Активный отдых Сервер активного отдыха
Навигация
·Рейтинг сайтов

·Главная
·Форум
·Клуб
·Корпоративный отдых
·Активный отдых
·Детский туризм

горы
·походы Крым
·походы Украина
·альпинизм
·горные лыжи
·горные походы
·скалолазание
·сноуборд
·треккинг, походы

вода
·байдарки
·виндсерфинг
·дайвинг
·катамаранинг
·каякинг
·рафтинг
·яхтинг

земля
·велотуризм
·дальние страны
·геокэшинг
·диггерство
·конный туризм
·лыжный туризм
·пешие путешествия
·собачьи упряжки
·спелеология

город
·гимнастика
·ролики
·скейтбординг
·фитнес

научно-познавательный туризм
·археология
·зеленый туризм
·история
·эзотерика
·экологический туризм
·этнографический туризм

охота и рыбалка
·охота
·рыбалка

достопримечательности
·необычное
·Карпаты
·Крым

·Польша
·Украина
·Чехия

полезное
·снаряжение
·школа выживания
·дикорастущие растения
·кладовая природы
·советы туристу
·кухня, питание
·медицина
·библиотека туриста

фотогалерея
·фото природы
·фотообои зима
·фотографии гор
·фото цветов
·фото животных
·фото лошади
·фото дельфинов

страны мира
·погода в разных странах
·флаги стран мира
·валюты стран мира
·столицы стран мира
·языки разных стран
·климат стран мира

разное
·пассажирские перевозки
·байдарки Харьков
·прогноз погоды Украина
·каталог ссылок
·байдарки Украина
·архив новостей
·фотогалерея
·достопримечательности
·написать администратору
·опросы
·рекомендовать нас

·поиск по новостям
·карта сайта

Поход на Байкал
"Клуб Активного Отдыха" организует пеший поход
по Байкалу, хребет Хамар-Дабан

Сроки проведения
июль 2010

Программа похода
Обсуждение на форуме

Активный отдых, туризм, поход Крым, пассажирские перевозки

Увлекательные автопутешествия по Украине

Статьи, книги

Советы пешеходным туристам в походе


Советы пешеходным туристам в походе

Разные причины побуждают человека отправляться в путь — возможность увидеть потаенные уголки земли, резерв свободного времени, урбанизация, порождающая тоску по природе, желание познать мир и… самого себя.

Но почему в наше время, время высоких скоростей и большого выбора транспортных средств, пешеходный туризм остается самым массовым? Может быть, именно потому, что никакой другой вид передвижения не открывает таких возможностей для единения с природой, для спокойного раздумья, снятия нервных перегрузок.

Нет в нашей стране территории, где нельзя было бы проложить интересный маршрут. Пути ведут пешехода в Карпаты и Крым, на Кольский полуостров и в Карелию, к бесконечным просторам Сибири и Дальнего Востока, в тундру, тайгу и пустыню.

Снаряжение. Подбор снаряжения зависит от вида туризма, сложности и продолжительности похода, сезона, в котором он проводится.

Уже один вид удобного, легкого снаряжения вызывает желание поскорее тронуться в путь. Но, кроме того, снаряжение должно быть прочным, компактным, надежным в условиях значительного перепада температур и влажности, удобным для пользования.

Обычно туристы имеют свое собственное снаряжение, которое они доводят до необходимого состояния и вида: подгоняют ремни в рюкзаках, так как часто не устраивает их длина, меняют петли в палатках, так как они вырываются при первом же натяжении. От похода к походу появляются все новые усовершенствования — и вот на рюкзаке к верхнему кольцу, между лямками, средней частью привязываются резиновый шнур от эспандера, концы его закрепляются крючками за кольца, пришитые к передней части рюкзака. Это дает возможность положить под шнур или вынуть, не расстегивая рюкзака, штормовку, куртку и другие предметы; к рюкзаку прикрепляются удобные широкие лямки. К «Ермаку» снизу приделываются ремни или же полочки с ремнями для прикрепления различного груза.

Даже замечательные палатки «памирки», называемые серебрянками, имеют веревки такой толщины, что ими можно связать средней величины хищника. Естественно, эти веревки заменяют надежным тонким капроновым шнуром.

Нередко среди туристов бытует точка зрения, что отсутствие отдельных предметов снаряжения или их плохое качество не причина для беспокойства (можно, мол, перетерпеть!). И терпят, когда трут ботинки, когда топором рубят лед на склоне и обвязываются бельевой веревкой, стучат зубами в холодную ночь в плохоньком спальнике…

Действительно, можно и перетерпеть, но во имя чего? Ведь все эти мелкие недочеты несложно устранить.

Подобрать снаряжение для сложного путешествия — непростое дело. Взять все, без чего нельзя обойтись, и ничего лишнего — вот главный принцип. Пренебрежение им может превратить путешествие в переноску тяжестей на большие расстояния.

При выборе снаряжения обращают внимание также и на его цвет. До сих пор еще предлагают в магазинах рюкзаки, палатки, спальные мешки и штормовые костюмы цвета хаки. Насколько же приятнее спортивная одежда оранжевых, голубых, красных тонов и снаряжение из легких новых тканей и материалов.

Яркая, красивая расцветка снаряжения и одежды снижает утомление при монотонном движении, облегчает нахождение лагеря или друг друга во время прогулок на стоянках. Яркая окраска отдельных предметов или прикрепленных к ним шнуров (ножи, компасы, бинокли и т. п.) предупреждают утерю вещей.

Даже очень опытные туристы перед путешествием составляют список необходимого снаряжения, тщательно анализируют его, безжалостно зачеркивая в нем то, без чего можно обойтись. Решение должно быть разумным: можно, скажем, обойтись без подушки, вилки, личного бритвенного прибора (берется один на всех), но нельзя уменьшить массу рюкзака за счет сокращения количества продуктов или снаряжения, обеспечивающего безопасность.

Укладывать рюкзак желательно по списку, чтобы в самый критический момент не оказаться без очень нужной вещи. Снаряжение делится на личное и групповое. Некоторые предметы вносятся в тот или иной список условно. Так, например, спальный мешок является предметом личного снаряжения, но часто в сложные путешествия, особенно в зимнее время, предпочитают брать 2х-4х-местные спальные мешки, а иногда многоместные на всю группу (6—8).

Личное снаряжение. Ниже приводится примерный перечень личного снаряжения для пеших путешествий. В зависимости от сложности, сезона и района путешествия вы выберете то, что найдете нужным. При этом помните: всеми предметами снаряжения все участники путешествия должны уметь пользоваться.

Личное снаряжение

Рюкзак большой с непромокаемым вкладышем

1 Спальный мешок с вкладышем

1 Ботинки на профилированной подошве

1 Кеды (кроссовки) .

1 Костюм штормовой

1 Костюм тренировочный

1 Плащ-накидка (лучше из ткани болонья)

1 Свитер шерстяной

1 Брюки

1 Шорты

1 Рубашка (ковбойка)

1 Нижнее белье (для холодного времени — шерстяное)

1 Носки шерстяные

2—3 пары Носки простые (хлопчатобумажные)

2—3 Головной убор легкий

1 Плавки (купальный костюм)

1 Миска, кружка, ложка, нож

Комплект Мешочки (для посуды, белья, мелочей)

3—4 Полевой дневник, карандаш

Комплект Компас (системы Адрианова, «Спорт»)

1 Часы

1 Очки защитные в жестком футляре

1 пара Туалетные принадлежности

Комплект Индивидуальный медицинский пакет

1 Спички в водонепроницаемой упаковке

1 Мешочек из пластика для документов

1 Мешок из пластика для предметов, прикрепляемый под рюкзаком (или над) 1 Коврик (непромокаемый утеплитель)

1 Ремонтный инвентарь

1 Стельки войлочные (или из двух слоев фетра) 2 пары

Рюкзак. В продаже есть различные рюкзаки. Предпочтение следует отдавать тем, которые изготовлены из прочной водоотталкивающей ткани, имеют вшитое дно прямоугольной (бобовидной) формы, широкие, надежно прикрепленные заплечные ремни, емкие карманы и большой клапан, закрывающий рюкзак.

Популярны станковые рюкзаки «Ермак». Конечно, станковый рюкзак имеет свои преимущества — создает условия для вентиляции спины, его проще укладывать.

Купив рюкзак, следует проверить длину ремней, их обычно приходится надтачивать. К рюкзаку приобретают непромокаемый вкладыш — мешок большего объема, чем рюкзак. Это предохранит вещи от промокания.

Советы пешеходным туристам в походе

Обувь — предмет особых забот туриста. Если для походов выходного дня в теплое время года наиболее подходящими являются кеды, а в остальное время — любая разношенная крепкая обувь на низком каблуке и рифленой подошве, то в многодневных сложных путешествиях необходимы туристские ботинки на профилированной подметке — так называемые вибрамы. Они хорошо амортизируют толчки и не скользят. В сложные путешествия берут с собой и вторую пару обуви для смены, стельки — войлочные или из 2—5 слоев фетра. Если поверх шерстяных носков натянуть кусок старого капронового чулка, срок годности носков значительно увеличится.

Одежда. При подборе походной одежды” учитывают принцип совместимости. Так, например, куртка должна надеваться на свитер, а штормовка должна быть достаточно большой, чтобы ее можно было надеть поверх куртки и свитера и при этом она не стесняла движения. То же касается брюк — поверх легких тренировочных в холодный день надевают теплые суконные брюки, а в дождь натягивают и штормовые.

