При осмотре надо проверить:
1. Не повреждены ли верхняя и нижняя обшивки и передняя кромка крыла.
2. Не повреждены ли законцовки крыла.
3. Фиксирование элерона в узлах подвески и легкость его хода.
4. Поверхность элерона - не повреждена ли полотняная обшивка и задняя кромка.
5. Открыть крышки на нижней стороне крыла и проверить контровку тяг управления в крыле.
6. Контровку подвесов верхнего и нижнего тормозных щитков и тяг управления тормозными щитками.
7. Контровку направляющих роликов закрылков.
8. Поверхность закрылка - не пробита ли обшивка или не повреждена ли задняя кромка.
9. Поверхность фюзеляжа - не повреждена ли обшивка.
10. Поверхность хвостового оперения - не повреждена ли обшивка.
11. Контровку руля высоты в узлах подвески и легкость его хода, целость обшивки.
12. Контровку руля направления в узлах подвески и легкость его хода, целость обшивки.
13. Крепление костыля.
14. Открыть крышку в задней части фюзеляжа и проверить контровку тросов управления.
15. Колесо шасси - не повреждено ли оно и правильно ли накачана шина.
16. Не поврежден ли или не засорен ли ПВД.
17. Состояние створки фонаря кабины - отсутствие повреждений и загрязнения стекла.
18. Внутренность кабины. Проконтролировать, не повреждены ли приборы и привязные ремни. Убрать незакрепленные предметы, которые не предназначены для полета.
Обязательные проверки
Ножное (педальное) управление Ножное (педальное) управление надо установить в такое положение, чтобы пилот при закрепленных привязных ремнях мог полностью дать левую и правую ноги для полного отклонения руля поворота.
В передней кабине пилота установка педалей производится посредством рукоятки (25), а в задней кабине пилота вытягивается фиксирующий штифт и производится установка педалей (2) в одно из трех положений.
Управление
Проверить свободу управления попеременным отклонением ручки управления (1) налево и направо, вперед и назад. Отклонения необходимо производить всегда до крайнего положения. Одинаковым способом контролируется свобода ножного управления (2). При контроле элеронов надо поднять крыло, лежащее на земле, чтобы не повредить элерона.
Контроль приборов
Высотомер надо установить при помощи кнопки управления (18) в нулевое положение или, при перелете, на высоту аэродрома над уровнем моря. Остальные приборы тоже надо проверить и у вариометров обратить внимание на то (12, 11), чтобы приборы не показывали подъем или снижение уже на земле. Указатель поворота проверяется кратковременным включением выключателя (20), расположенного на приборной доске. Одинаковую проверку необходимо сделать, если планер оснащен электрическим горизонтом.
Привязные ремни Закрепить на себя.
Балансировка
Триммер надо установить посредством рычага (5) в нейтральное положение.
Шитки Проверить свободу движения тормозных щитков (3) и закрылков Выключатель Проверить работу выключателя буксирного троса (8).
Фонарь кабины
Закрыть и фиксировать.
Буксир
а) Подъем
После достижения высоты 20 м необходимо убрать и зафиксировать шасси, медленным движением убрать закрылки и сбалансировать планер на скорость подъема. Рекомендуется при подъеме соблюдать скорость 90 км/час.
б) Горизонтальный полет
Можно проводить вплоть до скорости 140 км/час. Планер необходимо сбалансировать, помнить, что при увеличивании скорости повышается чувствительность управления.
в) Полет со снижением
Этот полет является самым выгодным, если буксирный самолет летит со скоростью 100 км/час при скорости снижения 2 м/сек.
5. Свободный полет
Развороты и виражи
Благодаря своей маневренности и управляемости планер имеет хорошую характеристику при виражах с креном до 60°. При меньшей скорости и меньшем радиусе поворота выгодно использовать закрылки.
