Место полётов - каменистый кряж высотой до 140 метров в трёх километрах от поселка Благодатное. Рядом с горой распложено село Щёрсы. Полёты возможны в двух направлениях - с пологого склона высотой 90 м. и крутого, высотой 140 метров.
90-метровый склон пологий и выпуклый. Уклон около 45 градусов имеются многочисленные ступени, поэтому старт возможен практически в любом месте. Выпуклость склона даёт возможность выбирать место старта в некотором диапазоне направлений северо-восточных ветров. Перед склоном широкое поле, посадка без препятствий. Занос аппаратов на старт также ничем не затруднён. Это делает склон хорошо подходящим для учебных полетов. В то же время выпуклость склона и постепенное снижение горы к северо-западу ограничивает зону парения до 200 - 300 метров.
Склон высотой 140 метров очень крутой, поросший лесом, слегка вогнутый. Начинается, в основном, каменным обрывом высотой в 3 - 7 метров, далее до самого подножья растут деревья и кустарник. Ширина парящей зоны - 400 - 500 метров. Старт вряд ли возможен более чем в двух местах. Прямо под склоном есть подходящее для посадки поле, размером приблизительно 200 на 500 метров, ограниченное с другой стороны речкой. С одного торца поля протянута местная линия электропередач на столбах высотой 8 - 10 метров. За речкой - пионерлагерь и поле гораздо большего размера. Занос аппаратов в собранном виде, похоже, возможен только в обход леса. Склон подходит только для пилотов с опытом из-за сложного старта и ограниченного места посадки.
Лагерь дельтапланеристов располагается в седловине на верху горы, туда возможен заезд автотранспорта, но только посуху, дорога грунтовая. Проблем с водой и дровами нет, под горой рядом колодцы и речка, на склоне лес. В этом месте, как выяснено у жителей Щёрсов, постоянно летают дельтапланеристы из Горловки, говорят даже проводят какие-то соревнования, наверх заезжают своим микроавтобусом, в селе постоянно оставляют лагерное имущество. Интересно, почему мы про них не знаем, не встречали ни на горе Климентьева, ни в Ямполе. Возможно, они только сюда и ездят. Наверху, в седловине обнаружены следы хорошо обжитого лагеря, добротные каменные кострища, выровненные площадки для палаток, сижа из толстых брёвен.
Ехать можно поездом до Амвросиевки, а потом от остановки "Кужель", расположенной в десяти минутах ходьбы от вокзала.
Поезда на Амвросиевку:
61 Москва - Нальчик, ежедневно
385 Киев - Новороссийск, по указанию
Автобусы из Амвросиевки на Благодатное: С автостанции или с ост. "Кужель":
на Шахтерск 530;950;1250. на Торез 645;1000;1430.
Из автобуса выходить на остановке за церковью, она слева от дороги, пройти немного вперёд , потом свернуть вправо, на Щёрсы. (Асфальтовая улица, все остальные - грунтовые). Идти три километра по асфальтовой дороге. За мостом через речку Крынка через два десятка метров свернуть влево на грунтовку, идущую на гору. При езде на автомобиле со стороны Шахтёрска и Тореза Благодатное располагается ближе Амвросиевки. Подъём в лагерь как бы в объезд горы, гора при этом всё время слева. Ориентиры: церковь в Благодатном, пионерлагерь под горой, деревушка Щёрсы, речка Крынка (по дороге её приходится пересекать несколько раз), геодезический знак на вершине горы у седловины, небольшой каменный монумент (стела высотой в рост человека) на гребне.
Место показалось нам очень интересным, но не детским. Термичка там определенно должна присутствовать. Менее чем в километре есть ещё две похожих горушки, с которых, как утверждают местные жители, тоже иногда летают. Если сравнивать с горой Клементьева, то учебный склон тоже только один, но выше, и позволяет выбирать место старта при "гуляющем" направлении ветра. Некоторую опасность для пилотов, начинающих учиться парить в динамике, может представлять возможность быть сдутым за гребень на северном склоне. Высокий обрывистый южный склон имеет сложные старты, наверху очень мало места. А для посадки внизу нужно делать точный заход. Поле для посадки довольно большое, но окружено высокими деревьями. Хотя, если не уверен в своих силах, всегда можно уйти за речку (дальше на полсотни метров), и сесть на гораздо большую площадку.
P.S. Дельтадром "Благодатное" довольно давно известен пилотам Восточной Украины. Здесь организовывались зональные соревнования, проводились тренировочные сборы. Донецким пилотам удавалось пролетать маршруты по 20-25 км еще в 80-х годах. Частыми гостями были дельтапланеристы из Таганрога и Мариуполя.
Алексей Тиховский