В летнее время из шерстяных вещей следует взять свитер и носки. Свитер должен быть длинным, чтобы при наклоне вперед не обнажалась спина и можно было, сидя у костра, подвернуть его под себя, защитить от холода спину и особенно поясницу. Для открытых пространств хороши спортивная рубашка и шорты. Брюки из плотной ткани (джинсы) не должны мешать широкому шагу. Летом берут с собой плавки (купальные костюмы). Футболки удобны, а вот майки в путешествии ни к чему.

В холодное время предпочтительнее шерстяное белье.

Плащ-накидка должна закрывать не только туриста, но и его рюкзак. Лучше всего самому пошить такой плащ из ткани болонья или другой легкой водоотталкивающей ткани. Следует захватить с собой легкую шапочку (косынку с козырьком) для защиты от солнечных лучей. Шляпу от дождя типа рыбацкой «зюйдвестки» несложно пошить самому, она, кажется, единственный головной убор, с которого не капает за воротник.

Весной и осенью следует взять с собой если и не весь штормовой костюм, то во всяком случае куртку. Начинающие туристы скептически относятся к штормовке — промокает!

Но дело в том, что даже мокрая она греет. Намокнув, штормовка становится жесткой, не прилегает к рубашке и к телу, хорошо защищает от ветра.

Спальные принадлежности. В теплое время года хорош спальный мешок-одеяло. Летом он вообще может быть расстелен по дну палатки, как коврик, а укрываться можно легким одеялом. Если ожидаются прохладные ночи, такой спальник берется на каждого. В сочетании с непромокаемым ковриком-утеплителем он создает подлинный комфорт. Именно из таких легких мешков делают спальники для всей группы. Два сшитых вместе мешка, вложенных еще в один (также сшитый из двух), превращаются в 3—4-местный спальный мешок, согревая в морозные ночи даже без печки.

Меховые спальные мешки хороши в сильные морозы, но они тяжелые и, намокнув, доставляют массу хлопот. Ватные — тяжелые и недостаточно надежные в сильный мороз. Пуховый спальный мешок не для лета, но в остальное время он прекрасен. Надежно защищая от холода, он занимает мало места и имеет небольшую массу. Многие туристы изготавливают его сами.

Чтобы не было соблазна ломать на привале лапник, нужно взять с собой пенополиуретановый, поролоновый (в полиэтиленовом чехле) или пенопластовый коврик размером 40—45Х80—90 см (небольшие прямоугольные куски пенопласта толщиной 1—2 см, прошитые между двумя слоями марли или любой легкой ткани); он не боится влаги, создает надежную теплоизоляцию, сложенный гармошкой, занимает мало места.

Небольшой кусок пенополиуретана на резинке надевают на привале как ремень. Слегка сдвинув его, на нем можно сидеть на земле, камне, бревне, не ощущая холода.

Руки туриста должны быть свободными на марше, за исключением тех участков пути, когда применяется страховка альпенштоком или ледорубом. Все предметы снаряжения турист должен нести на себе или в рюкзаке. Можно, конечно, брать с собой легкие палки (длиной до полутора метров) для стоек к палаткам, но при переездах в транспорте они очень неудобны.

Групповое снаряжение. Включает в себя предметы, необходимые для организации ночлега и быта, движения по маршруту и преодоления естественных препятствий. К нему также относятся костровые и кухонные принадлежности, простейшие приборы, снаряжение для краеведческой работы, походная аптечка.

Ниже приводится примерный перечень группового снаряжения для пешеходных путешествий. В зависимости от условий путешествия и степени подготовленности участников он может быть изменен.

Групповое снаряжение

Палатка походная (двускатная) на 3—4 человек 1(к палатке тент 3X3 м)

Комплект из трех ведер (кастрюль)в чехле 1

Топор большой в чехле 1 (на всю группу)

Топор малый в чехле 1 (на 4—5 человек)

Костровое оборудование (металлические рогулины, крючья для подвески посуды и составная перекладина, тросик или цепочка и т. п.)

Комплект Рукавицы костровые

1 Сковорода (ею может служить крышка от плоских ведер) 1 Разливательная ложка (черпак)

1 Нож консервный

1 Клеенка обеденная

1 Тара для продуктов (мешочки с тесемками)

Комплект Мыло хозяйственное

1 Спички в непромокаемой упаковке

3—4 Компасы

3—4 шт. Картографический материал (карты, кроки, выко-пировки, планшет с визирной линейкой для работы с картой, бумага, калька, карандаш и резинка) Фонарь карманный с запасным комплектом батареек и лампочек на каждую палатку

Свеча стеариновая 3—4

Бритвенный прибор 1

Медицинская аптечка 2

Ремонтный набор 1

Фото и кинопринадлежности

Веревки основная и вспомогательная по 30 м

В зависимости от необходимости — снаряжение для метеорологических наблюдений и краеведческой работы.

Для пешеходных путешествий наиболее удобна двускатная «памирка» («серебрянка») — легкая и надежная палатка, дающая приют 3—4 туристам.

При длительных дождях протекают все палатки, поэтому к каждой из них следует брать тент, размерами немного больший их крыши. Самый простой вид тента — полиэтиленовая пленка 3 X 3 м, обшитая киперной лентой для прочности. Тент нужно не набрасывать на палатку, а растягивать над ней, используя те же стойки и колышки таким образом, чтобы палатка «дышала» — иначе она станет влажной изнутри.

Самодельные костровые принадлежности намного облегчают приготовление пищи. В качестве посуды используют ведра, котлы и кастрюли. Лучшим вариантом следует считать комплект из трех ведер, в продаже бывают также комплекты из двух плоских убираемых одно в другое ведер с овальным дном. В крайнем случае следует приобрести в магазинах спорттоваров котелки на 6—8 л из алюминия. Оцинкованными и эмалированными ведрами пользоваться не стоит.

Все кухонные предметы должны транспортироваться в чехлах, чтобы не испачкать рюкзак и то, что в нем находится.

Специальное снаряжение подбирается в зависимости от сложности путешествия, характера естественных препятствий и численного состава группы. В него входят альпинистские карабины, капроновые основные веревки, репшнур (вспомогательная веревка), короткие (3,5 м), так называемые обвязки или альпинистские пояса.

Ремонтный набор. В обычных многодневных пешеходных путешествиях в набор входят: напильник трехгранный, надфиль, маленькие пассатижи, шило, оселок (брусок), набор швейных и сапожных игл, нитки швейные в катушках и суровые нитки в мотке, резиновая тесьма, киперная лента, изоляционная лента, проволока медная толстая и стальная мягкая (по 1 м), пуговицы, ножницы, клей резиновый и БФ-6, кусочки кожи и брезентовой ткани для ремонта обуви, палаток и рюкзаков.

Укладка рюкзака. Каких только советов не услышат новички от бывалых туристов по поводу рюкзака и его укладки. Одни прикрепляют палатку над клапаном рюкзака, другие — под рюкзак, третьи — прячут ее внутрь. Одни укладывают тяжелые вещи на дно рюкзака, другие — прикрепляют к кольцу сверху. Важен принцип — уложить рюкзак так, чтобы он был плоским и высоким, чтобы был прижат к спине и не оттягивал плечи назад. Одним словом, рюкзак должен как бы стать частью тела туриста и не вызывать никаких неудобств. Это искусство дается не сразу. Но без умения безукоризненно укладывать рюкзак рискованно выходить в дальнюю дорогу. А потому тот, кто не владеет этим искусством, должен учиться до тех пор, пока не почувствует, что рюкзак уложен правильно.

В рюкзак укладываются предметы различного назначения, массы, формы и прочности. И их нужно разместить наиболее рационально. Заполняя рюкзак, следует запомнить, где что лежит. Вещи, которые вскоре могут понадобиться, должны быть под рукой. Чтобы легче было укладывать и разбирать рюкзак, находить нужные предметы, придерживаются такой системы: спальные принадлежности упаковываются в один мешок (полиэтиленовый пакет), одежда, белье, носки — в другой, продукты — в третий, а мелочи укладываются отдельно.

Следует придерживаться системы и при раскладке снаряжения на биваке — каждая вещь и в рюкзаке, и в палатке должна иметь свое постоянное место.

Приступая к укладке рюкзака, сначала упаковывают тяжелые вещи: банки консервов, пачки сахара и т. п. Заворачивают их в плотную бумагу, сделав прямоугольный плоский пакет.

Затем у спинки положенного на пол рюкзака раскладывают пенопластовый (поролоновый) коврик, в нижние углы рюкзака плотно укладывают мешочки с крупами или другой нежесткий груз. После этого укладывают пакет с продуктами. Все остальное размещают возможно плотнее, по принципу: тяжелые предметы ниже и ближе к спине. Одновременно стараются увеличивать рюкзак по высоте и ширине. Палатку пропускают сквозь ремни под рюкзаком, свернутую веревку — под клапан рюкзака.

Привязывать сзади рюкзака ведро, ботинки или загружать задний карман рюкзака топором, карабинами, консервами нельзя, рюкзак будет оттягивать плечи назад.

Бьющиеся предметы прячут в специальные чехлы. Для этой цели могут быть использованы кружка и котелок. Термометр можно поместить в отрезок металлической трубки с соответствующими пробками. Чтобы не пролились жидкие лекарства, на горлышки бутылки натягивают детские резиновые соски.

Плоские ведра, котлы или кастрюли в чехлах размещают внутри рюкзака, что способствует сохранению его формы, а круглые привязывают сверху; нельзя допускать их переноски в руках.

