1. Справочные данные о туристском спортивном походе
1.1. Параметры похода
С 6 августа 2009 года по 20 августа 2009 года группой туристов г. Киева, т/к "Глобус", совершен пешеходный поход третьей категории сложности протяженностью 214 км за 14 ходовых дней в районе Кольского полуострова (Ловозерские, Хибинские тундры) по заявленному маршруту:
с.Ловозеро - оз. Светлое - отрог Кувторданюн - г. Куйвчорр - оз.Сейдозеро - р. Чинглусуай - верховья р. Чинглусуай - г. Ангвундасчорр - пер.Геологов (по хребту) - окрестности оз.Умбозеро -брод №3 (р.Сура)-брод №2 -р.Кальйок - верховья р. Кальйок - пер.Центр.Лявочорр (1А) - база КСС - пер.СевЧоргорр (1А) - руч.Меридианальный - верховья руч.Меридианальный - пер.Ферсмана (1Б) – радиально г. Юдычвумчорр - р. Мал.Белая - пер. Рамзая - р. Вудьяврйок - пер. Безымянный (1Б) - р. Тульйок - пер.Щель (1Б) - р. Вуониемйок - пер.Юкспоролак - Кировск
1.2. Данные о фактически пройденном маршруте участниками:
с.Ловозеро - оз. Светлое - отрог Кувторданюн - г. Куйвчорр - оз.Сейдозеро - р. Чинглусуай - верховья р. Чинглусуай - г. Ангвундасчорр - пер.Геологов (по хребту) - окрестности оз.Умбозеро -брод №3 (р.Сура)-брод №2 -р.Кальйок - верховья р. Кальйок - пер.Центр.Лявочорр (1Б) - база КСС - пер.Сев.Чоргорр (н/к*) - руч.Меридианальный - верховья руч.Меридианальный - пер.Ферсмана (1Б) - р. Мал.Белая - пер. Рамзая - р. Вудьяврйок - пер. Безымянный (1А*) - р. Тульйок - пер.Щель (1 A*) - р. Вуониемйок - пер.Юкспоролак - Кировск
Все участники прошли маршрут полностью.
1.3. Изменения маршрута и его причины
Категория некоторых перевалов по избранному нами пути не соответствовала заявленной – так, пер.Центр.Лявчорр по нашему варианту – 1Б (вместо 1А), пер.Безымянный – 1А вместо 1Б.
Отказались от радиального восхождения на г. Юдычвумчорр из-за неблагоприятной погоды.
1.4. Состав группы:
п/п№ |
Ф.И.О. |
контакт |
Тур. опыт |
Обязанности в походе |
Фото |
1 |
Саприкін Євген Юрійович |
esap[at]ukr.net |
1ГК весн. Карпати (1А),1 ГК зим. Крим (1А),2 ПК Карпати (1А),4 ГУ Тянь-Шань (2Б) |
руководитель |
|
2 |
Волохович Олександр Вікторович |
vol3140 [at] yandex.ru |
2ПУ весн.Карпати (1А) |
ремонтник |
|
3 |
Єрємєєва Янет Карлосівна |
soltis[at] bigmir.net |
1ГУ Крим (1А),2 ПУ Карпати |
финансист |
|
4 |
Кучинська Альона Вікторівна |
Kuchinskaa [at] i.ua |
2ПУ,1 ГУ (1А) |
завхоз |
|
5 |
Бурлака Марина Дмитрівна |
Ecoturyst [at] g mail.com |
1ПУ Карпати, н.к.ГУ Зимові Карпати (1А) |
медик |
|
6 |
Бердецький Іван Михайлович |
Ivberd [at]gmail.com |
3 ГУ Кавказ |
летописец |
|
2. Организация туристского спортивного похода
2.1. Географические данные о районе.
Район похода – Кольский п-ов, Хибинские и Ловозерские тундры, не нуждается в представлении – о нем слышал каждый турист из стран СНГ. В интернете имеется огромное количество информации о районе.
2.2. Разработка маршрута похода, его идея.
За два года до нас в Хибины и Ловозеры ходила знакомая киевская группа т/к Робинзон, и ее маршрут показался нам очень удачным. Эта группа ходила поход 4-й категории сложности, однако это было более чем на месяц раньше, что обуславливало больший снежный покров, большую сложность переправ и перевалов. Поэтому было решено пройти похожий, несколько упрощенный и укороченный, маршрут в рамках третьей категории сложности в пик сезона в этих горах – август.
Обязательным для нас было посещение обоих районов – и Хибинских, и Ловозерских тундр с максимальным охватом. Также хотелось включить в маршрут достаточно элементов горного похода, чтобы группа могла после этого похода идти как в пеший поход 4-й категории, так и в горный поход 3-й категории.
