1. СТАНДАРТНЫЙ ЗАДНИЙ СТАРТ (клеванты не скрещены)
Способ, которым я научился стартовать и использую по сей день, но ныне отнесенный к устаревшим. Однако, без сомнения, это - простейший способ для обучения. Именно поэтому многие школы и сейчас используют его для обучения.
МЕТОД: Вы разворачиваетесь лицом к параплану и беретесь за передние свободные концы, так как они располагаются перед вами - правые в правую руку, левые соответственно в левую.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Техника позволяет отлично контролировать купол на стадии подъема, но вам необходимо отпустить клеванты для разворота и схватить их вновь. Это означает, что вы теряете контроль над куполом, в очень ответственный момент. На крутом склоне, в порывистый ветер параплан может "выскочить" быстро. Вы рискуете взлететь во время погашения клевка будучи еще неразвернутым (кстати, что и делают некоторые пилоты, для того, чтобы покуражиться; прим. Д.В.).
2. СТАРТ СО СКРЕЩЕННЫМИ КЛЕВАНТАМИ Способ, которым обучаются большинство французов и тот, который я бы назвал "обычным".
МЕТОД: Стоя спиной к параплану возьмите клеванты в руки (как они должны быть в полете), затем развернитесь лицом к параплану. Возьмите левый передний ряд в левую руку, правый - в правую. Этот способ работает очень хорошо в том случае, если вас неожиданно оторвет от земли: клеванты находятся в "правильных" руках.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Дезориентация - во время подъема ваши руки контролируют противоположные стороны крыла. Неудобно использовать клеванты до того, как купол поднимется над головой. Еще одна проблема, если у вас короткие клеванты: одна из строп должна проделать путь приблизительно на 5 см длинее, огибая оба ряда свободных концов, что мешает ровному удержанию купола.
3. СТАРТ СО СКРЕЩЕННЫМИ РУКАМИ
МЕТОД: Аналогичен предыдущему, только вы скрещиваете руки, беря свободные концы. Метод, признанный официальным в Германии ( а так же и в России; прим Д.В.)
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Вашим рукам предоставляется больше свободы, потому как одна из рук пропускается между левым и правым рядами. Проблема возникает в следующем: поскольку ваши руки и клеванты скрещены, поднимающийся параплан разворачивает вас, даже если вы стремитесь оставаться лицом к нему. В сильный ветер вас может развернуть и потащить назад. Было установлено, что именно данный способ послужил основной причиной для ряда происшествий на старте.
(По моим многолетним наблюдениям, данный "классический" способ отнюдь не плох, но требует более точной работы клевантами во время разворота. Подняв купол, пилот вытягиват клеванты, чтобы погасить клевок. В момент разворота одна из рук проделыват больший путь, так как пилот "обходит" вокруг стоящих перед ним рядов строп. Как правило, в момент разворота купол теряет имевшееся до разворота устойчивое положение, кренится и не позволяет уйти со склона "чисто". Основная причина "сдувания" на старте, кувырков, бешеных пробежек или езды на брюхе за куполом кроется именно в неумелом использовании данного способа; прим Д.В.)
4. СТАРТ МИСТОСА.
Я узнал о "старте Мистоса" в Стенуелл Парке, накануне Кубка Мира 98 года.
МЕТОД: Вы берете оба передних конца "А" в одну руку, задние - "D" (у кого-то "С") в другую. Вы используете ряды "D" для контроля поднимающегося купола.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Способ Мистоса хорош в сильный ветер, так как вы имеете очень хороший контроль купола по тангажу. Этот способ не очень удобен в умеренный или слабый ветер, так как
5. КОМБИНИРОВАННЫЙ ЗАДНИЙ СТАРТ
Этот способ набирает все больше сторонников во Франции среди продвинутых пилотов и инструкторов, и, на мой взгляд, является лучшим из перечисленных.
МЕТОД: Вы берете в руки "скрещенные" клеванты. Оба передних ряда берутся в одну руку, вторая, с клевантой остается над рядами. В момент подъема будьте готовы переложить ряды в противоположную руку, чтобы задействовать вторую клеванту, если купол выходит не ровно.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Единственный недостаток такого старта заключается в том, что достаточно трудно определить в какую руку переложить ряды, чтобы заняться противоположной клевантой.
6. СПОСОБ КУНГА
Майк Кунг утверждает, что лучший способ - это вообще оставить клеванты на их кнопках. Развернитесь лицом к куполу, возьмите правый "А" ряд в правую руку, левый - в левую и поднимайте параплан. Для контроля бросьте один из рядов и надавите за задний "D" ряд той из сторон, которую вы хотите притормозить, или потяните за стропу клеванты выше блочка. Клеванты остаются пристегнутыми до вашего полного разворота. Перевод Д.В.
Лично я использую метод номер 7, выглядящий как комбинация методов 1 и 5, с той разницей, что клеванты не скрещиваются, как и в способе 1, но оба ряда "А" берутся в одну из рук, как в способе 5. Контроль купола на стадии подъема осуществляется одной из клевант. Передние же ряды легко перекладываются в ту или другую руку по мере необходимости использования клеванты другой рукой. Выставив купол, я перекладываю обе клеванты в левую руку, разворачиваюсь и забираю правую клеванту. Левая - остается в левой руке. На разворот и перехват, которые происходят практически одновременно, уходит не более 1 секунды, а купол "остается в руках" на всей стадии подъема.