Для хрупких предметов наиболее «опасны» наружные карманы и дно рюкзака. В карманах рюкзака и сверху располагают предметы, которые могут понадобиться в пути: посуду, нож, спички, плащ или куртку (если прохладно, на коротком привале их можно будет надеть). Когда с укладкой покончено, следует проверить форму рюкзака, длину лямок. Не старайтесь затягивать лямки, чтобы притянуть рюкзак к спине. Хорошо уложенный и сбалансированный, он сам будет хорошо прилегать, а с перетянутыми лямками идти трудно.

Советы пешеходным туристам в походе

Ножи, компасы удобно носить на шнурках, прикрепленных к поясу. К дужкам очков молено привязывать резинку, которая удерживает их от падения. На каждом привале перед отдыхом проверяйте снаряжение и приводите его в надлежащий вид.

В пути придерживайтесь правила — при малейшей возможности сушить промокшие вещи, ремонтировать их, как только в этом появилась необходимость. Просушка вещей, особенно обуви и шерстяных предметов, требует постоянного внимания. Обувь у открытого огня сушить не рекомендуется.

Особенно много всяких «изобретений» в кухонно-костро-вом инвентаре. Популярны системы из металлических ножек, кронштейнов, целые таганки и т. п. Некоторые из них обладают нужной прочностью, но тяжелы, а при «облегчении» теряют надежность. Так, перегорают и обрываются стальные тросики и цепочки, дюралевые стойки и перекладины.

Безусловно, надежны небольшие самодельные рогачики, которые легко вбиваются 2—3 ударами в найденную в лесу стойку. Кстати, эти же рогачики могут быть вставлены в кусок дюралевой трубки, используемой в виде стойки. Из проволоки сечением 0,30 мм легко сделать крючья для подвески посуды; они очень облегчают работу костровых.

На марше.

Тактика путешествия. На часах уже 9, а подъема еще нет — темно. Спит под снегом тундра. Долгая полярная ночь.

Четыре утра, но уже слышно настойчивое: «Подъем!». Предрассветная свежесть пустыни — лучшее время для легкого завтрака и продолжительного перехода.

Тактика зависит от сезона и района путешествия, погодных условий, рельефа местности, сложности маршрута. Но каким бы сложным ни был маршрут, следует чередовать нагрузки и отдых, распределяя их согласно физическим возможностям участников, их технической подготовке. Ритмичность должна выдерживаться на протяжении всего путешествия — и на стоянках, и в самом процессе передвижения.

Еще до путешествия, в тренировочных походах, определяют допустимую нагрузку для каждого. Под нагрузкой следует понимать не только массу рюкзака, но и передвижение по пересеченной местности, величину ходового времени, проходимое в день расстояние. Все это плюс распределение ходового времени в течение дня прикидывают заранее.

Хорошо, если природные и метеорологические условия тренировочных походов сходны с теми, которые ожидаются в районе путешествия. В таких походах туристы, постепенно увеличивая нагрузку, доводят ее до несколько больших величин, чем предполагаются впоследствии, входят в форму.

Масса рюкзака. Только новички гордятся его большой массой. Задача как раз состоит в том, чтобы, взяв все необходимое, сохранить рюкзак транспортабельным.

Не следует распределять одинаково массу на всех. Путешествие должно быть радостью для каждого. Перегрузки отдельных участников могут кончиться общим огорчением. Если груз нельзя распределить так, чтобы масса рюкзака была посильной для каждого,— необходима заброска части груза в начале пути или, наконец, облегчение маршрута даже за счет уменьшения его категорийности.

Как правило, в сложных путешествиях в начале пути рюкзаки у мужчин весят до 30, у женщин — до 20 кг. В дальнейшем масса рюкзака уменьшается за счет съеденных продуктов. Даже очень выносливые и сильные люди при заболевании или травме должны быть освобождены от груза.

На скорость передвижения влияет не только масса рюкзака, но и характер местности, ее рельеф. У опытных туристов автоматически уменьшается скорость движения — с 4—5 км/ч на равнине до 2 км и даже 1,5 км при подъеме на крутые склоны. В таких случаях не следует форсировать скорость, так как это нарушит ритмичность движения и нагрузки на организм. Кажущиеся легкими спуски создают перегрузку для мышц и связок. Сокращают скорость заболоченная местность, песчаные участки пустыни, мелкие и подвижные осыпи. Все это учитывают, планируя расстояние на каждый день. Группа может проходить в день от 15 до 25 км в зависимости от обстоятельств. Так, в пустыне иногда приходится делать лишние километры, чтобы выйти к.воде, а в заболоченных районах — к месту стоянки. Значительно уменьшается километраж при преодолении препятствий. На первые дни планируется меньший километраж. Это диктуется необходимостью (даже при хорошей форме) втянуться в ритм и режим походной жизни.

Величина ходового времени и распределение его в течение дня. Отсутствие ритмичности в переходах и привалах, слишком затяжные переходы и недостаток времени для решения бытовых задач, для общения друг с другом и тем более для сна и отдыха утомляют и раздражают далее при легких рюкзаках и небольшом километраже.

Наверное, невозможно предложить оптимальный режим дня, пригодный на все случаи. Летом в сухое время и для перехода по открытой местности лучше планировать ранний выход, при пасмурной погоде или для перехода в тенистых местах (ущелья, лесные чащи) он может быть более поздним. Обычно на первую половину дня планируют большую часть дневного расстояния, примерно пять переходов по 45—50 мин при 10—15-минутных привалах до обеда и два перехода к вечеру. Но жестко придерживаться этого правила не следует. Какие-либо причины могут задержать выход, а к вечеру группа идет в хорошем ритме и может наверстать упущенное время.

В те дни, на которые планируется преодоление сложных препятствий, время для дневного отдыха и даже обеда может быть сведено до 1 ч. На ночной сон следует отводить не менее 8 ч.

Резкое изменение режима может быть продиктовано соображениями безопасности. Перегрузки при этом иногда даже не замечаются, серьезность обстановки мобилизует и стимулирует, а последующий отдых и особенно удовлетворение от проделанной работы компенсируют нарушение ритма.

Даже очень сильные группы планируют в сложном путешествии 2—3 дневки и 2—3 резервных дня на вынужденные дневки.

Караван. Двух-трех вьючных животных, идущих с группой туристов, называют караваном.

В сложных путешествиях груза всегда больше, чем хотелось бы, и от возможности использовать животных для переноски груза не следует отказываться. Может быть, караван и не нужен на протяжении всего путешествия, но значительно облегчит его заброска караваном продуктов и части груза где-то к середине маршрута.

Уникальным для путешествия животным является верблюд. Одно животное в состоянии нести на себе основной груз группы (до 250 кг). Верблюд — отличный ходок не только по равнине, но и по довольно крутым склонам; с ним идут через перевалы и горные реки. Он предельно неприхотлив в еде и долго обходится без воды.

На лошадь, даже сильную и выносливую, следует грузить не более 80 кг, на ишака — не более 40 кг, а на оленя и того меньше. Олени хороши в упряжке, но под грузом, особенно при крутых подъемах, они идут с трудом. Впрочем на подъеме груз следует уменьшать даже для верблюдов.

Для вьюка более всего подходят мешки. Воду на верблюдах в пустыне перевозят в бидонах из-под молока по 125 л. Груз для вьюка распределяют таким образом, чтобы боковые части были строго одинаковы по объему и желательно по форме. При переходе по открытой местности габариты вьюка могут быть произвольными, но не должны мешать движениям животного. При передвижении лесными тропами, а также в горах требуется компактная упаковка груза (без выступов по обе стороны, петель и т. п.).

Навьючивают животных их хозяева, погонщики или туристы, уже имеющие опыт в этом деле. Надо предусмотреть возможность быстрого освобождения от груза (провал в трясину, падение на тропе у края пропасти, заклинивание при падении в трещину или в узком проходе). Обе половинки вьюка скрепляются веревкой так, чтобы узел был надежным и в случае необходимости быстро развязывался (рифовый или прямой, с выдергивающимися петлями).

Линия движения и выбор пути — это, по существу, тактика прохождения маршрута. Ее определяют погода, время путешествия, рельеф, растительность и, безусловно,— наличие троп и дорог. В солнечные дни весной и осенью выбирают открытые места. Жаркое солнце, сильные ветры и понижение температуры прижимают к лесу, но иногда легче идти по гребням хребтов, чем пробираться без тропы по лесной чаще. Это характерно не только для таежных лесов, но и для карпатских и крымских.

На открытых, легкопроходимых участках можно двигаться по азимуту, другие места лучше проходить по тропам. Не всегда следует оставлять тропу, даже если она уклоняется от вашего направления. Иногда она обходит препятствие. В таком случае нужно чаще посматривать на компас.

Можно использовать и звериные тропы (на них нет следов человека, и по ним обычно приходится пробираться, наклоняя голову). Если такая тропа проходит по гребню или траверсирует склон, ей можно довериться. Резко ушедшая по склону вверх, она может затеряться в зарослях или в траве; двинувшись по такой тропе вниз, наверняка попадете к водопою. Поэтому при продвижении вдоль реки поперечные звериные тропы можно оставлять без внимания.

По местам, где нет троп, маршрут прокладывать лучше вдоль рек. Это точные ориентиры- Выходят к реке, двигаются вниз вдоль ручьев, по дну оврагов, балок и по уклону местности. Иногда кажется, что, двигаясь вдоль реки, придется делать много лишних километров и хочется найти путь покороче. В действительности в сложном рельефе водный поток избирает путь, требующий от человека наименьших усилий для его преодоления. Кроме того, тут всегда рядом вода, достаточно топлива и чаще встречаются хорошие места для привалов и стоянок.

