомендуется в некоторых отчетах. Возможно сверху он кажется проще, но это не так! При прохождении перевала обратном направлении рельеф такой, что вас "затаягивает" на водопад, кажется, что логичный путь спуска там.
Т.к. это первый на нашем маршруте технически сложный участок решаем провешивать перила, хотя более логи идти в связках с попеременной страховкой. Крутизна склона постепенно увеличивается от 20° до 35-40° в верхней части. Крепление перил на петлях или ледорубе. Протяженность участка с перильной страховкой составил около 200 метров.
Выше выходим на плато. Высоко влево видна узкая V-образная седловина, которую снизу считали переваалом, однако там перевала нет. Отсюда очевидно, что надо идти в левый п/х ледниковый цирк, широкий и заснеженный. Прошли порядка 500 метров и за монолитными пологими бараньими лбами вышли на озеро, в которое с противоположной стороны сползает большой язык ледника. Есть подготовленные стоянки на камнях.
4 день, 16.07.2001
пер. Гондорай-Махар (2А) - р. Гондорай - слияние с р. Индрикой
Обходим озеро справа и выходим на ледник, он закрыт практически плоностью, поэтому готовим связки, надеваем кошки. Путь подъема на перевал от озера не просматривался, он находится "налево за угол". Без труда проходим пологую часть ледника, мешает лишь подлип на кошках. Слева со скал больший вынос от камнепада, обходим его и начинаем набор высоты по перевывльному взлету. По середине он разделен диагональным выходом камней. Решаем двигаться по снегу слева от камней, чтобы не снимать кошки. Хорошо просматривается широкая заснеженная перевальная седловина. Идем по-прежнему в связках с одновременной страховкой, периодлически останавливаясь чтобы отдышаться. Крутизна склона составляет в среднем 25°.
Вышли на седловину, тура не нашли (под снегом ?), и сложили свой слева п/х на скалах, оставили записку. Путь спуска первые 300-400 метров виден хорошо, а затем скрывается за поворотом вправо. Продолжаем двигаться в связках, однако уже без кошек. Солнце жарит очень сильно и подлип стал сильно мешать, да и крутизна склона нигде не больше 20°, короче, идти в ботинках лучше.
За повором склон резко становится круче и путь спуска не угадывается. Лидирующей связке пришлось походить вправо-влево в поисках пути попроще. Справа оказались отвесные сбросы висячего ледника, внизу выдны следы больших ледовых обвалов. Выбираем путь по камням в левой части склона. Но вскоре и его крутизна становится неприемлимой, появляются выходы бараниьих лбов, по которым течет вода, частично снег. Совсем слева видна конгломератная осыпь, выходить на которую опасно, да и совсем не хочется. После непродолжительных поисков решили спуститься по скальной стенке (порядка 70°), снизу издалека она отчетливо веделяется итаким острым носом. Это крутой путь, но он сразу же выводит на пологую осыпь и далее вниз на ледник. Решаем, раз уж все равно приходится вешать веревки, то крутизна значения не имеет. Спускаемся дюльфером 50 м, сдергиваем веревку, оставив наверху опорную петлю.
Дальшейший спуск по леднику проблем не вызывает. Проходим несколько сот метров до конца снега. В этом месте начинается крутой и глубоукий каньон ручья и дальшнейший проход неочевиден. Обедаем.
Проведя разведку решаем спускаться левым берегом ручья, который шумит мощным водопадов в скальном каньоне. Но пройдя около 200-300 убеждаемся, что здесь опять придется преодолевать крутой травянистый склон, движение по которму без страховки опасно. Выбираем вариант спуска по боковому водопадику слева. Здесь снова достаем веревку - предстоит слезть по скалам около 15 метров. Крепим веревку на клювах ледорубов, воткнутых в почву (что оказалось на удивление надежно). Спускаемся без систем, придерживаясь за веревку. Последий спускается налегке без страховки.
Идем внизх по осыпи вдоль ручью. Через 500-700 метров открылся следующий водопад, который решаем обойти, уходя налево по крутым травянистым наклонным полкам. Этот путь треует осторожности, но двигаться помогают заросли рододендрона - придерживаемся за них.