2.3. Транспорт
Подъезды в район чрезвычайно удобны – с Киевом есть прямое железнодорожное сообщение, правда не каждый день и всего два вагона, билетов мало и брать нужно заблаговременно. До поселка Ловозеро можно доехать от г. Оленегорска рейсовыми автобусами с пересадкой в поселке Ревда.
Выезд из г. Кировск в г. Апатиты – городским автобусом или маршруткой.
2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Из любой точки маршрута можно выйти в населенный пункт за сутки и менее, все аварийные сходы очевидны.
Запасные варианты нужны на случай погоды, препятствующей прохождению препятствий определяющей сложности. В районе нет перевалов, которые нельзя было бы обойти за время, сравнимое с прохождением перевала.
Запасные варианты
- вместо пер.Ферсмана - пер.Арсентьева Вост.
- вместо пер.Безымянный – проход севернее г. Кукисвумчорр
Аварийные выходы с маршрута.
В восточных Ловозерах аварийным выходом является выход на западный берег оз. Ловозеро и оттуда на север до поселка Ловозеро. От оз.Сейдозеро на север дорога ведет через некатегорийный перевал Эльморайок к поселку Ревда. На запад с Ловозерских тундр есть выход на асфальтированную дорогу, по которой также можно уйти в Ревду либо поймать попутку.
В Хибинах аварийные выходы в долину р. Кунийок на базу КСС и долину р. Мал.Белая или р. Меридианальный к железной дороге.
3. График движения и техническое описание маршрута
3.1 График движения (Автор – летописец поход Бердецкий Иван, сохранен авторский стиль описания)
6.08.2009
Из Оленегорска до Ловозера решили добираться общественным транспортом – таксисты уж очень много просили – от 7000 до 4000 рублей. Однако, если бы согласились, могли бы сэкономить время. Из Оленегорска автобус отправляется в 10:30, в Ревде он в 11:35. В 13:20 выехали из Ревды в Ловозеро. От Ревды до развилки Оленегорск-Ловозеро — 7 км. В 14:00 приехали в Ловозеро. Посетили музей культуры и быта кольских саамов.
В 15.40 вышли из Ловозера в южном направлении. Река осталась от нас слева. Вышли из Ловозера в районе одинокого дома, за которым сразу начиналось болото. Местные сказали, что тропа через болота есть, но ноги намочить придется. Вроде бы, упомянули и мост через Сергевань, но датировали воспоминание о нем каким-то незапамятным годом. (Кстати, не мешало бы все-таки выяснить, где именно находится мост. По последним сведениям – он все-таки существует.)
И правда, ноги намочили практически сразу, и они уже не просыхали до возвышенности перед озером Светлым. Сказывалось отсутствие опыта хождений по болотам – там масса тонкостей в выборе траектории движения. Есть места, где при неудачном стечении обстоятельств в одиночку можно увязнуть. Количество комаров с вступлением на болото возросло экспоненциально, было впечатление, что спасения от них нет.
Тучи разбрызгиваемых репеллентов не помогали.
Ситуация осложнялась тем, что подробная карта начиналась у нас несколько южнее пос. Ловозеро. Уклоняясь левее, в сторону леса, к 17.20 вышли на твердую почву и лес на берегу озера.
Возможно, это был залив Ловозера, т.к. было замечено моторное плавсредство.
Пообедали, из-за комаров с непривычки обедать было непросто. От выхода из поселка – 1 ч 30м х.в.
В 19.40 вышли, обошли озеро справа, скоро вышли на зимник, заболоченный на всем протяжении. Направление – на северо-восточную оконечность массива Ловозерских тундр (ЮЮВ). Потом зимник закончился, и продолжили движение в направлении впадины, в которой находится оз.Светлое – это характерное понижение в массиве Ловозерских Тундр, видное из далека. Встречаем какие-то озера. Кое-где упираемся в заросли приречной растительности. Делаем пару привалов по 15 минут. К 22.00 выходим к руслу р.
Сергевань, которую затрудняемся сразу идентифицировать как реку из-з отсутствия выраженного течения и извилистости. Ночуем на сухом участке, вода из Сергевани, дрова – еловые. Впервые любуемся белой ночью на природе. Вокруг много морошки.
От поселка - ~ 3.5ч х.в.
Этот день – самый богатый на новые впечатления и самый сложный в выборе пути.