Никогда не следует пренебрегать возможностью получить информацию у местного населения, геологов, охотника, случайно встреченного в пути.

На многих горных и таежных реках встречаются прижимы (круто обрывающиеся к воде берега, нередко исключающие прохождение данного участка у воды или по самой воде). Они вынуждают искать долгие и утомительные обходные пути. Если прижимов много, постоянные подъемы и спуски изматывают. В таких местах особенно ценишь верную информацию. Лучше просто уйти к гребню и двигаться по нему день-два, а когда прижимы кончатся, вновь опуститься к реке.

В залесенных горах, на участках пути, где нет реки, лучше идти по гребням. По дну небольших долин, оврагов, котлованов и по склонам двигаться сложнее и легко потерять направление. При необходимости преодолевать или тем более траверсировать склон без тропы выбирают места с хвойным лесом (издали они смотрятся более темными).

Найденный лучший вариант пути по какому-то отрезку маршрута обязательно следует зафиксировать на карте, описать в своем отчете, чтобы это пригодилось в будущем другим группам.

Во время движения по сложному маршруту оставляют записки на приметных местах: в турах, у источников, возле труднопроходимых препятствий, у развилок, где предстоит выбрать одну из троп для дальнейшего движения, удобных стоянок. Такие контрольные записки являются своеобразной маркировкой, могут послужить другим людям (не только туристам) добрым советом и облегчить задачу спасателям в аварийной ситуации.

Советы пешеходным туристам в походе

Порядок движения. Цепочкой по одному туристы обычно движутся в любительских кинофильмах. По ровной дороге и открытой местности они идут свободно, имея возможность любоваться ландшафтом и общаться друг с другом. Но при этом нельзя опережать направляющего или отставать от замыкающего и находиться дальше пределов слышимости или видимости.

Замыкающий следит за тем, чтобы группа не слишком растягивалась и не затруднялась возможность общения с ведущим.

По узкой тропе и тем более без нее, в лесу, на склонах, при ухудшении погоды и видимости, в сумерках в целях безопасности двигаются цепочкой. Не слишком плотно, чтобы отпущенная товарищем ветка не задела идущего сзади (придерживать ветки не следует), но и не растягивая цепочку. Может быть, не нужно ставить самого слабого за направляющим? Вряд ли признание кого-то слабым прибавит ему сил. Просто направляющему нужно сбавить темп и, обратившись ко всей группе, попросить не растягиваться. Если это не помогает, повышение общего темпа достигается перераспределением груза в конце дня.

Руководитель находится в том месте, откуда ему удобнее управлять группой. На сложных участках идет первым, опасные места проверяет сам и не уходит с них, пока не пройдет вся группа. При опытном направляющем можно находиться ближе к замыкающему — тогда вся группа на виду. В противном случае руководитель идет за направляющим, помогая находить дорогу и принимать верные решения.

Техника движения в путешествии. Авторы многих книг по туризму советуют отрабатывать технику хождения по тропе, по ровной местности. При этом указывается, в какой момент нужно напрягать и расслаблять мышцы, сгибать и разгибать колени. Действительно, оторвав ступню от земли и делая шаг вперед, мышцы следует расслабить. Для того чтобы нога опустилась на землю, уже не нужно усилий — когда оно коснется земли, мышцы напрягутся сами по себе. Специально учиться этому нет необходимости. Этот навык со временем выработается, как и умение ступать, едва отрывая ноги от земли, что значительно экономит силы. Так ходят таежники, охотники, геологи и бывалые туристы: их движения неторопливые, мягкие; они ступают легко, ритмично; идут по равнине с постоянной скоростью.

Стоит следовать таким советам: при любых неровностях почвы ставить ногу на всю подошву, чтобы не потянуть связки. Не стараться делать шаги одинаковой частоты и длины со своими, даже опытными товарищами, особенно если они другого роста. Важно выработать свой ритм движения. На пологих спусках шаги делают более длинные и частые, на крутых — можно спускаться и бегом, но притормаживать, иначе возможно падение и на хорошей тропе. На подъемах шаги укорачивать, движения плавно замедлять.

Преодоление естественных препятствий. При встрече с естественным препятствием в пути прежде всего следует осмотреть местность, определить возможность дальнейшего передвижения, место и способ страховки, расставить людей. Группе нельзя ничего предпринимать без ведома руководителя. Риска не должно быть. Он оправдан только в спасательных работах.

«…Никто не может и не должен рисковать жизнью иначе, как для общественной пользы,— писал французский ученый и путешественник Ален Бомбар…— Ваше смятение будет тем большим, что вы подвергли свою жизнь опасности без всякой пользы. А ведь в мире существует столько прекрасных и благородных целей, ради которых можно рисковать жизнью!»

Лесные дебри, где луч солнца не достигает земли, влекут к себе загадочной тишиной. Опасность заблудиться здесь — не единственная.

Встают стеной таежные завалы и буреломы. Их лучше обойти, но, если приходится пробираться сквозь них, защититесь штормовым костюмом, двигайтесь медленно и внимательно. Особенно берегите лицо. Сухие острые сучья погибших хвойных великанов могут сильно поранить. Такие места можно проходить только при ярком свете. Этим же опасен сухостойный и горелый лес. Мобилизуйте внимание на то, чтобы не провалиться в замаскированную растениями яму, не споткнуться о лежащее дерево или камень.

Болото. Его, безусловно, лучше обойти, особенно если оно образовалось после зарастания водоема. Именно в нем таятся коварные окна с легкопрорывающейся сплавиной. Распознать такое болото легко по колеблющейся под ногами почве. Если приходится все же идти, то двигаться следует плавно, с большим (не менее 4—5 м) интервалом и с шестами в руках. Вперед посылается разведчик с веревочной страховкой. Запасают несколько вязанок хвороста.

Провалившийся кладет поперек шест и пытается выбраться. В случае, если не удается найти под ногами прочное дно, всякие движения следует прекратить и ожидать помощи. Если провалившийся застрахован веревкой, то, чтобы она не прорезала сплавину, под нее подсовывают бревно, вязанки хвороста, жерди и на образовавшуюся гать вытаскивают товарища. Не следует всем бежать на помощь — можно прорвать сплавину на большой площади и усугубить ситуацию.

Особенно осторожно действуют, если потерпевший не застрахован веревкой. Приближаются к нему ползком, издали бросают веревку с петлей на конце. При отсутствии веревки мостят возле провалившегося гать и с помощью ремня, протянутой жерди и другого вытаскивают его.

О движении по горным склокам см. раздел «Особенности путешествий в горах».

Переправы. Сколько их осталось позади? И все-таки каждый раз, когда тропа выбегает к ревущему потоку, его холодная ярость завораживает и тревожит.

Вот она — река, сорвавшаяся где-то там с крутых ледников и снежных полей, с ревом пробившаяся сквозь теснины каньонов и ущелий в простор долины. В ее шуме теряются грохот катящихся по дну камней и голоса людей. И уже нет возможности услышать издали совет или команду. Мелькание сверкающих струй часто вызывает головокружение, страх и потерю ориентировки.

У туриста-пешехода нет более грозной опасности, чем переправа через горную или таежную реку. Поэтому перед путешествием необходимо собрать как можно более полную информацию о характере и возможностях переправы через протекающие по маршруту реки.

Жители соседнего с рекой населенного пункта расскажут о бродах, мостах, кладках, о том, как они сами переправляются на другой берег.

Осложнить переправу могут сезонный паводок, непогода.

Во время ливневых продолжительных дождей или вскоре после них уровень воды самый низкий перед рассветом и самый высокий к вечеру. Это связано с таянием снега и льда в горах. Но в среднем и нижнем течении больших по протяженности рек суточный паводок запаздывает.

Резко отличается сезонный уровень воды в горных и равнинных реках. В самое сухое и жаркое время года, когда равнинные реки мелеют,— в разгаре паводок на горных. Это нужно учитывать, разрабатывая план путешествия и график движения по маршруту.

Разведку, подготовительные работы и саму переправу нельзя ограничивать временем. Спешка — плохой помощник в этом деле. Если есть минимальное сомнение в возможности безопасной переправы, следует искать другое место вниз и вверх по течению, поближе к истокам, где уменьшается мощь потока. Если же группа вышла к сложному участку в нижнем течении реки, есть смысл спуститься еще ниже по течению, где уменьшается скорость потока, встречаются спокойные участки и где возможна переправа вплавь или на различных плавсредствах. Иногда для этого нужно пройти километр, иногда десять. На поиски могут уйти и день, и два. Если выясняется, что подходящего для переправы места нет, нужно изменить маршрут или даже отказаться от него.

При организации переправы учитывают численный состав группы, физическую подготовку и опыт руководителя и других членов группы в организации переправ. Каждый участник должен уметь плавать. Руководитель должен распознать характер реки, безошибочно определить возможный способ ее преодоления.

Выбор места для переправы. При его выборе принимают во внимание ширину и глубину реки, скорость течения; наличие мест для организации страховки, наблюдения и руководства переправой; характер дна и наличие катящихся по нему камней (обычно дают о себе знать глухими ударами о дно).

Для переправы над водой (навесная и др.) подойдет суженная часть реки с деревьями или скальными выступами на берегу, для переправы по воде вплавь или с помощью сплавных средств — сравнительно спокойный участок реки, где наименьшая скорость течения, где ниже переправы нет порогов, торчащих из воды камней, коряг, плывущих по воде бревен и удобные для причала берега.