6. Сваливание и штопоры
Перед сваливанием или штопором
Управление тримером - в среднем положении
Тормозные щитки и закрылки - закрыты и зафиксированы
Кабина - закрыта и зафиксирована
Вентиляция - закрыта
Ножное управление - установлено так, чтобы пилот мог полностью выжать педаль
Привязные ремни - застегнуты и затянуты
Свободные предметы - убраны или прикреплены (фиксированы)
а) Сваливание
Медленным и плавным взятием на себя ручки управления произойдет перетяг планера. Прежде чем потеряется управляемость, наступит предупреждение (при скорости на 5 проц. большей чем скорость сваливания): вибрация ножного управления и передней части Фюзеляжа. Во время сваливания планер опускается при одновременном небольшом продольном качании. При освобождении ручки управления планер тотчас выйдет из пикирования.
б) Штопор.
В диапазоне рабочих центровок планер проводит установившийся крутой штопор без тенденции перейти в плоский штопор. В штопор планер приводится обычным способом, т.е. отклонением руля направления в соответствующую сторону при скорости около 60 км/час и притягиванием ручки управления на себя. Выход из штопора производится отклонением руля направления в другую сторону (руль полностью отклонить). После прекращения вращения установкой педалей в нейтраль и освобождением ручки управления планер выходит из пикирования обычным способом.. Продольный наклон планера в штопоре составляет 60-70° и потеря высоты с одним пилотом 60 м/поворот, или 100 м, если в планере находятся два пилота. Продолжительность одного поворота составляет 3,5 сек.
Предупреждение:
Погрешность системы ПВД.
В следствие несимметричного обтекания статических Отверстий на боках фюзеляжа при увеличении кривизны траекторий, увеличивается погрешность указателя скорости.
7. Скольжение
Вследствие меньшей эффективности руля направления наклон планера составляет только 10 — 20° так что скольжение, как средство для повышения скорости снижения, действительно только при одновременном использовании тормозных щитков и закрылков.
Постоянную скорость можно поддержать сохранением неизменного продольного наклона планера.
8. Высший пилотаж
На планере Л-13 можно производить фигурные полеты, приведенные в следующей таблице.
Вследствие: высокого аэродинамического качества планера и того, что планер очень легко "разгоняется", необходимо постоянно иметь в виду максимально допустимые пределы прочности.
Наиболее выгодные скорости по прибору для выполнения фигур высшего пилотажа:
|
Скорость по прибору км/час |
с одним пилотом |
с двумя пилотами |
Переворот через крыло (бочке) |
150 |
не проводится |
Мертвая петля |
160 |
180 |
Поворот на горке |
170 |
180 |
Переворот Иммельмана |
180 - 190 |
190 - 200 |
Переворот |
130 |
140 |
Перевернутый полет |
выше 130 |
не проводится |
Примечание
При выполнении высшего пилотажа с планером Л-13 с радиостанцией ЛС-4/1 ручной микрофон необходимо закрепить в чашке с помощью кожаного ремешка.
Указания. для проведения высшего пилотажа
а) Мертвая петля
Движением ручки от себя надо повысить скорость планера до 160 км/час (180 км/час если экипаж состоит из двух человек). После этого необходимо медленно поднять нос планера так, чтобы перегрузка на пилота не была внезапной и чтобы она не достигла высокой величины. Когда планер находится в вертикальном положении, усилие на ручке управления небольшое, так как скорость планера тоже понизилась. Ручку управления продолжают тянуть на себя, пока на вершине мертвой петли ручка не находится в положении, соответствующем 60% ее хода. Также коэффициент перегрузки должен в верхней части понизиться. После достижения кульминационной точки, скорость начнет повышаться, причем для плавного вывода надо ручку подать от себя, чтобы петля была плавной.
В начале мертвой петли надо следить за тем, чтобы планер не имел кренов поддерживать это положение в течение проведения фигуры.
9. Посадка
а) Скорости захода на посадку
Для посадки желательно пользоваться следующими скоростями захода на посадку:
снижение |
Тормозные щитки |
закрылки |
скорость захода на посадку |
нормальное |
не применяются |
выпущены |
75 - 85 км/ч |
применяются |
выпущены |
80- 95 км/ч |
крутое |
применяются |
выпущены |
95 - 110 км/ч |
б) Посадка на аэродроме
Маневр для посадки проводится согласно обычным принципам.