7.08
Наложились непривычные белые ночи и праздование дня рождения Саши, поэтому вышли в 11.50. Убедились, что находимся у реки. В 12.20, двигаясь против течения, вышли к месту, где лес рос по обоим берегам, и поняли, что нужно искать место для навесной переправы (даже приблизительной информацией о расположении моста мы не располагали, знали лишь, что Игорь Злацкий за два года до нас его не нашел). Недалеко от этого места река меняла направление течения с восточного на южное. Эта переправа была запланированным препятствием. Начали в 12.50, закончили в 14.40. На стартовом берегу воспользовались группой берез, на финишном – выделяющейся елью. Первым переправился Ваня вплавь с водной страховкой. Ширина русла – около 30 метров, длина переправы – около 40, так что сопровождение для сдерга пришлось доращивать. После этого пообедали, и в 16.00 продолжили движение по болоту на ЮЗ. Пересекли ЛЭП, идущую приблизительно с ССЗ на ЮВ. В 16.40 сделали получасовой привал в хвойном лесу. В 17.10 начали движение на юг, и почти сразу вышли на тропу. Движение по тропе уже само по себе было приятно после болота и бездорожья все предыдущие сутки. Слева от нас проходим озеро. Скоро пересекаем ручей – приток Сергевани (17.45). Еще один получасовой привал. Вскоре местность повышается, заканчивается хвойный лес, уступая место березовому редколесью, впервые появляется возможность полюбоваться просторами. В 18.45 делаем еще один получасовой привал на сбор появившихся черники и вороники. В 19.45 приходим к оз.Светлому. От переправы – 2,5 ч х.в.
8.08
В 10.40 выходим, идем по тропе по левому по ходу берегу озера на юг. Около 11.00 подошли к развилке троп, левое ответвление вело к хибарке, из трубы шел дым. Пошли по правому ответвлению. Впервые начинает моросить дождь. В 11.40 вышли к реке в месте брода, помеченного белой тряпкой на финишном берегу. Глубина максимум по колено. С этого места пошли против течения по правому берегу, почти сразу прошли небольшой правый приток с микроводопадом. В 12.35 начали подъем на возвышенность, и к 13.45 вышли на г.
Кувторда, высота 490 м. Двигаясь на запад, дошли до ручья, где и пообедали. В 17.15 были на вершине г. Куйвчорр (790м), представляет собой плато. ~ 4 ч х.в.
от ночевки у озера. Рядом находится культовое сооружение некой секты. Отсюда двигаемся на юг по направлению к Сейдозеру. В 18.15 увидели озеро, стали думать о пути спуска. Решили уйти на запад, чтобы спуститься по пологому склону. Вышли на каменистую дорогу, чуть менее часа идем по дороге, она идет на запад, забирая на север. Подойдя к началу пологого отрога, спускаемся по нему в плоскую долину ручья, там и становимся на ночевку (20.30). ~6.5 ч х.в. от оз.Светлого. Ночевка имеет вполне горный вид, осыпь, мох, снежники, ручей, древесной растительности нет, топим газом. Прекрасный вид на Сейдозеро и кусочек Ловозера.
9.08
Выход в 11.50. Спускаемся по правому борту долины ручья. Ниже нашей стоянки – скальный каскад на ручье, небольшой водопад, очень характерный для этих мест. Ближе к Сейдозеру местами спуск непростой, среди карликовой растительности и осыпей, угол иногда до 25. К тому же, начинается дождь, и непогода становится нашим спутником на ближайшие два дня. После спуска с отрога в лес выходим на добротную грунтовку, ведущую к Сейдозеру. В 13.00 выходим к Сейдозеру,1 ч х.в. от ночевки. Виды на озеро туманны и неФото геничны, вокруг много черники, хвойный лес. Начинаем двигаться по берегу на запад. Где-то в 15.50 озеро заканчивается, в 16 обедаем. ~3 ч х.в. от стоянки. В 17 пошли дальше. Встречаем детские группы. Через час обнаруживаем, что прошли больше, чем следовало, вдоль ручья Эльморайок, и тропа ведет нас в сторону н/к перевала на Ревду. Перебираемся через ручей, и поворачиваем обратно – в сторону р. Чинглусуай. В 19 наконец выходим к Чинглусуаю. Переходим по камням, идем вверх по течению. В 21.00 стали на ночлег. ~ 6 ч х.в. от стоянки.
10.08
Утром идет дождь, пытаемся переждать. Выходим в 10.45, не дождавшись. В 12.15 подошли к развилке ущелья, наш отрог – левый (орогр). Начинается он с водопада и ступенчатых скал. Скалы влажные, кое-где покрыты мхом, мелкой осыпью, требуют осторожности при движении. Кое-где требуются переходы с берега на берег. Каньон увенчан водопадом, над которым нависает снежник. По скально-осыпным ступеням проникаем в правый рантклюфт, и через него обходим снежник. Рантклюфт кое-где глубже человеческого роста. После него русло выполаживается. В 13.20 выходим на плато. Время прохождения скальной части каньона – около часа. На плато туман, видимости нет. От места нашего обеда в месте зарождения каньона идет вездеходная дорога.
Через час движения по плато выходим на вершину г. Ангвундасчорр. Вершина не выражена, за исключением огромного камня-скалы, помеченной непонятной железякой.