Как стало видно снизу, немного лучше спускаться по правой стороне ручья по можжевельнику. Заметим, что спуск с ригеля в нижней части при выходе в долину Гондорая на редкость сложен.
Далее идем по левому берегу реки Гондорай. Вскоре появилась тропка, которая ниже слияния с р. Кичкинекол стала по-настаящему хорошей. Двигаясь по луговой растительности достигли границы зоны леса, которая начаниется непосредственно вблизи устья Индрикоя. На стрелке рек Индрикой и Гондорай находится кош. По мосту преходим к кошу и, немного отойдя в лес, устраиваемся на ночь на берегу Индрикоя.
5 день, 17.07.2001
р. Индрикой - р. Ак-Тебе
В 300 метрах вше коша к начала каньона можно найти небольшой мостик на противоположную (правую) сторону реки. Выше находится грандиозный каньон с еще более более грандиозными водопадами. А мы идем вверх по правому берегу Индрикоя сначала по тропе, а потом выходим и на разбитую дорогу, которую не нашли сразу, т.к.. она идет в стороне от реки. Вскоре вышли из зоны леса в луговую зону, здесь слева п/х чуть выше на борту долины виден кош. Прошли еще 1-1,5 км до леса (снова зона леса!) в районе устья Ак-Тебе.
При слиянии с Индрикоем падение Ак-Тебе весьма значительно (200-300 метров на километр). Тропа здесь не прослеживается - поднимаемся так по сосновому бору. В конце подъема, как раз у поворота долины Ак-Тебе на юго-восток, кончается лес, есть хорошие стоянки. Здесь мы неожиданно набрали большое количество белых грибов и остановились на обед.
Выше зона леса идем по тропе правым берегом реки. Встретили пастуха со стадом овец, который проявил необыкновенную осведомленность по части перевалов (описал нам стандартные маршруты района советский времен, также он хорошо разбирался в категориях трудности перевалов). Пастух показал нам наиболее простой путь подъема к перевалу Ак-Тебе.
Надо заметить тропу по правому борту долины и начать заранее набирать высоту по осыпи, что выйти на тропу. Путь по низу, в итоге оказывается сложнее, т.к. приходится гораздо раньше выйти на неудобный лед. А тропа идет выше ледника, обходя зону трещин.
Идем по тропе, траверсом набирая высоту. Вышли в карман боковой морены ледника, где пройдя около полукилометра нашли озерцо и хорошие стоянки на траве и камнях. Отлично виден весь массив Гвандры. Она со своими величественными ледниками чем-то напоминает Безенги. На западе вырисовываются острые контуры Нахара. Красивое место.
6 день, 18.07.2001
радиально: в. Гвандра Восточная (2Б, 3950)
Получилось к 6-му дню похода мы съэкономили целый ходовой день. Мы решили воспользовать ся этим резервом и сходить на Гвандру. Прошли по боковой морены до начала ледника (около 500 метров). На лединика связались и одели кошки. Вблизи языка ледник открытый, верховья же полностью закрыты снегом.
Вызуально выбрали маршрут поъема на вершину Гвандра Восточная. Сначала по открытому льду до гребня, спускающегося к перевалу Ак-Тебе, а зетем по снежно-скальному гебню до широких предвершинного снежных полей. Такой маршрут был выбран скорее для тренировки, чтобы группа на по ходу пременил разноообразную технику навески и страховки. Хотя, надо признать, это один из простейши маршрутов с северо-запада на Гвандру.
Вышли на ледовый склон лдо 20-25° и пощли в взяках с одновременной страховкой через бур. В верхней части перед выполаживанием лед стал совчем рыхлым, быры держат плохо, однако крутизна здесь совем невелика. Пройдя около 150-200 метров льда, пересекли линию лавинного выноса выноса и продолжили подъем по снежно ледовом положительным формам склона безопасных от падения льда с гребня, нависающего выше. Еще через 200 метров (минули два засыпанных бергшрунда), на смену льду пришел хороший плотный снег, по которому, уверенно пробивая ступени, вышли на острый снежный гребень.