По сравнению с другими учебными планерами является разницей то, что даже при полностью отклоненных закрылках угол снижения уменьшается. Вследствие аэродинамических качеств планера необходимо при выравнивании планера более тонко использовать руль высоты. При правильной посадке планер должен приземлиться одновременно на колесо и костыль. Надо избегать преждевременного выравнивания, чтобы планер не приземлился с большой высоты.
в) Посадка вне аэродрома
При посадке вне аэродрома на мягкую поверхность рекомендуется приземляться с убранным шасси. В этом случае необходимо перед следующим взлетом шасси выпустить на земле.
10. Применение тормозных щитков
Тормозные щитки рекомендуется использовать в следующих случаях:
1. Для облегчения посадки, особенно на местности с препятствиями.
2. Для повышения точности расчета на посадку.
Примечание:
Если при посадке используются тормозные щитки, то необходимо повысить скорость посадки приблизительно на 10 км/час, так как скорость снижения при отклоненых тормозных щитках больше приблизительно на 5 - 7 км/час.
3. Чтобы воспрепятствовать превышению максимальной допустимой скорости, т.е.
а) при попадании в ненормальное положение, например, при выполнении фигур высшего пилотажа.
б) при трудностях полета в облаках
Тормозные щитки, как средство понижения скорости, рекомендуется применять во всех случаях, если планер чрезвычайно повышает свою скорость и пилоту трудно определить положение планера и обстоятельство полета. Их применением повышается безопасность полета и облегчается пилотаж, потому что при отклоненных тормозных щитках стабилизируется положение планера.
11. Ограничения
а) Скорости полета
Расчетная скорость при пикировании (Vd)EAS |
272 км/час |
|
Максимально допустимая скорость (Vne) IAS |
253 км/час |
|
Скорость полета при буксировке (Vt) IAS |
140 км/час |
|
Максимальная скорость при старте лебедкой
(Vw) IAS |
120 км/час |
|
Максимально допустимая скорость полета с выпущенными закрылками (Vf) IAS |
110 км/час |
|
Расчетная маневренная скорость (Va) EAS |
145 км/час |
|
Максимальная скорость в посадочной конфигурации IAS при весе 472 кг |
55 км/час |
|
Максимальная скорость в летной конфигурации IAS при весе 472 кг |
60 км/час |
|
Минимальная скорость снижения при весе 472 кг |
0,82 м/сек |
Максимальный коеффициент планирования при весе 472 кГ |
1:28 +- 5% |
б) Коэффициенты эксплуатационной перегрузки
Категория |
n1 |
n3 |
n3 |
Aerbatic 400 кг |
6 |
5 |
3 |
Aerobatic 500 КГ |
5 |
4 |
2, 5 |
Cloud-Flying |
5 |
4 |
2, 5 |
в) Максимальная составляющая бокового ветра
Максимальная составляющая бокового ветра для обеспечения безопасного приближения и посадки 5, 5 м/сек.
д) Минимальный экипаж:
Минимальный экипаж планера - 1 пилот. При управлении планера одним пилотом последний должен сидеть в передней кабине, при этом вес пилота (включая парашют) должен быть не менее 68 кГ на планерах без радиостанции и 65 кг на планере с установленной радиостанцией ЛС-4/1. Заднее сиденье должно быть эакреплено против складывания и привязное ремни должны быть застегнуты и зафиксированы.
е) Минимальная длина троса для буксировки
Минимальная длина троса для буксировки - 15 м, но рекомендуется применять трос длиной 25 - 30 м.
14. Аварийное покидание планера
1. Рычаг аварийного сброса повернуть на 180° по направлению стрелки (рычаг находится на правой стороне фонаря в передней кабине пилота), нанесенной на фонаре
2. Придерживая рычаг аварийного сброса в конечном положении надо одновременно надавливать другой рукой на фонарь экипажа, ближе к правой стороне в направлении вверх. После ослабления подвесов фонарь, вследствие воздействия воздушной струи, приподнимется и отпадет.
3. Расцепить замок привязных ремней и покинуть планер.
Примечание:
1. Аварийный сброс фонаря можно во время полета провести только для покидания планера в случае необходимости.
2. При аварийном сбросе фонаря можно повредить хвостовое оперение.