Через полчаса проходим мимо цирка перевала Геологов – внушительные скальные сбросы, правда низа не видно из-за тумана. Проходим через возвышенность Аллуайв. Через 20 минут приходим на развилку, выбираем восточное направление по хорошей дороге, позже дорога забирает на север и сбрасывает высоту. Через 2 ходовых часа от пер.Геологов подходим к рудникам, находящимся южнее Ревды. С видом на промышленные строения вдалеке становимся на ночевку на крутом берегу ручья, стекающего к строениям.
Дров нет, готовим на газу.
11.08
Вышли в 10, траверсируем наше плато, уклоняясь к северо-западу. То и дело туман расходится. Через 1 ч х.в.
пересекли ручей Шамйок. Еще через час пересекли ЛЭП. Еще через 20 минут вышли на асфальтированную дорогу, ведущую от Ревды на юго-запад и огибающую с запада Ловозерские тундры. По асфальтированной дороге идем на север, через 10 минут поворачиваем на запад на дорогу к заброшенным строениям. (3 ч х.в. от стоянки) Через полчаса дошли до развалин, и отошли от них в лес, чтобы пообедать. Идет дождь, готовим на горелке.
Дальше идем по отличной грунтовке, лишь ближе к реке она становится заболоченной. Через 1 ч 10м выходим к так называемому Броду №3 – бревенчатому остову моста, по которому и переходим.
После перехода дорога хуже, чаще заболочена, но тоже вполне удовлетворительная. По дороге в лесу нашли строительную каску желтого цвета с надписью "НЕПТУР-КИЕВ №7". Через 2 часа х.в. подошли к началу косы на Умбозере, заливе Чудалухт. На косе бушует ветер, на Умбозере почти морские волны, движемся по песчаному берегу. Через 20 минут подошли к Броду № 2 – месту, где коса ближе всего подходит к соседнему берегу. (От обеда 3,5 ч х.в.,6,5 ч х.в. от стоянки). Перед бродом пакуем рюкзаки в полиэтиленовые пакеты, снимаем лишнюю одежду. Переходим вброд, глубина около 1,5 м. На финишном берегу в березняке становимся на ночевку.
12.08
Ясная погода весь день. Выход в 13, движемся по дороге на запад. Через 40 минут выходим к р. Кальйок, переходим ее вброд, легко, но ноги снова промочили. Через час снова пришлось перескакивать на другой берег. После этого дорога идет по левому (орогр.) берегу р. Кальйок, поднимаясь на возвышенность. В этом месте обедаем. Зона леса заканчивается.
Через полчаса спустились к реке по осыпи, и перешли на правый берег. Через 15 мин. видели на левом берегу примыкающее скалистое ущелье, высоту 585,3. Чуть дальше видна дорога, предположительно на перевал Обманный. Через полчаса – развилка, со всех сторон суровые осыпи, мы идем прямо. Еще через полчаса проходим озеро. Еще через 50 мин. проходим оборудованные родники-фонтаны, и невдалеке от них становимся на ночевку. От стоянки – 4,5 ч х.в.
Выше по ущелью воды уже нет, поэтому мы не подходим ближе к перевалу. От стоянки видна заброшенная буровая вышка. Следы хозяйственной деятельности здесь часты.
13.08
Вышли в 9.00, через 20 минут подошли к месту, где начали подъем.
Подъем начали в отсутствие видимости в тумане, пытаясь при этом следовать описанию. Согласно описанию, подъем начинается от "характерного места, которое выглядит как песчаное озеро". Но впоследствии оказалось, что довольно большой отрезок долины (реки там уже не было) подпадает под это определение. В результате начали подъем несколько севернее, чем следовало. Шли по мелкой и средней осыпи (уклон до 25), потом стали попадаться участки бараньих лбов, которые приходилось обходить, склон становился круче и впереди сквозь туман показались пояса скал.
Стало понятно, что мы движемся не к перевалу, а скорее всего к вершине, которая севернее. Этот момент был психологически не очень приятен, так как подразумевал необходимость спуска, который был бы не легче подъема. Через некоторое время в тумане образовалось окно, и мы увидели перевал слева от нас по ходу, практически на одной высоте с нами. Пошли траверсом и вышли на перевал.2 ч х.в. от ночевки. На перевале имеется тур, записка предыдущей группы.
По тому же описанию наименее крутым должен был быть крайний левый по ходу спусковой кулуар, и хотя мы видели и другой кулуар, правее, уводящий по осыпи в туманную бездну, оценить их сравнительную крутизну с перевала в тумане не было никакой возможности. Лишь когда мы всей группой подошли к левому кулуару, облачность ненадолго рассеялась, дав возможность один раз сфотографировать вид с перевала. Кулуар с перевала выглядит весьма крутым и опасным.
Около 20 метров спуска по кулуару - крутая средняя осыпь под углом 30-35 градусов, требующая большой осторожности и движения плотной группой в касках. Затем начинаются участки скальных сбросов, которые невозможно обойти. Принимаем единственно возможное решение спускаться дюльфером, находим большой надежный скальный выступ, вешаем на него петлю из двойного репшнура, и спускаемся дюльфером. Длина перил - около 50 метров, но, строго говоря, участки, где они жизненно необходимы, короче – по несколько метров. Хотя все же рекомендуется иметь 50 метров веревки с возможностью сдерга. После дюльфера уходим по полке влево, и аккуратно по осыпи продолжаем спуск до выполаживания.