Переходить вброд хорошо в тех местах, где река расширяется. Здесь меньше глубина и более слабое течение; удачным будет также место, где русло расчленяется на отдельные рукава. Облегчает переправу мелкокаменистое дно.

По торчащим из воды прочнолежащим камням можно перейти поток, который кажется непреодолимым. Идти следует за линией камней, чуть ниже по течению, по белым бурунам, здесь ударная сила потока ослаблена камнями.

Ведущие к воде тропы обычно указывают на брод. Но это могут быть и звериные тропы, ведущие к водопою, особенно если их продолжения нет на другом берегу.

Главным препятствием при переправе вброд является скорость течения. Скорость определяют по времени, за которое ветка или кусок дерева проплывают определенное расстояние.

Глубину и характер дна выясняет идущий со страховкой разведчик. Ширину реки можно определить следующим образом. Приложить козырьком руку ко лбу так, чтобы кромка берега была на уровне руки. Не меняя наклона головы, поворачиваться лицом вдоль своего берега и замечать любой предмет, совместившийся с уровнем руки. Расстояние до него будет примерной шириной реки. Для гарантии следует накинуть 2—3 м.

Но даже если на глаз определена возможность переправы вброд или вплавь, следует пропустить первыми наиболее сильных физически товарищей со страховкой веревкой. Веревки должны быть, конечно, длиннее ширины реки. Когда место переправы выбрано, намечают маршрут движения от камня к камню по белым бурунам, по участку с более спокойным течением, по заметному на другом берегу ориентиру.

Советы пешеходным туристам в походе

Небольшой группе из 4—6 человек организовать переправу на очень трудных участках почти невозможно. Большие группы организуют ниже по течению пост для перехвата на случай срыва и сноса течением товарища. Пост устанавливается в точке, на которую может вынести сбитого течением. Определяют это место, пустив по воде с места возможного срыва сучья, 2—3 бревна или щепки. Если их несет на коряги, водовороты или острые камни, место для переправы непригодно.

Необходимо проверить место для поста. Люди на нем должны быть и сами в безопасности, и суметь оказать помощь. Одного из спасателей на страхующей веревке пускают вплавь к месту будущего поста; если он не может здесь расположиться или его сносит, ищут для поста место ниже по течению.

Наведение перил. Даже в тех случаях, когда через реку есть кладка, которой пользуются местные жители, или надежный ствол упавшего дерева сам образовал мост, необходимо наведение перил. Если река неширокая, с более или менее спокойным течением и ниже по течению нет явно опасных мест (водопад, порог, острые камни и т. п.), перила можно сделать из жерди, которую держат два человека (каждый на своем берегу). Идущий по кладке страхуется веревкой с берега.

Веревочные перила из основной веревки наводятся для переправы вброд, по камням, по бревну (кладке) на другой берег или для перехода по опасному участку, скальному карнизу, крутому склону, обрывающемуся к воде. Перила должны быть максимально тугими, слабо натянутая веревка может оказаться опаснее, чем если бы ее вообще не было. Поэтому оба конца веревки привязывают к опорам. Лучший вариант — деревья на обоих берегах. Если дерево тонковато, тот же конец веревки привязывают еще к одному дереву, кусту, опоре, вбитой в землю и заваленной камнями. Для опоры может быть использован и крупный кустарник; веревку следует вязать у самого его корня и подстраховываться так же, как при тонких деревьях. Достаточно надежны скальные выступы, большие камни, вбитые в землю колья или заваленные камнями жерди. Надежность перил проверяет идущий первым со страховкой с берега.

Для лучшего натяжения перил и увеличения их надежности можно схватывающими узлами завязать репшнуры у обоих концов основной веревки и, оттянув ее немного в сторону, крепить на дополнительных опорах.

При наведении перил узел «удавку» лучше не применять, под действием переменной нагрузки он может развязаться.

Почти все виды переправ требуют переброски на другой берег хотя бы одного человека вброд или вплавь.

Переправа вброд. Страховка идущего первым особенно ответственна. Его страхуют основной и вспомогательной капроновыми веревками, концы которых связаны у него на спине узлом булинь. В таком положении удобнее идти, а снесенному течением так легче плыть; если его подтягивают к берегу, он плывет на спине и вода не заливает лицо.

Снесенного течением удерживают на основной веревке, одновременно подтягивая к берегу вспомогательной. Поэтому страхующие со вспомогательной веревкой располагаются на берегу ниже по течению от основной веревки. Страховка через плечо и поясницу при переправах не рекомендуется, так как приходится то быстро отпускать веревку, то выбирать, поэтому два-три человека просто держат ее в руках. Веревку стараются держать так, чтобы она по возможности дольше не касалась воды. Если есть необходимость быстро бросить веревку плывущему или делающему прыжок, часть намотанной кольцами веревки выбрасывают против течения. Пока ее натянет течением, переправляющийся успеет сделать прыжок или проплыть опасный участок.

При срыве переправляющегося иногда приходится бегом перемещаться по берегу, так как туго натянутая основная веревка может мешать держаться над водой. При этом очень важна согласованность действий страхующих основной и вспомогательной веревками. Пока первые дают возможность плыть переправляющемуся по течению, вторые должны подтягивать его к берегу.

Переправляться следует в ботинках и штормовых брюках, плотно обвязав их шнуром вокруг ног, чтобы уменьшить сопротивление воды. Для’ устойчивости пользуются крепким шестом. Шест упирают в дно со стороны течения. Ставя ногу, ощупывают дно, ищут надежную опору. После того как переправился первый, натягивают перила и переправляются остальные. Каждый обвязывается репшнуром или надевает альпинистский пояс. Петлей, длина которой равна руке до кисти (чтобы можно было в любом положении дотянуться до перил), пристегиваются карабином к перилам (схватывающий узел не применять!). Страховочную веревку держат 2—3 человека, расположившиеся по берегу выше перил.

При срыве и подтягивании человека к берегу карабин будет свободно скользить по перилам. Переправляются по одному, расположившись ниже перил по течению, лицом к нему. Двигаются боком, держась двумя руками за перила и слегка откинувшись назад.

Идущий последним снимает перила и, используя их как страховочную веревку, переправляется, как первый. Надежнее при этом съемные перила. Идущий последним развязывает веревку и конец ее, сложенный петлей, защелкивает с помощью карабина. К карабину крепится репшнур. Переправившаяся группа натягивает и закрепляет перила, а после переправы последнего товарища отвязывает конец веревки и вытаскивает ее привязанным к карабину репшнуром с другого берега.

Есть и более простой вариант. Перила натягиваются сдвоенной веревкой; после переправы ее просто выдергивают с другого берега.

Переправа вплавь. Страховку применяют такую же, как при переправе вброд. Плывут без шеста и ботинок. С последней опоры прыгают как можно дальше и плывут с максимальной быстротой. В момент прыжка страхующие выбрасывают несколько витков веревки вверх по течению.

Если заходят в воду с берега, то, пока можно идти, страхующую веревку поддерживают на весу, непрерывно отпуская ее, чтобы не тормозить движения идущего. Когда дальше идти нельзя, выбрасывают несколько витков вверх по течению. Не следует стремиться плыть наперекор течению, чтобы не терять силы. Пока пловца сносит, страхующие перемещаются по берегу, и это важно предвидеть заранее, так как на берегу могут оказаться деревья, камни, кусты, мешающие передвижению.

Широкую быструю реку переплывают, придерживаясь за бревно или за тюк из 2—3 рюкзаков в полиэтиленовых мешках, наполненных легкими вещами (завернутыми в палатку и полиэтиленовый тент от палатки). К тюку и к пловцу привязывают веревки.

Переправившись на другой берег, прежде всего обходят вокруг опоры и, чтобы не «убежала», закрепляют веревку, а затем уже отвязываются. Но, если веревка «ушла», нужно помнить: значительно легче перебросить с одного берега на другой прикрепленный к камню тонкий шнур, и, привязав к нему веревку, вытащить ее, чем бросать веревку. Пока организуется переправа остальных товарищей, при необходимости разводят костер, чтобы согреться и обсушиться.

На реках, где снос течением не угрожает травмами, переправа осуществляется без страховки (разведчик идет со страховкой). В таких случаях можно идти колонной боком к течению или немного напротив него, положив руки на плечи идущего впереди. Можно ор-

ганизовать поодиночный переход с опорой на 2-метровый шест или по двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища.

На более трудных участках применяется переправа «с т е н к о й». Группа выстраивается на берегу, по бокам «стенки» становятся наиболее рослые и крепкие туристы. Руководитель заранее дает указания и намечает ориентир на другом берегу, так как во время движения по бурному потоку команду можно не услышать. Обнявшись за плечи, входят в воду и стараются двигаться строго поперек реки. Хорошо, если переправа начинается на мелководье, тогда идущие «стенкой» успевают приноровиться друг к другу.

Не менее надежен и таджикский способ. 4—6 человек, обнявшись за талию или за плечи, образовывают круг и, стараясь согласовывать движения, идут не торопясь, чтобы каждый мог нащупать наиболее надежные места для ног.

Если в узком потоке нескользкие и устойчиво лежащие камни находятся на расстоянии шага или прыжка, применяется переправа по камням.

Советы пешеходным туристам в походе

При переправах по камням через опасную реку необходима страховка веревкой, длина которой больше ширины реки. Для удобства определенная часть веревки, свернутая кольцами, находится в руке переправляющегося. От страхуемого веревка к берегу идет ниже линии камней, чтобы в случае срыва она не мешала ему плыть и страхующие могли ею маневрировать.