С правой стороны гребня крутой (до 50°) снежно-ледовый склон, слева поположе, и есть нребольшой скльный карман. Здесь уклон гребня начнает расти до 30°. Начали провештвать перила. Первые 100 метров по снегу до начала скального участка гребня. Здесь пришлось применить технику лазанья по скалам. Это ключевой участок. Следующие 30 м по разрушенным, но прочным скалам до удобной площадки, где могла бы собраться вся группа. Сюда удобно вылезать в распоре между плит слева п/х, где, вопреки ожиданию, есть удобные зацепки. Далее снова по снегу и льду на скалах 50 м. к больлее пологим (не более 30°) монолитным скалам, и еще 100 перил метров по ним до начал сплошного снега. Крепление перил на петлях и скальных крючьях. Ближе к вершине гребень расширяется и переходит в обширные снежно-ледовые поля.
Выше движемся в связках с попеременной, а затем с одновременной страховкой. Вышли на самую восточную предвершину, откуда еще 300 метров траверса по мощным снежным карнизам, свисающим на северо-запад, до вершины Гвандра Восточная. В этот момент все закрыла сплошная облачность, заморосило. На вершине сняли прошлогоднюю записку группы альпинситов МФТИ под руководством Евгения Седельникова, в составе которой был и нынешний руководитель Н.Чуприк. Тогда был осуществлен спуск с вершины на лыжах в рамках проекта "Fischer-Эльбрус".
Обратный спуск по пути подъема. Начали провишивать перила на спуск приблизительно на тех же точках, что и на подъеме. Последним спускался налегке с нижней страховкой.
Спустившись в гребня по следам в юном направлении, решили изменить путь спуска по сравнению с подъемом - не идти по льду, а двигаться вниз по снегу. Однако, этот вариант оказался сложнее, чем предполагалось (но все равно проще чем оборудовать самовыверт на льду). Крутизна склона приближалась к 45°. Спускаемся вниз "на 3 такта" в связках с попереленной страховкой через ледоруб. Этот склон длиной около 400-500 в нижней части пересечен двумя больщими бергшрндами 3-4 метра шириной. Но нам удалось найти обход по снежным в правой п/х части склона ближе к скалам. Закончили спуск с наступлением темноты, что является несомненным тактическим просчетом.
В целом восхождение мы восприняли 2Б категории трудности главным обрзом из-за большой протяженности отрезка, где применялась перильная страховка (порядка 300 метров), не говоря уже, о том, что около 500-600 метров пришлось идти с попеременной страховкой связок на снегу и льду. Стоит отметить безопасность этого гребневого маршрута от обрущений льда и камнепадов. Это было интересное и непростое восхождение.
7 день, 19.07.2001
ледн. Ак-Тебе - пер. Ак-Тебе (1Б)- р. Мырды - а/л Узункол
Начало дневного перехода совпадало со вчерашним, до ледника и по нему в связках до перевала Ак-Тебе. Ледник очень пологий, перевальный взлет отсутствует. Довольно быстро и без проблем вышли на седловину первала. На юго-восток уходит некруто до 15° закрытый ледник по которому движемся в связках. Затем через 200-300 метров слудует локальное укручение до 30°, где спускаемся более осторожно. Здесь на леднике Мырды на положительных пергибах под снегом начинают угадываться трещины, места они даже открыты. Обходим такие места (спокойнее только чисто психологически).
Двигаться по леднику Мырды просто. Единственное о чем нужно помнить это забирать влево пх, чтобы не выйти на крутую открытую часть ледника и самого его языка. В некоторыей моменнт на левом борту долины на осыпи видно начало тропы. Берем курс на нее.
Достигли края ледника, сняли снаряжение, перекусили. Дальше идем по тропе, которя высоко над долиной по левому борту обходит край ледника. На хорошор заметных барааньих лбах находятся верхние мырдинские ночевки. При подходе к ним на конгломератной осыпи тропа тереятся. Неприятный участок, сыплет. Внимание! Искать тропу дальше следует сразу под указанными бараньими лбами.