Надо отметить, что во время прохождения был туман, но не дождь, и скалы были относительно сухими. В случае мокрых или обледенелых скал перила следует начинать вешать уже с самого перевала.
Через 2 часа вся группа закончила спуск с перевала, в цирке устроили обед. (2 ч х.в. + 2 технической работы после стоянки).
От цирка шли по осыпи, вскоре началась дорога, пошли вдоль р. Сев.Лявойок. Через 45 мин х.в. спустились до зоны леса. Еще через полчаса х.в. перешли реку, еще через полчаса вышли к озеру Гольцовое (1ч 45 мин от обеда в цирке). Полчаса идем под дождем по берегу озера на юг, по камням или по воде переходим многочисленные впадающие в озеро ручьи, потом выходим на дорогу в сторону базы КСС. Через 2 ч х.в. приходим к КСС, забираем там заброску, становимся лагерем на противоположном берегу реки Кунийок, перейдя по мосту. (4 ч 15 мин х.в. от обеда).
14.08.
Дневка. Погода ясная. Сбор грибов, черники.
15.08.
Наш следующий перевал – Северный Чоргорр – был виден с нашей стоянки. Вышли в 10.00, пошли по тропе по направлению к нему, обошли озеро, и через 1 час вышли из зоны леса. Идем сначала по правому по ходу борту ущелья, потом по ущелью. Через час крутизна увеличивается, одеваем каски. Уклон от 15 до 25. Через 20 мин подошли к снежнику, спускающемуся из ущелья. Снежник небольшой и снег не твердый, поэтому для прохождения было достаточно треккинговых палок, однако в случае, если снежник будет спускаться ниже и снег будет смерзшимся, самостраховка ледорубом там не помешает. Перевал – типичный для Хибин – представляет собой проход в скалах, в котором лежат снежники и средняя осыпь. Х.в. от стоянки – 2,5 ч. Сняли записку группы туристов из г. С-Петербург (ТК "Вольнодумцы", от 14.08.09г.
15:32). Прошли перевальное ущелье, через 15 мин вышли к спуску с перевала.
Через полчаса подошли к ручью и пообедали. После обеда через полчаса вошли в зону леса. Через час проходим возле красивого водопада. Начинается дождь, который продолжается с переменным успехом остаток дня и часть следующего. Через 1 ч х.в. выходим к впадению р. Маннепахк в р. Гольцовка. Дальше идем вверх по течению р. Гольцовка. Через 45 мин х.в. пересекли ручей Чеснайок, намочив ноги.
Через час стали на ночевку среди карликового березового редколесья.4 ч 45 мин х.в. от перевала Сев.Чоргорр.
16.08
С утра идет дождь, который вызывает опасения по поводу прохождения пер. Ферсмана. Ясно, что идти скальный перевал 1Б в такую погоду нежелательно. Через некоторое время дождь прекратился, и группа поднялась в цирк Ферсмана, (50 мин х.в.) при этом войдя в туман, который не позволял определить расположение перевала. Прошли небольшое озерцо. Слышали звук камнепада. Через полчаса мы поняли, что перевал уже близко. Туман плотно закрывал стены цирка. Группа расположилась в цирке на длительное ожидание. (1 ч 20 мин х.в. от ночевки). Начали проводить разведку, передвигаясь налегке вдоль стен цирка. Через некоторое время начали появляться просветы в тумане, удалось ненадолго увидеть перевал (не было даже времени его сфотографировать). Ожидание заняло 2,5 часа.
Подход к перевалу по крупной, местами покрытой мхом, и довольно крутой осыпи (20 мин от места ожидания). За 20 мин поднялись от подножия перевала к началу скальной части. Путем осмотра определили наиболее, с нашей точки зрения, простой и логичный путь подъема. Было ясно, что он не совпадает с путем группы Злацкого. (Впоследствии выяснилось, что при прохождении группой Злацкого место старта нашего пути на перевал находилось под снегом.) В начале путь представляет собой характерные метровые скальные ступени, по которым провесили одну веревку по кривой траектории. Затем налево и вверх идет сплошная узкая скальная полка, обрывающаяся вниз бараньими лбами, кое-где с участками несложного лазания, провесили еще три веревки перил. Точки страховки – на скальных выступах и закладках. Комплект закладок очень пригодился, и пожалуй, сделал безопасным прохождение перевала по этому пути. Следует отметить, что участник, шедший первым с командной страховкой (Волохович Саша), имел неплохую скальную подготовку и опыт прохождения первым двух крымских скальных маршрутов 1Б. Остальные участники шли по перилам с самостраховкой прусиком, последний – с командной страховкой.