Переправа по кладке наиболее безопасна и удобна. В холодное время, при большой глубине и силе потока, при перекатывающихся по дну камнях она просто незаменима.

Иногда удается найти подмытый участок берега с резко накренившимся в сторону другого берега деревом. Если дерево обречено, его можно свалить, предварительно подстраховав веревкой от преждевременного падения и обрубив ветки и сучья, которые будут мешать при переправе. Веревка, привязанная ближе к верхушкам дерева средней частью, послужит перилами для переправляющегося первым.

Во многих местах в горах и в тайге по берегам рек встречаются упавшие деревья. Убедившись, что ствол дерева пригоден для переправы (не гнилой, достаточной длины и т. п.) и поднять его под силу группе, приступают к работе. Прежде всего очищают его от веток и сучьев, которые могут помешать переправе. Чтобы бревно не было скользким, особенно во время дождя или снега, стесывают слегка поверхность или делают крестообразные насечки. Из надежных камней устраивают гнездо, упором может служить вырытый в земле уголок или вбитые в землю стойки, скрепленные для надежности репшнуром. Прикрепив к более тонкому концу бревна «стременем» среднюю часть веревки, укладывают его вдоль берега и вставляют в гнездо. За концы веревок держатся две группы переправляющихся, два-три человека размещаются у тонкого конца бревна и по команде начинают медленно его поднимать. В радиусе бревна не должно быть зрителей. Бревно поднимают под углом 40—45° к земле. Увеличивать угол нельзя, так как бревно может упасть, а при меньшем угле его трудно удерживать и маневрировать им.

Затем, не опуская бревна, медленно заводят его в сторону другого берега и по команде руководителя операции медленно опускают. Если его просто бросить, оно может сломаться. После того как бревно легло концом на другой берег, проверяют его устойчивость, при необходимости подкладывают камни или забивают стойки. Затем натягивают до предела оба конца веревки, превращая ее в перила для идущего первым, который страхуется с берега таким же образом, как переправляющийся первым вброд или вплавь.

Если позволяет рельеф берега, можно организовать переправу, используя течение. Этот способ под силу и небольшой группе. Бревно кладут вдоль берега у самой воды. Комель укрепляют в гнезде или привязывают концом основной веревки. Веревку привязывают серединой к тонкому концу бревна, который вначале руками, а затем шестом сталкивают в воду, пока его не подхватит течение. Когда, развернувшись веером, конец бревна начинает приближаться к другому берегу, его стараются приподнять повыше и вытолкнуть на берег, натягивая оба конца веревки. С помощью катков и противовеса бревно можно подтолкнуть к противоположному берегу. Вместо катка может быть использована груда камней. Противовес привязывают репшнуром или основной веревкой на 2—3 м к комлю. Чем тяжелее и длиннее противовес, тем легче организовать переправу.

Часть пути идущий первым преодолевает легко, держась за перила с двух сторон. Но они опускаются все ниже, и наступает момент, когда их приходится отпустить, но теперь уже близко к другому берегу. Опустив шест в воду против течения и убедившись в его устойчивости, спокойно делают несколько оставшихся шагов. Если шест использовать нельзя, идут без него или садятся на бревно верхом и так добираются до берега (последнее можно делать только в том случае, если ноги сидящего не достигают воды, иначе течением его может перевернуть).

Бревно не должно захлестывать водой. Если во время переправы первого туриста бревно касалось воды или уходило в воду, он, переправившись и привязав к опоре веревку (для перил), принимает меры к тому, чтобы поднять повыше конец бревна — передвигает конец бревна на более высокий участок берега, на большой камень или груду камней. Если этого сделать не удается, переправляется еще один турист с пилой и топором (в чехлах и в рюкзаке за спиной). Вместе они сооружают помост из обрезков бревен. С другого берега товарищи могут помочь поднять бревно, натягивая концы веревок.

Переправляющийся вторым, как и все остальные, обвязывается грудной обвязкой и прикрепляется к перилам петлей и карабином. Для большей надежности к карабину серединой привязывается вспомогательная веревка, концы которой держат на обоих берегах. В случае срыва товарища так легче подтащить его к берегу и так проще перетягивать карабин для следующего туриста.

Бежать по кладке, идти по ней одновременно двум или большему количеству переправляющихся недопустимо.

Если перила несъемные, их снимает последний переправляющийся, переходя по бревну со страховкой, как первый.

Навесная переправа и переправа «параллельные веревки» организуется для больших групп.

Переправившийся первым закрепляет «удавкой» обе веревки к опоре (дерево, выступ скалы). На другом берегу натягивают, насколько удается туже, веревки на расстоянии одна над другой 20—30 см. Каждый переправляющийся прикрепляет к себе грудную обвязку или надевает альпинистский пояс и «беседку» и, повернувшись спиной по направлению переправы, прикрепляется грудной обвязкой к верхней веревке с помощью петли и карабина. Взявшись руками за нижнюю веревку и закинув за нее ноги, он прикрепляется с помощью карабинов беседкой к нижней веревке. Для облегчения переправы и для удобства возвращения на другой берег системы карабинов к одному из них средней частью привязывают вспомогательную веревку, концы которой держат на обоих берегах.

При переправе «параллельные веревки» их натягивают таким образом, чтобы стоящему на нижней верхняя была на уровне груди.

Прикрепившись с помощью петли и карабина к верхней веревке и держась за нее двумя руками, идут по нижней боком вперед. Дополнительная страховка веревкой производится с берега. Переправа этим способом возможна при достаточно сильном (до отказа) натяжении веревки.

Для переправы последнего члена группы применяют съемную систему. Переправившийся первым привязывает к опоре веревку «удавкой» с выдергивающейся петлей; это позволяет развязать затем веревку в натянутом состоянии. Конец веревки страхуется с помощью карабина или завязывается еще раз вокруг опоры. На другом берегу веревку натягивают до отказа с помощью полиспаста из репшнуров и 2—3 карабинов. Полиспаст фиксирует веревку в натянутом положении. Конец ее заводят за дерево, завязывают узел проводника и с помощью карабина защелкивают ее таким образом, чтобы можно было снять полиспаст и веревка осталась натянутой.

Переправляющийся последним снимает полиспаст, привязывает вспомогательную веревку к карабину, о котором речь шла выше.

Когда переправа закончена, выдернув петлю, развязывают веревку и медленно, без рывков вытягивают ее за вспомогательную веревку.

Вместо съемной системы можно использовать любой из вариантов со съемкой перил.

При переправе «параллельными веревками» можно переносить рюкзаки на себе, при навесной — рюкзаки переправляются отдельно. Подвешивать рюкзак к веревке с помощью защелкнутого за кольцо карабина рискованно — при большой массе рюкзака кольцо может вырваться. Рюкзак лучше подвешивать, перехватив петлей лямки.

Паромная переправа организуется для больших групп и на спокойных участках реки. Плотик из 4—5 бревен, связанных репшнуром (или рама из 4 бревен с настилом из жердей, или та же рама, обтянутая палаткой и полиэтиленом), с помощью петли и карабина крепится к перилам. Перед переправой плотик проверяется на грузоподъемность и устойчивость. Рюкзаки в водонепроницаемой упаковке должны быть надежно прикреплены к нему.

Советы пешеходным туристам в походе

На другой берег и обратно плотик перетаскивается веревкой. Если прикрепить на другой стороне конец веревки к опоре немного ниже по течению, груженый плотик будет легко скользить вдоль перил. Также легко плыть, прикрепившись к перилам петлей с карабином. Если возникает сомнение в безопасности плотика, каждый из переправляющихся дополнительно страхуется с берега веревкой.

Некоторые группы успешно используют для паромной переправы надувные матрацы. Из двух матрацев и нескольких поперечных жердей делают плотик-катамаран. Его легко переносить по берегу к исходной точке переправы, на таком плотике переправа возможна и на небольших участках реки со спокойным течением. Туристы из Красноярска (группы М. Величко, Ю. Старцева) использовали плотики-катамараны для сложных переправ во время весеннего половодья и при дождевых паводках через весьма бурные реки. Для этого через реку на другой берег с помощью своеобразного якоря-снаряда (палка длиной до 30 см и два камня по 150—200 г, привязанные по обе стороны от палки в 25 см от ее концов) забрасывался конец репшнура. Подобным средством для охоты на птиц издавна пользовались коряки и чукчи. При соответствующей тренировке часто уже с первой попытки удавалось прочно закрепить якорь за ветви дерева или густого кустарника. Сделать навесную переправу по такому репшнуру нельзя, но один участник переправляется легко.

При наличии каравана животных используют для переправы. Наиболее надежен верблюд. Он спокойно войдет в бурный поток глубиной до 1,5 м. Упрощают переправу и лошади при глубине реки до 1 м. Ослы и олени могут быть использованы при глубине до 80 см. На участках с сильным течением во избежание сноса животных требуется страховка.

Внимание! Не рассчитывайте на то, что постигнете все эти премудрости в путешествии, без предварительной подготовки. Руководитель и члены группы с большим опытом, отрабатывая с участниками будущего похода необходимые приемы, тренируются сами и добиваются выработки необходимых навыков у своих товарищей. Тренировки можно проводить на любой реке, в овраге, в лесу.

