Статья расчитана преимущественно на новичков или не очень искушенных пилотов выходного дня. Особенно тем, у кого рядом нет знакомых опытных пилотов, и кому не с кем особенно посоветоваться в вопросе выбора парапланерного снаряжения. В статье, совсем мало лирики, а больше практических советов и рекомендаций для новичков в парапланерном или парамоторном спорте (т.е. начинающим парамоторщикам тоже читать все подряд без пропусков).
Совершенно определенно, что если у вас летный стаж уже меряется десятками лет, а летные часы - сотнями или тысячами, то скорее всего у вас уже сложилось собственное мнение о том, что именно и для каких целей вам нужно. Новичкам же, особенно тем, кто еще не проходил начальный курс пилотирования (т.е. тем, кто начинает с абсолютного нуля) рекомендуется после прочтения этой статьи и появления собственного мнения на ее основе по поводу, того, что вам нужно, все равно посоветоваться с вашим инструктором. Инструктор, видя вас перед собой и зная вас лично, может порекомендовать комплектацию несколько отличную от вашего неискушенного мнения и к этим рекомендациям желательно прислушаться.
Итак, вопрос первый, которым нужно задаться новичку, и далее по порядку:
1) Какой минимальный комплект нужен пилоту для того, чтобы начать самостоятельные полеты?
Минимально, для безмоторного (парящего) полета нужно: парапланерный купол + подвесная система пилота + пара соединительных карабинов для соединения подвески и купола.
Минимально, для полета на парамоторе нужно: парапланерный купол + подвесная система пилота + пара соединительных карабинов + парамотор (парамоторная силовая установка). К этому может понадобиться еще одна пара карабинов, в зависимости от конструкции парамотора, поскольку чаще всего вам нужно будет соединить три элемента купол подвеску и парамотор и сделать это удобнее всего двумя парами карабинов.
Тут же начинаются оговорки. Минимальный комплект - это лишь комплект, которого чисто с физической точки зрения достаточно, чтобы осуществлять полеты. Но для нормальных безопасных полетов пилоту еще нужны ряд аксессуаров и элементов экипировки, без которых может пострадать в первую очередь его безопасность.
К таким дополнительным и необходимым для безопасного полета на параплане элементам относятся: защитный шлем, крепкие ботинки и запасной парашют.
Все остальные элементы экипировки, которые пилот может при необходимости взять с собой в полет, менее значимы с точки зрения общей безопасности, но могут улучшить качество полета или позволить выполнить в полете нечто особенное. К таким элементам можно отнести например: блок авиационных приборов, теплые перчатки, кислородное оборудование, навигационные приборы, радиосвязь и пр.
Естественно, что начинающему пилоту, который собирает свой первый в жизни комплект, и который еще только начал обучение, есть смысл сосредоточиться на приобретении самых важных элементов снаряжения, а менее важные докупать потом по мере их реальной необходимости.
Поэтому если вы еще только начинаете учиться или только прошли курс молодого бойца то скорее всего вам в независимости от того, паритель вы будущий или любитель пожужжать, вам на первые минимум 2 месяца нужны лишь следующие элементы:
1) сам параплан (парапланерный купол);
2) подвесная система с карабинами;
3) защитный шлем (полеты нужно производить только в шлеме, которому доверяете);
4) ботинки (НЕ КРОССОВКИ! А ботинки с твердой толстой, тракторной подошвой и закрытым суставом);
5) запасной парашют.
Очень желательно брать запаску сразу и сразу ее упаковывать в контейнер подвесной системы, чтобы она была там всегда, поскольку ни кто из новичков не знает того дня, когда у него наконец получится набрать достаточно большую высоту >50м и будет очень обидно прекращать полет и уходить из первого настоящего потока только потому, что.
Это пожалуй все. Всем остальным вы можете доукомплектовываться по мере того, как реально почувствуете необходимость в том или ином предмете экипировки.
Здесь удивление могут выразить начинающие парамоторщики "а когда же, собственно, двигатель?"... А тогда, когда вы подняв над головой в чистом поле или на вершине учебной горки в легкий ветерок купол будете стоять с ним слегка пританцовывая на одном месте столько, сколько сами сочтете нужным, а не до того момента пока он "почему-то сам куда-то в сторону взял и упал". Т.е. мотор гарантировано нельзя вешать на спину, пока вы уверенно не держите купол над головой и пока вы не будете делать его подъем и взлет в слабый ветер или в штиль с первого раза. У разных людей освоение этого упражнения может занимать разное время (обычно минимум пару месяцев и до года после окончания курса молодого бойца). Т.е. вам решать покупать парамотор вместе с парапланерным оборудованием или немного позже, когда вы реально поймете, что уже готовы взять себе на спину дополнительную помеху в управлении куполом на взлете и посадке.