После последней станции полка расширяется, и по осыпи без труда выходим на седловину перевала, где нам посчастливилось наблюдать чистое небо, закат и облачность внизу. В сумме, техническая работа заняла у нас 3,5 часа. Сняли записку туристов из г. Калуга.
Спуск по средней, довольно крутой осыпи (до 30-35). Ночевка на первых ровных площадках после начала реки через 40 мин после начала спуска с перевала. Пройденный перевал выделяется количеством технической работы среди прочих препятствий этого похода.
Сравнительный анализ прохождения перевала нами и группой Игоря Злацкого.
На фотографиях выше красным цветом показан путь группы И.Злацкого, черно-зеленым – наш путь. Различия, на наш взгляд, обусловлены разной снежной обстановкой – на фотографии Злацкого подходы завалены снегом, а у нас снежная обстановка была подобна верхней фотографии, что делало совершенно другой как визуальную оценку сложности, так и саму сложность. Так, первый "красный" участок на нижней фотографии снежный, на верхней – скальный. "Скальные ступени" - начало нашего подъема, на фотографии Злацкого завалены снегом.
17.08
С утра снова идет дождь, пережидаем в палатках, и убеждаемся, что поступили правильно, пройдя перевал вчера вечером. В этот день планировалось радиальное восхождение на высшую точку Хибин – г. Юдычвумчорр, но становится ясно, что в такую погоду там нечего делать. Принимаем решение идти по дальнейшему маршруту к перевалу Рамзая.
Спускаемся вдоль р. Ферсмана по средней пологой осыпи. Через 1 ч 10 мин зашли в зону леса. Через час вышли к слиянию с р. Малой Белой. Пошли вверх по правому орогр. берегу. Через 45 мин вышли из зоны леса. Еще через 15 мин становимся на ночевку с впечатляющим видом на цирк массива Тахтарвумчорр. Погода опять дождливая.
18.08
За час дошли до перевала Рамзая. За полчаса спустились к истокам р. Поачвумйок и пошли вдоль реки выше по склону. Через 40 мин спустились к реке в березовый лес. Через полчаса вышли на грунтовую дорогу, идущую по берегу озера Малый Вудьявр, и через 10 мин нашли на озере красивое место для обеда.3 ч х.в. от ночевки.
Через 20 мин движения по дороге выходим к памятнику первой геологической экспедиции под руководством Ферсмана, вышли к маленькому озеру Сейтесьявр, через 20 мин вышли на асфальтированную дорогу. По ней движемся в сторону карьера, от которого проносятся самосвалы. За 20 минут доходим до карьера и начинаем его обходить справа по ходу. За полчаса обходим карьер сверху, и попадаем в долину левого притока р. Вудьяврйок, ведущую к пер. Безымянный. По ущелью ведет старая вездеходная дорога, стоят деревянные столбы бывшей ЛЭП. Через 40 мин становимся на ночлег в начале ручья с видом на Кировск и наш перевал.5 ч х.в. от стоянки.
19.08
За двадцать минут подошли под перевальный взлет, через полчаса поднялись на перевал. Осыпь крутая, до 25.
Перевал был заявлен как 1Б, но по условиям прохождения тянет только на 1А.
Причина – снежник не перекрывает весь спуск с перевала, поэтому возможен спуск по осыпи с самостраховкой палками. Если бы снежник перекрывал всю ширину спускового кулуара и был смерзшимся, могли бы понадобиться перила и/или кошки.
Спуск в цирк занимает полчаса. Дальше полого. Через 45 мин, у начала зоны леса, становимся на обед. На противоположном, левом берегу р. Тульйок виден крест.
Идем по правому берегу Тульйока по прибрежно-лесной тропе, которая временами теряется. Примерно через 1,5 ч х.в. начинаем удаляться от реки. Через 20 мин покидаем зону леса. Через 1 ч 20 мин перестали набирать высоту. Траверсируем склоны горы Юкспорр, пересекаем два ручья, текущих ниже нас в скалистых каньонах, образуя водопады, а выше - в пологих долинах. Идем по средней осыпи. Еще около часа идем до цирка перевала Щель, где и ночуем. Весь день хорошая погода, фотографируем краски заката.
Около 6 ч х.в. от ночевки.
20.08
Перевал Щель заявлен как 1Б, и со стороны выглядит довольно грозным техническим препятствием. Ущелье в двух местах перекрывают снежники. От состояния и размера снежников и зависит сложность перевала. За полчаса подходим к началу взлета, одеваем системы.