Спуск по тропе несложен. Возле очередного большого водопада она спускается на дно долины. Здесь оявляются первые кустики, а затем и березки.
Здесь мы повстречались с 1-м отделением, они вечером спустились с перевала Северный Ак. Вместе пошли по тропе, идущей везде по левому берегу в альплагерь Узункол (подробное описание этого участка см. "1 день"). Кольцо закончено. Ночуем в палатках на территории альплагеря.
8 день, 20.07.2001
полудневка; а/л Узункол - р. Кичкинекол - ледн. Средний Кичкинекол
Первую половину дня посвятили отдыху, перепаковке заброске и другим хозяйственным делам. Вышли после обеда в 15.00 в направлении реки Кичкинекол. Тропа, а за тем и дорога идут по правому берегу. Приблизительно за час доходим до коша, который находится иже выше границы леса как раз под ригелем, выодящем к перевалу Южные Доломиты. Мы же идем дальше, навстречу попадается много альпинистов, у них проконсультировались относительно стоянок на подходе к леднику Средний Кичкинекол.
Ближайшие (самые низкие) стоянки, именуемые "Зеленый угол" находятся практически на слиянии ледников Большой и Средний Кичкинекол на хорошо заметной характерной травяннистой моренке. К ним ведет хорошоая тропа, по которой начинаем набор высоты немного заранее по осыпи. Следующие альпинистсике стоянки находятся в 10-15 минутах ходьбы на бараньих лбах. На всех этих стоянках много людей, идем дальше, надеясь встать на самых последних "Холодных" площандках.
Выше бараньих лбов показался ледник. Мы же идем по тропе правым берегом ледника. Тропа выходит на большую и острую боковую морену - "динозаврик". Идти просто, но наюор высоты значительный. Пройдя около 2 км по морене выходим к маленькому грязному озерцу, кооторое находится прямо у выхода на лед. Здесь 6-8 оборудованныйх площадок под палатки. Встаем на ночь. Кроме нас здесь стоят альпинисты из Новочеркасска.
9 день, 21.07.2001
ледн. Средний Кичкинекол - пер. Таллычат (2А) - ледн. Чунгур-Джар
От места ночевки прекрасно просматриваются склоны перевалов Таллычат и Средний Кичкинекол. Обсудили тактический план подъема и двинулись в путь. Подошли в связках около километра под склон. Склон представляет собой длинный и неширокий заснеженный кулуар, который в верхней части упирается в скалы, уходя немного слево относительно седловины.
Преодолели по мосту бергшрунд в нижней части перевального взлета и от него пошли с попеременной страховкой, выбивая спутени в снегу. Склон находится в тени, снег хороший, смерзшийся, довольно жесткий, страховка через ледоруб весьма надежна..
Чем выше тем круче становится склон. Если в районе бергшрунда его крутизна 20-25°, то в врехней части достигает она 40°. В правой части кулуара в снегу камнями пробит глубокий лоток - они все летят туда. Хотя внизу выносов не видно, но на наших глазах по лотку проехал "чемодан". Вообще перевал потенциально сильно камнеопасен! Скалы выше кулура сильно разрушены. Протяженность кулура от бергшрунда до скал приблизительно 300-400 метров.
В конце снега в удобном скальном кармане организовали станцию, где дождались всех участников, т.к дальше предстоит подниматься по скалам и мы боимся "бросать" камни в тех, кто еще находится на снегу. От станции вправо по диагонали одна веревка 50 м и мы на узкой скальной седловине. Наши опасения оказались ненапрасными, при прохожднии последнего участка перил вниз улетело 2 камня килограмм на 100.
На восток в сторону ледника Чунгур-Джар с седловины уходит V-образный скальный кулуар, который для спуска неудобен и, по утвеждению предшественников, камнеопасен. Поэтому, опять же исходя из описаний, уходим вниз по диагонали налево до второого кулуара, который не виден с перевала. Здесь навесили 60 метров перил для этого траверса (в общем-то можно и без них).