Наших стоянок огни. Если не считать прекрасных минут, которые дарят туристам победы над препятствиями, преодоление перевалов и горных вершин, красота ландшафта, знакомство с уникальными растениями и редкими животными, самой приятной в путешествии, наверное, является стоянка туристов, или, как ее принято называть, бивак,— место, где туристы отдыхают, занимаются исследовательской работой, питаются, спят, готовятся к последующему переходу. Различают три вида стоянок: заранее известный

бивак — он выбран, а иногда (на плановых маршрутах) и подготовлен другими людьми; место стоянки, которое туристы выбирают сами (подыскивать его начинают за полчаса-час до намеченного времени); и, наконец, вынужденная остановка с ночлегом — она вызвана обстоятельствами, и со своим местоположением приходится мириться.

Требования к месту стоянки. Главное — безопасность. Нельзя останавливаться на затопляемых речных отмелях, низменных берегах и островах, в руслах пересохших рек, на дне каньонов и узких ущелий. В случае внезапно нахлынувшего ливня группа окажется в сложной ситуации. Опасность подстерегает группу, остановившуюся у подножия крутых, усеянных камнями или покрытых снегом склонов, в устьях балок и оврагов (здесь могут быть камнепады, оползни и т. п.).

Не следует останавливаться, особенно во время нестойкой погоды или приближающегося ненастья, на перевалах, гребнях, вершинах гор и холмов; в этих местах опасна гроза.

В непосредственной близости от места стоянки не должно быть подрубленных, гнилых, дуплистых деревьев, которые могут быть свалены ветром. На стоянке нужно соблюдать осторожность при употреблении в пищу ягод и грибов, при обнаружении незнакомых металлических предметов.

Для организации туристского лагеря необходимы удобная площадка, топливо для костра и питьевая вода. Хорошо, если это укромное, защищенное от ветров место. Однако в районах, где много летающих насекомых, выбирают продуваемые ветрами участки. В холодное время ищут прогреваемые солнцем площадки, в зной — устраиваются в тени. Предпочтительнее открытые на восток места — уже на рассвете лагерь освещается солнцем и успевают просохнуть влажные от росы палатки. У реки вблизи деревни лагерь ставят выше по течению. К воде должны вести удобные спуски.

Группа пришла к месту стоянки. В первые минуты лучше всего снять и уложить в определенном порядке рюкзаки и присесть для отдыха. Отдыхая, выбрать место для палаток, костра, места, где можно брать воду для питья, умываться, мыть посуду, рыть яму для мусора и т. п. Затем нужно приступить к устройству лагеря (это необходимо делать сразу даже в том случае, если группа пришла на стоянку утром).

Если палаток несколько, следует придерживаться определенного порядка (в одну линию, буквой «п», полукругом). В середине полукруга или перед линией предусматривается место для костра.

Обязанности каждого участника похода определяет инструктор или старший дежурный.

Прежде всего, ставят палатки. Обычно на это уходит не более 5 мин (при условии, что участники похода заранее распределены по палаткам, палатки укомплектованы стойками и колышками, у туристов имеются коврики, избавляющие от необходимости искать на местности подручный материал для подстилки под палатки).

Всякие приспособления, ускоряющие установку палатки (резиновые оттяжки, система из 4—6 колышков и др.), могут быть хороши для соревнований. Обычные же 2—4-местные двускатные палатки следует ставить на десяти колышках и двух стойках, это надежно и быстро. Не всегда стоит следовать советам устанавливать палатки между деревьями: это; конечно, избавляет от необходимости носить стойки, но зато труднее найти ровную площадку и придать лагерю стройный вид.

Перед установлением палаток площадку очищают от камней, сучьев, шишек, затем палатки раскладывают (полом вниз) в таком порядке, чтобы придать лагерю намеченные очертания. Пол каждой палатки растягивают. Лучше использовать тонкие металлические штыри, которые просто втыкаются под давлением руки в землю. Затем два человека одновременно поднимают палатку за края конька палаточной крыши, подставляют (лучше с наружной стороны палатки) стойки и втугую растягивают идущие от конька оттяжки. Наконец, по диагонали также втугую растягиваются оттяжки крыши.

Критически относитесь к советам окапывать палатки для избежания затопления на случай дождя. Трудно сосчитать, сколько загублено из-за этого прекрасных лесных полян. Правильно выбранное для палатки место, полиэтиленовые тент и подстилка — достаточная гарантия от любого дождя.

В горной местности вместо колышков используют камни, вместо стоек — спаренные ледорубы. Зимой те и другие могут заменить лыжные палки и лыжи.

После того как палатки поставлены, костровые приступают к оборудованию очага, повара — к подготовке обеда (ужина), все остальные заготовляют топливо.

Начинать оборудовать палатки лучше засветло. И здесь важна система. Один из туристов влезает (без обуви) в палатку и расстилает коврики. На них, слегка накладывая друг на друга, размещают спальные мешки. В изголовье кладутся рюкзаки с мягкими вещами. Мелкие личные вещи — туалетные принадлежности, фонарики, компасы — помещают в карманы палатки. Посуду — с наружной стороны под скат крыши ближе ко входу. Обувь складывают у входа под полом палатки. Для освещения лучше всего подвесить у тыльной стенки фонарик.

Советы пешеходным туристам в походе

День группы начинается с подъема дежурных. Еще вечером, накануне отбоя происходит передача дежурства. При этом старший дежурный получает для завтрака продукты, отложенный запас дров, чистые котлы или ведра с водой, проверяет наличие у кострового сухой растопки, крючьев, перекладины и т. п. После этого дежурные договариваются о порядке работы после подъема.

Заранее все предупреждаются о времени отбоя и подъема. Накануне дневки они могут быть назначены на более позднее время, особенно в хорошую погоду, когда хочется подольше посидеть у костра.

После отбоя никаких ночных бдений у костра, шума, разговоров, песен допускать нельзя.

Покидая стоянку, группы иногда теряют дорогое утреннее время. Этого можно избежать. Пока готовится завтрак, у костра достаточно одного дежурного. Его сменят товарищи после того, как уложат свои рюкзаки. Если завтрак к моменту подъема готов, дежурные могут поесть первыми (обычно они едят последними). Как только роздан завтрак, дежурные чистят ведра и отдают их «владельцам», которые уже приготовили все для укладки рюкзаков (при упаковке вещей в полиэтиленовых пакетах или мешках сложить их в рюкзак недолго). Пока туристы завтракают, дежурные закапывают мусор, гасят костер, убирают территорию.

Позавтракав, туристы укладывают рюкзаки. В хорошую погоду это делают вне палатки. Постелив на землю кусок полиэтилена, каждый выносит из палатки и укладывает на него свои вещи. После этого освобождают от колышков пол палатки и подтягивают растяжки. Вход и окошко раскрывают и расстегивают, чтобы палатка проветривалась и быстрее просыхала. Если палатка сильно заиндевела или промокла, ее нужно просушить у костра. Приготовив палатку к упаковке, укладывают рюкзаки.

Костер. На протяжении тысячелетий костер верой и правдой служит путнику — кормит, согревает, охраняет. Посидеть у костра, помолчать, слушая ночь или песню друга,— большая радость. В затянувшуюся непогоду, буран или метель костер — это спасение.

Спросите у кострового накануне похода: «Что у тебя есть для костра?» Каждый ли найдет ответ? Стало законом туристских групп предусматривать пищевой НЗ, продумывать до деталей содержание аптечки и ремнабора, возможные варианты выхода из аварийной ситуации. А костер некоторым кажется мелочью. Но оказывается, что разжечь его под сильным ливнем, в метель, в глубоком снегу удается далеко не каждому.

Прежде всего, у хорошего кострового, наряду с маленькими хитростями (позаимствованными у индейцев не без помощи Фенимора Купера), должны быть припасены вполне прозаические предметы — сухое горючее, полоска оргстекла, несколько огарков свечи. В лесу к этому запасу прибавятся смолистые сучки сушины, смола хвойных деревьев, куски бересты, снятые с погибшей березы. Как бы ни было сыро в лесу, немного сухого топлива всегда можно найти под выступающими над землей корнями старого дерева, под нависающими камнями и в других укромных местах, куда не проникли струи дождя. Пригодятся для растопки засохшие нижние ветки и сучья хвойных деревьев. Если они даже сильно намокли под дождем, легко добраться до сухой древесины, стесав топором или ножом верхние слои.

Есть хорошее выражение «сладить костер». Кто не видел, как уже разгоревшийся костер вдруг начинает гаснуть и чадить? В него небрежно бросали поленья, подталкивали их ногами. А костер нужно укладывать аккуратно и, пока он надежно не разгорится, подкладывать топливо беспрерывно. Начинать с мелко наструганных сухих веток, кореньев, смолистых сучков, уложенных на кусок бересты, бумаги или таблетку сухого спирта. Поверх этого маленького шалаша уложить наструганные щепки и стружки. Если материал недостаточно сухой, зажечь огарок свечи и дать парафину стечь на щепки. Когда растопка разгорится, все время подкладывать тонкие ветки, щепки и сучья, постепенно переходя к поленьям, приготовленным заранее. Тонкие и сухие поленья охватятся огнем быстрее. А затем, если нет сухих, начнут загораться и мокрые, высохшие в пламени.

Не следует укладывать поленья слишком плотно, пламя и дым должны иметь выход, иначе костер «задохнется».

В то же время поленья не должны находиться далеко друг от друга. Чем меньше щель между ними, тем сильнее тяга и быстрее разгорится огонь. Для растопки лучше всего подходят сухие сучья хвойных деревьев.

Однако вернемся к последовательности действий туристской группы.

Место для костра выбирается сухое, открытое, но по мере возможности защищенное от дождя и неподалеку от воды. От ветра могут защитить валун, выступ скалы, сложенные камни или бревна. Площадкой под костер могут послужить плоские камни, плотно уложенные сучья. В местах, где уже останавливались люди, следует использовать старые кострища, даже если они кажутся не лучшими. Выжженные плешины мало украшают лесные поляны.