Начало ущелья перекрыто снежником. Он подмерзший, и бить в нем ступени ботинком очень трудно. Поэтому первый в кошках и с ледорубами проходит снежник, и вешает перила за огромный камень выше его. Длина перил 50 м, но сам снежник меньше – метров 40. Параллельно выбиваются ступени, и остальные, идущие по перилам с самостраховкой прусиком, их углубляют. Далее подъем представляет собой крутую осыпь, местами до 30. Встречается еще одно место, которое опасно проходить с рюкзаками – большая каменная ступень, покрытая осыпью. Вешаем там несколько метров перил. Верхние снежники, как оказалось, легко обходятся. За 2 ч 10 мин поднимаемся на перевал. Спуск с перевала пологий, осыпной, встречаются снежники. Через 1 ч х.в. выходим из ущелья на траверс склона в сторону перевала Юкспорлакк. Обедаем, место приятное, несмотря на отвалы рудников вдали.
За час зашли на пер.Юкспорлакк (н/к, осыпной). На нем заметны следы деятельности, какие-то столбы, провода. В одном месте – следы недавнего обвала. За 1 ч 15 мин спустились к руднику в начале поселка Юкспорйок. Еще около часа идем вдоль промышленной зоны, проходим через автопредприятие, и выходим на оживленную дорогу на Кировск, недалеко от озера Большой Вудьявр. Отсюда на попутном автобусе уезжаем в Кировск, а оттуда маршруткой в Апатиты, и переходим к развлекательной части – экскурсии в г. Мурманск.
4. Расчет категории сложности маршрута
Расчет проведен согласно "Методики визначення категорії складності" (протокол №2, п. №5 від 8 грудня 2001р.).
Нормы согласно таблице №1 |
Пройденный маршрут |
1. Длительность маршрута,
дней (не менее) |
10 |
15
(из них одна дневка) |
2. Протяженность ( L), км (не менее) |
190 |
215 |
3. Максимальное количество баллов за локальные препятствия (ЛП мах) |
50 |
37 |
4. Баллы за локальные препятствия (ЛП), которые идут в зачет (не более) |
20 |
37 (20 в зачет) |
5. Баллы за протяженные препятствия (ПП), которые идут в зачет (не более) |
40 |
43 (40 в зачет) |
6. Географический показатель |
|
10 |
7. Автономность |
|
0,7 – из-за использования заброски на базе КСС |
8. Коэффициент перепада высот |
|
1,26 |
9. Общее количество баллов, набранных маршрутом |
60-94 |
69 |
Баллы за локальные препятствия (ЛП):
1.Переправы:
категория |
Кол-во/баллы |
Название |
Баллы |
н/к |
4/2 |
р.Светлая |
3 |
|
|
р.Эльморайок |
|
|
р.Чинглусуай |
|
|
р.Кальйок |
|
|
р.Часнайок |
1А |
3/3 |
Оз.Умбозеро, Брод №2 |
1 |
2А |
1/6 |
р.Сергевань |
6 |
|
|
Всего |
10 |
2.Перевалы:
категория |
Кол-во/баллы |
Название |
Баллы |
н/к |
1/2 |
пер. Рамзая |
6 |
|
|
плато Куйвчорр |
|
|
пер. Сев.Чоргорр |
1А |
1/4 |
пер. Безымянный |
8 |
|
|
пер.Щель |
1Б |
1/6 |
пер. Ферсмана |
12 |
|
|
пер. Центр.Лявчорр |
|
|
Всего |
26 |
3.Каньйоны:
категория |
Кол-во/баллы |
Название |
Количество |
Баллы |
1А |
2/2 |
верховья р. Чинглусуай |
1 |
1 |
|
|
Всего |
|
1 |
В сумме 37, в зачет 20
Баллы за протяжеенные препятствия (ПП):
1.Растительное покрытие.
категория |
протяж/баллы |
Название |
Протяженность |
Баллы |
н/к |
50/10 |
Простые участки леса на маршруте |
40 |
8 |
1А |
15/6 |
Наличие густого подлеска – в долинах рек, на болотных участках |
10 |
4 |
|
|
Всего |
|
12 |
2.Болота:
категория |
протяж/баллы |
Название |
Протяженность |
Баллы |
н/к |
40/20 |
От с. Ловозеро до оз.Светлого |
10 |
5 |
1А |
10/12 |
Отдельные участки на этом же промежутке |
2 |
3 |
|
|
Всего |
|
8 |
3.Осыпи, морены:
категория |
протяж/баллы |
Название |
Протяженность |
Баллы |
н/к |
20/10 |
Осыпи на подходах ко всем перевалам, на плато Куйвчорр |
40 |
20 |
1А |
6/9 |
Участки осыпи на пер.Лявчорр Центальный, Северный Чоргорр, Щель, Безымянный, Ферсмана |
2 |
3 |
|
|
Всего |
|
23 |
Баллы за протяженные препятствия 43, в зачет 40
Суммарный набор высоты ΩН = 8 км.
К = 1 + ΩН/12 = 1 + 8/30 =1,26
Итого КС = ЛП + ПП + (Г*А*К) = 20+40+ (10*0,7*1,26) = 69
Поход соответствует третьей категории сложности.