По ходу нашли две опорные петли, но висели они не самым лучшим образом. В начале левого кулуара, по которому наметили спуск забит крюк, висит петля. Убедившись в их надежности, повесили дюльфер 50 метров 60-70°. Это кулуара более удобен, чем тот, что начинается прямо от седловины, но все равно камнеопасен ничуть не меньше - на полочках межат камни, которые зачастую падают, задетые веревкой. В конце веревки уходим вправо в укрытие, где закрепили еще одну веревку для спуска на ледник (10-15 м). Первую веревку сдернули, вторую сняли, спустившись на сдвоенной веревке.
На левом береге ледника видны бараньи лбы, там стоянки. За 10 минут спустились к ним по закрытому леднику.
10 день, 22.07.2001
ледн. Чунгур-Джар - пер. Наука (2А) - траверс южного склона ГКХ (2А) - пер. Инструкторский (1Б) - ледн. Таллычхан
С ледника Чунгур-Джар хорошо просматривается склон перевала Наука - это снежный кулуар, пересеченный двуми бергшрундами, однако нетрудно видеть простые проходы по мостами через них.
Спустились на ледник, связались, одели кошки и пошли к перевалу. При подходе к взлету начали набирать высоту справа п/х, а затем вышли не середину склона. До первого бергшрунда крутизна не превышает 25°, поднимаемся с одновременной страховской. Выше берга перешли на попеременную. Склон находится в тени, только его верхняя правая часть уже начала освещаться солнцем. Когда мы находились посередине между бергшрундами от верхних скал отделилось несколько камней, которые безшумно устремились вниз. К счастью руководитель в этот момент смотрел наверх и заметил камнепад. 3-4 камня имели размеры с булыжник, а один в поперечнике достигал 30 см. Но на снегу его траектория была легко предсказуема, участники спокойно проводили его взглядом.
Выше крутизна склона уведичивается до 30-35°, снег в тени весьма жесткий, чтобы бить ступени приходится прилагать усилия. Поднявшись на перевал, первая связка закрепила свою веревку, превратив ее в перила. Вторая связка, дойдя до нижнего конца перил, надвязала их своей веревкой. Получилось что посление поднимались уже по длинным перилам.
От нижнего берга до верхнего 150-200 метров. От верхнего до седловины -120-150.
Так мы оказались в Грузии, там на вид довольно мирно. Ниже простирается некрутой снежный склон. Видны остатки ледника Замок, который распался на две части - западную и восточную, между ними образовалось озеро. Решили попытаться траверсом пройти на перевал Инструкторский без существенной потери высоты.
Первый километр шли траверсом склона (~20°), поверхность: то снег, то осыпь. Обошли снизу скальные выходы. Через 30-40 минут траверс преградили отвесные скалы, которые продолжаются далеко вниз до ледника. Отыскав наиболее удобное место - наиболее короткий и в тоже время крутой участок скал - повесили дюльфер 20 по гладкой скале с легким нависанием 85-95°. Далее еще пару коротких дюльферов по 20-30 метров, разделенных пологими учатками.
Продернули веревки и спутились на снег. Дальше продолжаем траверс в том же духе, что и раньше. Только уклон возрос до 30 ° и осыпь стала похуже - попадается конгломерат. Путь к Инструкторскому неочевиден (скорее не виден). Хорошо заметна только широкая ледовая седловина перевала Восточный Чунгур.
Обогнув снизу скалы увидели слева за углом изрезанный скальный гребень с понижением. Рома Непомнящих сбегал туда и, отыскав тур с запиской, убедился, что это перевал Инструкторский. Через 10 минут вся группа была на седловине. Отметим, что на последних 50 метрах подъема, открытых от снега, сильно сыплет. Надо заходить слева и подниматься по скалам по диагонали, чтобы не скидывать камни на идущих ниже.
Траверс оказался непростым, его следует оценить 2А катерией сложности, но, вероятно, этот вариант все же выигрывает по времени, по сравнению со спуском на ледник и последующим подъемом.