2) Какой размер купола нужен?
Под размером купола понимают его площадь. Площадь в технических характеристиках указывается или в развернутом на плоскости виде или в виде проекционной площади (площадь проекции горизонтально летящего параплана на поверхность земли). Проекционная площадь всегда меньше на несколько метров, чем площадь в развернутом виде. Традиционно сложилось, что в странах СНГ в технических характеристиках чаще приводят именно развернутую площадь и именно к ней привязывают оптимальную взлетную массу (масса купола всего снаряжения и пилота вместе взятых). Поэтому далее и везде на этом сайте мы, говоря, площадь (или размер) купола, также будем подразумевать его развернутую площадь.
Итак. Площадь - это основная техническая характеристика и поэтому первое, с чем определяется пилот, это с площадью. Обычно вместе с площадью приводят рекомендуемую производителем взлетную массу и выбирая парапланерный купол того или иного размера (площади) обязательно посмотрите для какой взлетной массы его аэродинамические характеристики будут оптимальны. Взлетную массу свою определить можно по упрощенной формуле, как "ваш вес + 17 кг" (где ~17 кг - это примерный вес купола, подвесной системы, запаски, рюкзака и чехлов, вашей одежды, приборов и пр.)
Почему это так важно? А потому, что если купол будет недогружен, то его устойчивость снизится и тем менее стабильно он будет вести себя в болтанку и жесткую погоду. Если же купол перегружен (взлетная масса реальная больше рекомендуемой), то купол будет иметь большую скорость снижения и большие скорости на взлете и посадке, что может быть опасно для новичка.
На самом деле весовые вилки допустимой взлетной массы, которые указывает производитель для каждого типоразмера параплана достаточно широкие и часто пересекающиеся в линейках куполов одного типа. Поэтому выбрать размер купола с нужной весовой вилкой не сильно сложно. Однако есть определенные ситуации, которые могут повлиять на то, что оптимальным выбором может оказаться купол больше или меньше на размер (в редких случаях даже на два размера), чем рекомендуемый производителем. И именно поэтому совет инструктора на этапе выбора оборудования будет совершенно не лишним. В конце статьи мы приведем несколько типичных и наиболее часто встречаемых комбинаций, в числе которых будут и варианты, когда рекомендация производителя по весовой вилке будет нарушаться в ту или другую сторону и это будет целиком оправдано.
3) Какая модель параплана будет оптимальна на начальном этапе?
Для начала немного разочаруем тех начинающих пилотов, которые считают, что им с самого начала можно покупать самое "крутое" оборудование в любом виде спорта. Это опасное заблуждение, когда речь идет о выборе первого летательного аппарата в общем, а параплана в частности. Авиация, какая бы сверхлегкая она ни была, всегда остается сферой повышенной опасности в силу того, что летательные аппараты любого типа устойчиво ведут себя в полете и не падают только при определенных условиях. И хотя производители парапланерных куполов изо всех сил стараются сделать так, чтобы купол сам решал вопросы устойчивости за пилота и всегда возвращался бы самостоятельно в состояние стабильного прямолинейного полета без каких бы то ни было действий со стороны человека, тем не менее, пилоту вполне по силам достаточно длительным и неправильным воздействием на органы управления вывести даже самую устойчивую модель параплана из стабильного состояния по крайней мере на какое-то время, которого может оказаться достаточным для грубой посадки.
Собственно, для того и создавалось такое обилие моделей парапланерных куполов, чтобы пилот мог точно подобрать себе модель, с которой он гарантированно сможет (физически, психологически, успеть и пр.) справиться в тех ситуациях и метеоусловиях, в которых планирует проводить полеты. Поэтому для большей определенности можно сказать так:
Если начинающий паритель чувствует, что он самый уникальный и обязательно будет летать лучше всех (потому, что ему все виды спорта до этого давались легко), то ему, если приводить в пример модельный ряд парапланов Аэрос, в любом случае на первые 3 сезона не стоит брать аппарат классом выше чем Амиго. Скучно не будет, и в это стоит просто поверить! А если говорить о технических характеристиках то парапланерное крыло с удлинением 5.5 это полный предел для самого талантливого новичка. Больше нельзя.