Автономность группы была снижена заброской на базе КСС, это решение было обусловлено тем, что половина личного состава группы – девушки.
В зачет идет сравнительно мало баллов за локальные препятствия, а логика похода была построена в основном на них – это следствие предыдущего преимущественно горного опыта руководителя. Этим и объясняется сравнительно невысокое количество баллов для этой категории. С другой стороны, поход и вправду вспоминается скорее как приятная прогулка, чем как испытание, что, по мнению руководителя, и является нормой для походов младших категорий.
5. Выводы
Район Хибинских и Ловозерских Тундр в августе идеально соответствует 3-й категории сложности пешего похода. Наряду с этим, есть возможность получить опыт прохождения горных препятствий младших категорий сложности – н/к,1А и 1Б. Но следует отметить, что их категория сложности зачастую зависит от снежной обстановки.
- Перевал Центральный Лявчорр по пройденному нами пути соответствует категории 1Б, т.к. требует перил на спуск;
- Перевал Северный Чоргорр соответствует в малоснежное время категории н/к*;
- Перевал Ферсмана соответствует категории 1Б, требует попеременной и перильной страховки в любую погоду, как выяснилось, допускает разные способы прохождения; по нашему способу прохождения требует использования закладных элементов типа "закладки" для организации страховки, необходимой на ключевых участках. Перевал пройден нами по маршруту, отличному от группы наших предшественников, по фотографиям можно заключить, что по безопасности маршруты существенно не отличаются.
- Перевал Безымянный соответствует в малоснежное время категории 1А;
- Перевал Щель потребовал одной веревки перил для прохождения снежника, что дает формальный повод рассматривать его как 1Б, однако при наличии у всей группы кошек и ледорубов этот участок проходился бы с самостраховкой ледорубом. Даже при отсутствии кошек можно было бы обойтись без перил, вырубив лопаткой ледоруба ступени, что увеличило бы время прохождения. Но есть фотографии, на которых снежники вообще отсутствуют, и в таких условиях сложность перевала следует считать 1А. Исходя из этого, напрашивается вывод, что рассматривать сложность перевала Щель в малоснежный пик сезона (август) следует как 1А*.
Переправы через малые реки в августе не составляют труда, и лишь иногда досаждают необходимостью намочить ноги.
Переправа через брод №2 может представлять сложность для участника маленького роста (ребенка). В таком случае, перенести его рюкзак можно поручить более рослому товарищу, а сам он сможет перебраться вплавь.
Переправа через р. Сергевань обусловлена отсутствием моста (или информации о его расположении). Река легко преодолима вплавь, и навесная переправа, главным образом, дает возможность не намочить рюкзаки, а в холодную погоду это актуально и для участников.
Основным видом протяженных препятствий являются осыпи – без них нельзя подойти ни к одному перевалу, и к концу похода сильно надоедает по ним ходить.
Растительный покров не является здесь серьезным препятствием, так как район достаточно освоенный, имеются хоженые тропы и даже дороги.
Болота тоже не являются распространенным препятствием в горной части района, в нашем походе серьезное болото было лишь на подходах со стороны пос.Ловозеро. Надо сказать, что для всей группы это был новый и интересный опыт.
В таежной, а особенно болотной, местности весьма досаждают комары и мошка, зато возвышенности очень приятны их отсутствием. Никаких более крупных представителей фауны нами замечено не было, хотя есть сведения о наличии медведей.
Природа очень богата, огромное количество грибов и ягод. Большего количества грибов нам видеть раньше не приходилось. В тайге и лесотундре ягоды представлены преимущественно черникой и вороникой, на болоте – морошкой.
Климат неустойчивый, непогода занимает значительную часть времени. В частности, из-за нее нам не удалось взойти на г. Юдычвумчорр, полностью оценить красоту ущелья Чинглусуай и плато Ангвундасчорр. В плохую погоду не рекомендуется выходить на плато – ориентирование без дороги или GPS становится очень трудным.
В комплект одежды должна обязательно входить надежная дождезащита, последнее время многие из нас отдают предпочтение силиконовым курткам, а мембрана рассматривается как условная дождезащита лишь для ходового варианта.
Район развивается и как альпинистский (скалолазный) – скальный рельеф очень богат.
По доступности для украинских туристов район Хибин и Ловозер, на наш взгляд, является третьим после Крыма и Карпат. Отсутствуют погранзоны и другие территории с ограниченным доступом (исключение – территория рудников), не требуется загранпаспорт, строгости с регистрацией не зафиксированы – у нас ее проверяли только в Мурманске, но это уже выходит за пределы рассматриваемого района.
Как подготовку к такому походу для украинских туристов можно порекомендовать поход 1-2 к.с. по Горганам в мае – это даст опыт движения по осыпям, переменчивой погоды, участков снега.
Богатый карпатский опыт имели все участники нашего похода.