В направлении спуска общирное снежное плато, которе делает перевал абсолютно невидимым из долины - его отыскание при проходжении в обратном направлении задача не из простых. Идем в связках. С плато ушли немного вправо и вышли на снежно-ледовый склон, крутой (35°) и короткий. Ниже из-под снега обнажились небольшие бараньи лба и журчат водопадики. Обошли все это безобразие траверсом вправо и спустились на пологий закрытый ледник. Снизу видно, что проще спускать, взяв с плато сразу налево.
Спускаемся по леднику по спирали, оставляя слева скалы (видимо, большую морену) левого берега. Остановились на ночевку на очередной высокой морене, преграждающей ледник, который он нее резко и круто уходит вправо.
11 день, 23.07.2001
леде. Таллычхан - пер. Таллычхан Восточный (2А) - прав. приток р. Ненскра
Снова связки, кошки. Начал пути сегодня - спуск порядка 80 метров по открытому льду на перегибе ледника (до 15-20°). Далее подоход под ледник перевала Восточный Таллачхан тарверсом снежных полей. Склон перевала представляет собой широкий наполовину открытый ледник, верхняя часть которого - обширные снежные поля, образующие седловину перевала.
На перегибе склона по середине обнажены скалы над которыми находится висячий ледник, на котором периодически случаются обвалы. Справа от него лед довольно ровный, трещин немного, все они забиты снегом. Возможен еще один варинат подъема - по узкому и крутому снежному кулуару с левого края. Но в учебных целях выбираем путь по льду в правой части склона.
Идем с одновременной страховкой через буры. Лед поначалу рыхлый и некрутой (15°), выше становится жестче и круче (20-25°). Еще выше появляются уступы (трещины) до 2-3 метров высотой. Один как правило легко обходятся. Некоторые учатники группы, обладающие хорошим кошками и ботинками, проходили такие отвесные участки влоб. Протяженность участка открытого льда составила 300-400 метров. Далее по пологому снегу быстро вышли на седловину траверсом влево.
На перевале сняли довольно двусмысленную записку (см. Прилжение) из которой можно было понять, что мы на перевале АКТ. Дело в том, что мы сами ошиблись перевалом, а неверная трактовка записки только укрепила нас в неправильном мнении.
Спуск с перевала 600-800 м по снегу переменной крутизны (до 25-30°) между выходами скал до пологого снежного поля, ниже которго начинается осыпь. Вниз по хорошей осыпи (20°) 500-600 м. до выположения. Далее по левому берегу ручья до зеленых полянок.
На спуске появились сомнения относительно местности, однако пошли дальше, рассчитывая, что сейчас все "исправится". Спускаемся по тропке в высокой траве. Появился кустарник, который становится труднопреодолимым. Когда вниз перед нами открылся крутойи высокий ригель, мы наконец-то посмотрели в карту и сразу же поняли, что спустились в Грузию, пройдя перевал Восточный Таллыхан. Внизу видна долини реки Ненскра, сванов не видно, ни злых, ни добрых.
Решили, во избежание неприятностей, выходить обратно через тот же перевал, а затем траверсом пройти до перевала АКТ (из снятой записки следовало, что такой траверс возможен). Вернулись к хорошим полянкам на границе снега и заночевали. Стоит отметить, что растительность на южном склоне ГКХ начинается гораздо выше, и она гораздо более буйная.
12 день, 24.07.2001
правый приток р. Ненскра - траверс от пер. Таллычат Восточый до пер АКТ (1А) - пер. АКТ (2А) - р. Кичкинекол - Ворошиловские коши
Поднимаемся обратно на перевал. Не доходя 300 метров до перевала повернули напрво п/х и начаои набирать высоту по снегу и осыпи, чтобы выйти на хребет в обход жандармов, кторые находятся справа от перевальной седловины. К сожалению на перевале оставили неправильную записку, указав, что это перевал АКТ, а не Восточный Таллычхан.
Выбрались на хребет со стороны Грузии. Дальше гребень переходит в верщину Тыллычхан, но с российской стороны ГКХ видны очень пологие снежно-осыпные поля по нашем уровне (~3300 м) траверс по которым очень прост. Легко прошли до перевала АКТ около 2 км. Перед перевалом АКТ вышли на закрытый лед. Здесь следует идти осторожно, т.к. пологий (15°) поначалу склон уходит вниз за перегиб, ухать туда плохо. Выходя на седловину, преодолели несколько десятков метров сыпучих разрешенных скал. Траверс можно оценить 1А к.тр.