Если начинающий паритель считает себя человеком средним с физиологической и спортивной точки зрения, то аппараты линейки Стайл скорее всего ему будут в самый раз.
Аппараты классом ниже, чем Стайл (это модель Витамин) рекомендуется новичкам только в определенных случаях, поскольку аэродинамические качества этой модели частично приведены в жертву ее устойчивости и стабильности именно для особых случаев или для моторных полетов.
Если мы говорим о подборе купола параплана для новоиспеченного пилота моторщика, то здесь несколько проще, и выбор может быть сделан из двух моделей Аэрос это: Витамин - для максимальной устойчивости и меньших скоростей на взлете и посадке или Стайл - для более динамичного управления и меньшей нагрузки на двигатель. Более скоростные специализированные моторные крылья новичкам не рекомендуются, поскольку парамотор и без того увеличивает взлетно-посадочную скорость примерно на 20-30%, что уже добавляет сложности по сравнению с безмоторным взлетом и посадкой.
При выборе первого моторного крыла отдельно еще раз заметим, что его площадь выбирается без учета веса парамотора. Это связано с тем, что управление парапланом с помощью переноса веса при полетах на моторе затруднено и малоэффективно (мешает силовая установка), и это нужно чем-то компенсировать. Так вот, это как раз и компенсируется большей загрузкой купола, что приводит к пропорционально большим скоростям потока воздуха относительно крыла и следовательно к повышению эффективности аэродинамического управления клевантами (брэйками). При этом следует сразу понимать, что запаса прочности в куполе вполне достаточно для такой перегрузки, но износ обычно всех парамоторных куполов идет из-за этого несколько быстрее, и это нормально.
Здесь мы еще раз повторимся сказав, что: "мы настоятельно рекомендуем не перепрыгивать на начальном этапе через класс и при малейшем сомнении посоветоваться со своим инструктором по начальной подготовке" по поводу модели крыла. Помните, крыло это самая важная и самая сложная часть любого летательного аппарата.
4) Какую подвесную систему выбрать для вашего первого параплана?
Опять разделим парителей и парамоторщиков и начнем с подвесной системы для парения.
Начинающему парителю в зависимости от различных факторов можно брать любую из парапланерных подвесных систем, за исключением явно специализированных (моторных и тандемных). Разница однако все равно есть при выборе систем для парения, да и систем приличное количество. Поэтому мы рассмотрим лишь наиболее частые случаи и наиболее универсальные решения. Вы можете примерить свои пожелания и возможности к любому из приведенных ниже вариантов решения по выбору парапланерной подвески:
- Вы хотите сэкономить средства в самом начале своей летной карьеры -
Вэтом случае выбираете подвесную систему "Учебную" и будь те уверены, что она подойдет на все случаи жизни. Единственно, чем вы пожертвуете это некоторой долей комфорта.
- Вы хотите иметь универсальную систему для полетов на парамоторе и без -
Ваш выбор это опять-таки или Учебная или Эскорт(с жесткой спинкой).
- Вам нужна система для начальных полетов на парамоторе -
Тоже рекомендуем Учебную подвеску, поскольку она мало чем отличается от парамоторной, а вам будет удобнее продолжать отрабатывать без мотора подъемы , и удерживания купола, а также взлеты и посадки в штиль. Последнее - очень нужное упражнение для парамоторщиков и лучше, чтобы для его отработки защитные спинки там были, и на Учебной системе они как раз есть (потом будут не нужны - они легко вынимаются).
- Вам нужна система повышенного комфорта для длительных полетов или просто система с повышенной пассивной безопасностью при грубых посадках -
Выбирайте любую понравившуюся систему с мягкой толстой защитой, почитав их описания. Самые защищенные этоФэшен и >Фан
Если у вас другой случай, то как обычно советуйтесь со специалистами.
5) Выбор запасного парашюта (запаски / системы спасения).
С запасками все проще. Больший вес нужно спасать? - выбирается больший размер запасного парашюта. Пилотам до 90 кг веса можно смело брать "ОК34". От 100 кг и более - "ОК38" или "Вини-Пух" (тандемная система для двух пилотов или очень тяжелого одного). Самым легким пилотам, у кого менее 60 кг, можно порекомендовать и "ОК34", и просто "Пух".
6) Защитный шлем.
7) Обувь и одежда.
Вот собственно, мы бегло прошлись по самым основным элементам. По крайней мере, эта статья-обзор позволяет при покупке первого комплекта сходу оценить свои затраты на оборудование.