Максимальный взлётный вес сверхлёгкого планера не должен превышать 220 кг. Соответственно, при полезной нагрузке 120 - 130 кг на сам планер остаётся 90 - 100 кг. Решить задачу проектирования и постройки такой лёгкой конструкции непросто, но вполне возможно, причём несколькими путями.
Крайний способ - применение сверхсовременных (и очень дорогих) материалов с высокой удельной прочностью (например, углепластиков). Технология изготовления также весьма дорога и требует хорошо оснащённого производства. В результате - немаленькая цена готовой продукции. Характерный пример - сверхлёгкий планер Sparrowhawk производства американской компании Winward Performance:
- аэродинамическое качество 37;
- нагрузка на крыло 25 - 30 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,6 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 70 км/ч;
- максимальная скорость полёта 220 км/ч;
- вес пустого планера 70 кг;
- максимальный взлётный вес 190 кг.
Очень лёгкая машина и характеристики вполне на уровне, несмотря на очень маленький размах крыла - чуть больше 9 метров. Однако дорогая - базовая комплектация стоит 44500 USD.
Хороший пример другого подхода к проектированию сверхлёгкого планера - Monerai фирмы Monnett experimental aircraft, inc. Конструкция предназначена для самостоятельной постройки из набора и показывает неплохие лётные данные:
- аэродинамическое качество 28;
- нагрузка на крыло 28 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,85 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 88 км/ч;
- максимальная скорость полёта 190 км/ч;
- вес пустого планера 100 кг;
- максимальный взлётный вес 205 кг.
Конструкция цельнометаллическая, оболочка кабины стеклопластиковая. За время производства было построено более 400 планеров нескольких модификаций. Лётные качества, конечно, ниже, чем у предыдущего планера, но низкая стоимость и технологичность конструкции перевешивают.
Ещё один вполне приличный планер сверхлёгкого класса производит предприятие PRO-FE (Чехия). Banjo - планер смешанной конструкции. Крыло деревянное, подкосное, обшивка носка - фанера, обшивка задней части мягкая (лавсан). Фюзеляж - стеклопластиковый полумонокок, подкреплённый фанерными шпангоутами:
- аэродинамическое качество 28;
- нагрузка на крыло 21 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,68 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 70 км/ч;
- максимальная скорость полёта 140 км/ч;
- вес пустого планера 107 кг;
- максимальный взлётный вес 220 кг.
Вполне приличная машинка для домашнего использования. Сверхлёгких планеров есть ещё, но пока остановимся на рассмотренных. Очевидно, что лётные данные несколько снижаются с уменьшенем размаха крыла - увы, для планеров размер имеет значение. Тем не менее, сверхлёгкие планеры вполне пригодны к парящим полётам и пользуются заслуженной популярностью.