Фактор противопожарной безопасности должен определять выбор места для костра. Нельзя останавливаться в зоне хвойных молодняков, особенно летом, и тем более разжигать там костер. С возникшим в таких местах пожаром очень трудно справиться.

Также опасны места с сухой травой, тростником, камышом или мхом. В знойную пору пожар здесь может возникнуть и от искры. На торфяниках и в местах вырубок в жаркое летнее время незамеченное тление может уйти вглубь и вспыхнуть пожаром далеко в стороне от костра. Нельзя разводить костер ближе чем 5—6 м от деревьев и кустарников, длина тросика, с помощью которого готовится пища, должна быть не менее 10—12 м.

Топливо для костра. Вблизи населенных пунктов вопрос о топливе решается в лесничествах, где, кроме того, выдается разрешение на стоянку в зоне леса. Чаще всего туристам указывают место, где они могут брать валежник и мелкий сухостой.

В лесных малонаселенных и особенно таежных районах сухостоя и валежника достаточно. Сухостой предпочтительнее (лежащие на земле деревья и сучья часто бывают сырыми или истлевшими).

Мелкий хворост годится только для растопки, он слишком быстро сгорает, осиновые и пихтовые дрова дают много искр. Ровно и почти без дыма горят сухие береза и ольха. Особенно жарко горят бук, граб, дуб. Разгораются они медленнее хвойных пород и поэтому их лучше класть в хорошо горящий костер. Более всего подходят для большого костра, особенно в холодную, сырую погоду, дрова из елового, кедрового или соснового сухостоя. Определить сухостой можно по сухой верхушке дерева. Кора или средние и нижние ветви не являются показателями.

Валить дерево должны члены группы, имеющие в этом опыт. С разных сторон дерева делают два заруба, один выше другого, и затем рубят дерево с противоположной от вероятной стороны падения. Падение направляют валочной вилкой. Лучше валить дерево двухручной пилой. Двое пилят дерево, третий с валочной вилкой помогает. Лишних людей в районе валки не должно быть. Необходимо соблюдать осторожность даже в противоположной от места падения стороне, так как, падая, дерево может отклониться в сторону. При ветреной погоде валят деревья по ветру, но при сильном ветре и в сумерки валка деревьев запрещена.

Советы пешеходным туристам в походе

В начале падения дерева немедленно отходят на безопасное расстояние. Не следует валить деревья в сторону дорог, троп, просек. Ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять несваленными подпиленные или подрубленные деревья.

Обычно применяется один из трех типов костров.

«Шалаш» — для него годятся любые бросовые дрова. Дает высокое яркое пламя с ограниченной полосой нагрева. Требует постоянного подкладывания топлива.

Для обогрева и сушки одежды больше подходит «колодец». Сложенный из сравнительно одинаковых по длине и толщине поленьев, он дает много углей, высокую температуру. Зона нагрева у него значительно больше, чем у «шалаша».

Костер «т а е ж н ы й», уложенный под острым углом друг к другу длинными бревнами, дает большую зону нагрева, позволяет готовить пищу и сушить одежду большой группе. Горит без дополнительного топлива, поэтому возле него при необходимости можно спать и без палаток.

При наличии елового, соснового или кедрового сухостоя для костра длительного действия лучшим будет «нодья». Постепенно разгораясь, «нодья» горит ровно жарким пламенем несколько часов. Сравнительно одинаковые по толщине и длине до 3—4 м, очищенные от сучьев два бревна укладывают рядом на землю. Поверх них почти по всей длине размещают сухой хворост и разводят запальный костер. Когда он хорошо разгорится, сверху кладут третье бревно. Регулируют жар костра, слегка раздвигая или сдвигая нижние бревна.

Обычный очаг, через который «прошли», наверное, все туристы, состоит из двух стоек с рогатками и надежной перекладины. Металлические маленькие рогулины берут из дому, чтобы не рубить лес. Очаг при необходимости складывают из камней или выкапывают неглубокий ров. Иногда используют естественное углубление, яму. Посуда на цепочках может быть подвешена на крюк, вбитый в камень или скалу, на клин, вбитый в трещину или в ствол накренившегося погибшего дерева, и т. п.

В безлесных районах в качестве топлива используют камыш, сухую траву, кизяк. О наличии топлива в районе путешествия следует собрать информацию заранее. При отсутствии естественного топлива используют примусы типа «шмель» или плитки с газовыми баллонами и как резервное топливо — сухой спирт. Его расход на приготовление обеда для шестерых составляет до 500 г.

Хорошо сложенный очаг, особенно на стоянке, лучше оставить. Но костер должен быть тщательно залит, засыпан землей и заложен дерном (если его снимали для устройства очага). Многие туристы перед уходом забрасывают в костер вместе с мусором консервные металлические и стеклянные банки, превращая его в мусорник. Стоит ли говорить о том, что для мусора служит специально приготовленная яма.

Ночлег в населенных пунктах туристы организуют редко; обычно он связан с необходимостью провести определенную краеведческую работу, решить какие-то организационные вопросы и т. п. В таких случаях о ночлегах договариваются предварительно путем переписки с местными властями, с соответствующими учреждениями и организациями. О вынужденной стоянке (заболевание, неподготовленность группы при резкой перемене погоды и т. д.) стараются сообщить заранее.

Привалы. Даже короткие привалы делаются на безопасном участке местности — это должна быть, по мере возможности, сухая и ровная площадка, поляна, опушка леса, пологий склон или просто удобный участок на обочине тропы или дороги. В холодное время — в закрытом от ветра, освещенном солнцем месте, летом в жару — в тени.

Обеденный привал делают вблизи источника с питьевой водой. Пока дежурные готовят пищу, остальные отдыхают.

Хорошо в это время снять обувь, помыть ноги и сменить носки. Если есть необходимость, сушат влажные вещи, делают мелкий ремонт, подгоняют снаряжение, пишут дневники.



8336 Прочтено

Остальные материалы раздела Статьи, книги
  • Помощь завхозу при составлении рациона питания группы
  • Заблуждения людей никогда не бывывших в походе
  • Сборы в первый поход. Советы туристам
  • Радиосвязь в туристской группе
  • Первое руководство пешеходной группой. Советы
  • Список снаряжения для идущих в поход в первый раз
  • Обувь для трекинга
  • Топливная стратегия на пешеходном маршруте
  • Разработка пешего маршрута
  • О возможной стратегии пешеходного туризма

  • Каяки в Харькове


    Активный отдых
    Горячий актив Клуба
    Клуб Активного Отдыха

    Контакты
    +38 (067) 724-52-13
    +38 (057) 750-62-79
    info@activeclub.com.ua

    activeclub В КОНТАКТЕ

    Корпоративный отдых
    О корпоративном отдыхе
    Корпоративный отдых на байдарках


    Сплавы на байдарках и катамаранах

    график сплавов 2020

    июнь
    байдарки
    06.06 - 08.06.2020
    Северский Донец

    20.06 - 21.06.2020
    Оскол

    июль
    катамараны, рафтинг
    10.07.2020
    Северский Донец

    24.07 - 25.07.2020
    Рось

    август
    байдарки
    03.08 - 05.08.2020
    Ворскла

    17.08 - 18.08.2020
    Северский Донец

    24.08 - 25.08.2020
    Оскол

    Дальние походы

    Кавказ, горный поход, Приэльбрусье
    23 августа - 3 сентября 2010


    Кавказ, восхождение на Эльбрус горный поход

    Кавказ, горный поход, Домбай

    Алтай, горный поход

    Байкал,
    хребет Хамар-Дабан,
    пеший поход



    Активный отдых

    Сплавы на катамаранах


    Реклама
    Обслуживание свадеб, экскурсий. Деловые поездки, отдых. 18 мест
    Микрофон, TV, DVD, кондиционер, мягкие кресла.
    Для членов "Клуба Активного Отдыха" - скидки !
    тел.: (057)755-63-28
    моб.: (067)506-24-04

    Наш опрос
    Для сплава я выбираю:

    Байдарка
    Рафт
    Каноэ
    Каяк
    Катамаран
    Моторная лодка
    Резиновая лодка
    Плот



    Результаты
    Другие опросы

    Ответов: 417
    Комментариев: 0

    Поход на Кавказ
    Горный поход
    по Кавказу, Приэльбрусье, август 2010

    Сроки проведения:
    23 августа - 3 сентября 2010

    Программа похода
    Обсуждение на форуме

    Логин
    Логин

    Пароль

    Секретный код: Секретный код
    Повторить код

    Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

    Увлекательные автопутешествия по Украине

    При использовании любых материалов с этого сайта прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Внимание! Автором "Клуба Активного Отдыха" может стать каждый!
    Присылайте свои заметки, новости, рассказы, статьи, отчеты, фотографии по адресу admin@activeclub.com.ua
    Ваша информация будет рассмотрена и размещена на клубном сайте.




    ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых
    Copyright © 2006 - 2015 "Клуб Активного Отдыха"
    При использовании любых материалов с сайта Клуба Активного Отдыха - прямая ссылка на сайт www.activeclub.com.ua обязательна

    Copyright © IFrin 3dpixel.ru CG-Inside
    Сайт создан на основе системы © PHP-Nuke распространяемой по лицензии GNU/GPL license.
    Открытие страницы: 0.03 секунды и 60 запросов к базе данных. Время запроса к БД: 0.012449000000001