Механизация крыла, разрешённая для планеров 15 и 18 метрового классов, даёт разработчикам возможность значительно улучшить характеристики этих планеров сравнительно с планерами стандартного класса. Даёт - то даёт, но пользуются этой возможностью по - разному. И результаты получаются разные.
Смысл затеи в том, чтобы регулировать несущую способность крыла по желанию пилота. Для этого задняя кромка крыла делается отклоняющейся вверх и вниз (закрылок). Подробно устройство рассмотрим позже. Отклонение закрылка вниз приводит к увеличению подъёмной силы, вверх - к уменьшению подъёмной силы крыла при постоянной скорости полёта.
Итого: при входе в восходящий поток немного отклоняем вниз (выпускаем) закрылок, при этом скорость подъёма планера увеличивается. После выхода из потока убираем закрылок или даже отклоняем его немного вверх, увеличивая скорость полёта при минимальной скорости снижения и расходуя меньше высоты на переход к следующему восходящему потоку. При взлёте и посадке закрылок выпускается полностью, обеспечивая высокую подъёмную силу.
Как правильно использовать преимущества механизации крыла? Ответ очевиден: уменьшить его площадь, тем самым увеличив нагрузку на крыло. Тогда в полётном режиме получаем более высокое АК и скорость полёта при МСС, в потоке выпускаем закрылки, получая малую МСС. Взлётная и посадочная скорости остаются в приемлемых пределах, также за счёт закрылка. Хороший пример - планер ASW-27 класса 15 метров:
- аэродинамическое качество 48;
- нагрузка на крыло 34 - 55,6 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,52 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 90 км/ч;
- максимальная скорость полёта 285 км/ч;
- гандикап 0,880;
- вес пустого планера 240 кг;
- максимальный взлётный вес 500 кг.
ASW-27 - ближайшая родня планера ASW-28. Фюзеляжи у них одинаковые, а крылья разные: при одинаковом размахе 15м площадь крыла ASW-27 составляет 9,5 м2, а ASW-28 - 10,5 м2 при примерно одинаковом взлётном весе планеров. Соответственно, нагрузка на крыло ASW-27 процентов на 8 - 10 выше. Летные качества также выше на 8 - 10 процентов. Много это или мало? Для победы в гонках и 1 процент имеет значение. Для полёта по маршруту и полётов для развлечения простота управления и конструкции ASW-28 однозначно перевешивают.
Планер ASW-28-18 (класса 18 метров) также производный от ASW-28. Фюзеляж и крыло одинаковые, закрылки не применяются. Для увеличения размаха крыла установлены удлинённые законцовки с элеронами. Получилось примерно так:
- аэродинамическое качество 48;
- нагрузка на крыло 32 - 50 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,48 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 82 км/ч;
- максимальная скорость полёта 270 км/ч;
- гандикап 0,880;
- вес пустого планера 270 кг;
- максимальный взлётный вес 575 кг.
По сравнению с ASW-27, нагрузка на крыло снизилась, поэтому никакого преимущества от увеличенного размаха не получилось. МСС несколько ниже, но этим параметром ещё надо суметь воспользоваться. А вот маневренность снизилась сильно - летает этот 28-18, честно говоря, как корова.
В заключение можно сказать, что планеры классов 15 метров и 18 метров не имеют явного преимущества перед планерами стандартного класса. Однако недостатки - сложность конструкции, управления, пониженная маневренность - очевидны. Поэтому планеры классов 15 и 18 метров - чисто гоночные машины, предназначенные для опытных пилотов. Прменять их для полётов по маршруту и развлекательных нецелесообразно.