В сторону реки Кичкинекол уходит большой практически закрытый ледник. Даижемся по нему в связках Сверху кажется, что довольно пологий, однако перегиб скрывает обширный ледопад высотой около 100 метров, который следует обходим слева, повесив на крутом учатке скал 60 перил. Сняли веревку, спустив последнего без рюкзака на нижней страховке - лазание не сложное, но камнеопасно. Далее еще около 100 метров по крутой осыпи, и мы на пологой части ледника.
Продолжаем идти в связках. Кичкинекол - большой ледник. Прыгая через ручьи добрались до конце снега. Ниже на леднике появляется осыпной чехол. Развызываемся и спускаемся к языку леника.
Перекусив, двинулись на правому берегу реки Кичкинекол. Поначалу идем по камням, пересекая ручьи правго борта долины. Через 1,5 км выходим на луга, где появляется тропа, дальше - лучше. По ней без приключений спустились до леса, который начинается на пару километров выше Ворошиловских коше, которые находятся на слиянии с Уллу-Камом. Вышли кпогранзаставе, урегулировали формальности и перейдя по мосту Уллу-Кам встретились с 1-м отделением. Сыр-молоко, костер-гитара, футбол с пограничниками.
13 день, 25.07.2001
Ворошиловские коши - р. Уллу-Кам - пер. Хотю-Тау (1Б) - траверс ледовых полей Эльбруса - "Приют 11-ти"
Как выяснилось, пограничники периодически ходят с дозорами на ближайшие перевалы, среди которых Хотю-Тау, Азау, Чипер-Карачай. Поэтому 1-е отделение завтра решило идти перевал Азау по бдительной охраной пограничников вместо перевал Хотю-Тау (который был выбран исклюсительно по соображениям безопасности от горцев). Нами же было решено, потратить запасной день на восхождение на Эльбрус. На Гору пошли 4 человека, остальные вместе с отделением Доропея Д. идут через Азау.
К Эльбрусу пошли через заявленный перевал Хотю-Тау. Сначала по правому берегу Уллу-Кама до устья р. Уллу-Езень, где стоит кош. Здесь мы попращались с товарищами. Подъем к перевалу происходит по тропе, идещей серпантином левым берегом речки в обход глубокого ущелья, которе образуется сразу выше упомянутого слияния рек. Тропа очень хорошая, быстро набрали по ней порядка 250-300 метров по высоте и вышли на пологий траверс склона над каньоном, который тянется примерно километр-полтора.
Затем пошли вдоль ручья, прошли серию слияний и перешли на правую сторону ручья. Перевал с этого места не видно, но где он находится довольно очевидно. На смену травке пришла осыпь, но и на ней удается проследить тропу. Подъем на перевал простой и бесснежный, он н/к-1А.
С седловины, возвышаюшейся всего на несколько десятков метров над ровным ледником прекрасно виден Эльбрус. Победаем, пержидаем жару. Дальше пошли вчетвером в одной связке (для облегчения взяли одну веревку 50 м). Выбрали путь вдоль осыпной гряды, находящейся в 300-400 слева п/х. Снег глубокий и раскисший, проваливаемся до 40-50 см. Идти так тяжело.
Вышли на гряду по ней и по снегу идем траверсом полей Эльбруса с маленьким набором высоты. Прошли небольшой каньончик, сложенный лавовыми породами и вышли на обширное заснеденное плато длиной около 1 км. За ним виден ледопад. Здесь возможно, спустившись вправо вниз, выйти затем на отрог Приют-Гарабаши, но терять высоту и месить полуметровый снег не хочется, и мы решаем идти по открытому ледопаду.
