Клубный класс - самая многочисленная группа планеров. Техника, входящая в клубный класс, весьма разнообразна. Есть новые, только что разработанные и изготовленные планера, есть и весьма пожилые экземпляры возрастом 30 - 40 лет. Новые планеры, как правило, рассчитаны на интенсивную ежедневную эксплуатацию разными, в том числе неопытными, пилотами.
Один из известнейших членов класса - культовый американский планер Швайцер (Schweizer) SGS1-26. Всего выпущено 689 планеров пяти модификаций. Первый полёт прототипа состоялся 16 января 1954 года, последняя партия была выпущена в 1979 году, однако на начало 2010 года сравнительно немаленькое количество планеров находится в эксплуатации. Планер прост в пилотировании, недорог в обслуживании. Лётные характеристики:
- аэродинамическое качество 23;
- нагрузка на крыло 17,5 - 21,4 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,82 - 0,88 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 64 км/ч;
- максимальная скорость полёта 182 км/ч;
- гандикап 1,600 - 1,650;
- вес пустого планера 161 - 202 кг;
- максимальный взлётный вес 261 - 317 кг.
Немецкий KA6 Александра Шляйхера (Aleksander Schleicher) разных модификаций выпускался с 1954 года как планер стандартного класса первого поколения. Дело в том, что поначалу для планеров стандартного класса было запрещено убирающееся шасси и водяной балласт. Позже под давлением производителей ФАИ пошло на уступки и сняло эти ограничения. Планер деревянной конструкции, обтянут полотном. Тем не менее, характеристики вполне достойные:
- аэродинамическое качество 29;
- нагрузка на крыло 24,2 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,68 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 68 км/ч;
- максимальная скорость полёта 200 км/ч;
- гандикап 1,220 - 1,300;
- вес пустого планера 210 кг;
- максимальный взлётный вес 300 кг.
Общее количество выпущенных КА6 всех модификаций - более 2000.
В своё время на КА6 выигрывались международные соревнования и ставились мировые рекорды.
Однако КА6 весьма популярны и в настоящее время. Их довольно много как на вторичном рынке планеров, так и в аэроклубах, и у частных владельцев. Вот вам и дерево с тряпочкой, из которых получился один из лучших классических планеров.
Из современных клубных планеров самый клубный - Grob G102 Astir Club IIIb. Неблагозвучное для русского уха название произошло от фамилии отца - основателя модели - Буркхарда Гроба (Burkhard Grob). От немцев планеру тоже достаётся на орехи: grob в переводе с немецкого - грубый, неточный. Поэтому всяких стишков с приколами про "Гроб" сочинено немало.
Однако, как клубная модель, планер оптимален. Прочная конструкция, неубирающееся шасси с носовым колеслм, очень эффективные воздушные тормоза и в два раза меньшая цена обеспечили высокую популярность планера. Характеристики очень приличные:
- аэродинамическое качество 38;
- нагрузка на крыло 30,6 - 36,3 кг/м2;
- минимальная скорость снижения 0,62 м/с;
- скорость полёта при минимальной скорости снижения 76 км/ч;
- максимальная скорость полёта 250 км/ч;
- гандикап 1,058;
- вес пустого планера 260 кг;
- максимальный взлётный вес 450 кг.
Разумеется, технический парк клубного класса не ограничивается этими тремя моделями. Количество выпускаемых моделей клубных планеров довольно велико - каждый уважающий себя производитель имеет в линейке продукции клубную модель.