В настоящее время в России планер - явление редкое. В планерных клубах используются две модели: двухместный чешский Бланик L-13 и одноместный польский Янтарь SZD-48. Сведения о наличии других моделей крайне редки и отрывочны. Не будет большой ошибкой предположить, что планеры других моделей есть в России в общем количестве не более 10 штук на всю 1/8 часть земной суши. Впрочем, и Блаников с Янтарями в России немного, потому что планерные клубы можно буквально пересчитать по пальцам. Причём одной руки. Хотя в последние годы ситуация вроде-бы начинает понемногу исправляться, в основном стараниями самодельщиков. Итак, российский планер №1 - Бланик L-13 чешского предприятия Let:
- аэродинамическое качество 28;
- нагрузка на крыло 26 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,76 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 72 км/ч;
- максимальная скорость 230 км/ч;
- вес пустого планера 292 кг;
- максимальный взлётный вес 500 кг.
Планер учебный, двухместный, цельнометаллический. Выпускается, кстати, до сих пор. Есть пилотажная модификация с уменьшенным размахом крыла. В российских планерных клубах - основная машина для первоначального обучения пилотов и коммерческих покатушек.
Другой распространённый в России планер - Янтарь SZD-48 польского производства. В ходе производства не однажды модифицировалсяю Стеклопластиковый, стандартного класса Янтарь-стандарт и раньше, и сейчас - основная машина для тренировок спортсменов-планеристов в России:
- аэродинамическое качество 40;
- нагрузка на крыло 30 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,6 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 75 км/ч;
- максимальная скорость 285 км/ч;
- вес пустого планера 274 кг;
- максимальный взлётный вес 540 кг.
Вполне себе неплохая машина, кстати. Современные планеры, конечно, покруче будут, однако и Янтарь вполне способен к полноценному парящему полёту.
Вот, собственно, и вся российская планерная техника.