Одели кошки. Крутизна льда не больше 15°. Идем в лабиринте трещин, но проход найти не так уж и сложно. Забираем вправо по ходу, там рвань меньше. Появились закрытые участки, а затем вышли на полностью закрытый ледник. Выбираем для прохода отрицательные формы рельефа - зоны компрессии. Это, однако, не уберегло нас от попадания в трещины. Дважды побывал в трещинах "по рюкзак" лидер и один раз участник, шедший вторым. Вышли на "Приют-11" к 20.30, поставили палатку внитри цоколя сгоревшего старого приюта.
14 день, 26.07.2001
радиально: в. Эльбрус Западный (2А, 5642);
"Приют-11" - "бочки" - пос. Азау - пос. Терскол
Вышли на восхождение по классике в 6.15.
К 13.30 все вернулись. Мы пообедали и к 15.40 спустились до "бочек". В 16.00 последний вагончик с "Мира".
От поляны Азау прошли до поселка Терскол вдоль Баксана по тропе (искали наших, 1-е отделение). В 17.30 лежали на травке под соснами. Поход окончен, духание глубокое, пульс ровный, желание нормальное.
Район достаточно популярен и в рекламе не нуждает. Маршрут из Узункола на Эльбрус с кольцом к западу тоже довольно-таки стандартный. Последние годы здесь часто проводила сборы Горная школа МГУ, поэтому недостатка информации нет, они составили подробные свежие описание большинства перевалов. Надо подчеркнуть необходимость использования только последних сведений о состоянии перевалов, т.к. ледовая обстановка существенно меняется год от года.
В целом соборы и поход нашего отделения в частности следует признать удачными. В районе легко организовать взаимодейтвие отделений, заброски, кольца, радиалки. Мы выполнили и перевыполнили программу похода, пройдя препятствия следующей категорийности: 2Б - 1, 2А - 6, 1Б - 3, 1А - 2. Поход насыщенный, но «перегрузки» никем из участников замечено не было. Категорийность похода граничит с 4 к.с.
График был составлен с запасом, что позволило пройти незаявленные элементы - Гвандру и Эльбрус. Но для справедливости заметим, что погода благоприятствовала. По мнению руководителя группа была готова идти на Гвандру по 2Б к.тр., тем более, что оно осуществлялось радиально, налегке. Этот маршрут был известен руководителю по прошлогоднему опыту.
Вохождение на Эльбрус тоже «держалось в голове». Но поскольку никто из нас прежде на Эльбрус не ходил и на такой высоте не был, мы подстраховались, и на Гору пошли только 4 человека, наиболее подготовленные. Восхождение было совершено очень быстро. За сутки с небольшим мы понялись на 3,5 км (с 2100 до 5600) и спустились вниз, что, имея акклиматизацию только на уровне 3000-3500 м, является очень хорошим результатом и свидетельствует о прекрасной физической подготовке. Время подъема быстрее 4-5 часов для Эльбруса хороший показатель, выше среднего. При позднем выходе в 6.15 нам удалось обогнать основную массу восходителей, стартовавших в 3-4 часа утра. Теперь понятно, что на Эльбрус можно было смело брать всю группу, остальные мало уступали в подготовке тем, кто ходил на Гору.
К ошибкам стоит отнести конечно же уход в Грузию. Руководитель просто не смотрел в карту и компас, полагаясь на описания. Группа с честью и легко вышла из этой ситуации, пройдя незпланированный перевал 2А, попутно составив мнение о южном склоне ГКХ.
Снаряжени удовлетворяло походу 3 к.с. Перечислим его: каска, система, карабины, спусковое устройство, кошки, ледоруб, ледобур - это личное; общественное: веревки 30, 50, 60 метров (связки по 2, 3, 3), ледовый молоток, крючья, ледобуры, петли расходные. Закладных элементов не было, и местами возникало желание положить гексу, хотя удавалось выкрутиться и так.
Снега в этом июле было много - большинство ледников закрытые, хотя перед походом мы ориентировались больше на ледовую работу. На маршруте использовались самые разнообразные технические приемы (но, скажем, часто путь выбирался по наиболее разнообразному рельефу). Самым распространенным приемом было движение в связках, а на крутых участках - попеременная страховка. Поэтому в Горной школе следует уделять больше внимания взаимодействию в связках (особенно в связках по 3).
Удачи! Интересных походов!