Единожды ступив на борт...
Крылья, крылья…
Ноги, ноги…
Главное – хвост!
…Можно сколь угодно долго спорить на темы SSH vs HRG, обсуждать достоинства и недостатки Марса Алама, или магию легендарного Дахаба, но факт остаётся фактом – всё это так называемый дэйли-дайвинг.
Если вам хочется настоящих приключений и вы не подвержены морской болезни, обязательно попробуйте отправиться в дайв-сафари – увлекательное «автономное» путешествие на специально оборудованной для этой цели яхте.
Конечно, если вы в восторге от Страны Фараонов, превращённой арабами в подобие Черкизовского рынка, не мыслите свой отдых без сомнительного all inclusive в компании соотечественников, «русскоговорящего» населения и ночных дискотек с толстыми татуированными немками и нашими перегидрольными красавицами - вполне возможно, на сафари вы будете скучать.
Ну и само собой, вам будет затруднительно приобрести «настоящий папирус с изображением древнего дайвера» или ароматизированный «кальянный» табак со вкусом найтрокса – разве что в день отъезда у вас останется немного времени для ритуального шопинга.
Собственно, суть Египетских сафари обычно сводится к следующему:
Вы прилетаете в SSH или HRG, а затем, в зависимости от выбранного маршрута и, соответственно, порта выхода, вас на автобусе доставляют на борт корабля.
Всего «стандартных» маршрутов существует немногим менее двадцати, и принципиально они подразделяются на северные и южные.
Северные маршруты более короткие, с меньшими переходами, на них мало сложных для новичков сайтов и больше «ржавого железа» в виде затонувших в разные годы кораблей, включая всемирно известный wreck Thistlegorm и его «суровую сестрицу» Rosalie Moller.
Южные маршруты по протяженности длиннее - соответственно, некоторые переходы длятся по 6-8 часов, на многих сайтах условия погружения достаточно серьёзны и в связи с этим, на данные сафари обычно допускаются дайверы, имеющие не менее 50 зарегистрированных погружений. Однако, богатство флоры и фауны южных морских заповедников, по красоте и разнообразию оставляют далеко позади даже известнейшую «звезду Шарма» - Ras Mohammed.
Легендарные острова Brothers, Daedalus-reef, острова Rocky и Zabargad, рифовые системы St. John`s и Fury Shoal, наконец всем известный Elphinestone-reef – всё это насколько великолепно, что можно, как минимум отводить по целому дню дайвинга на каждый из сайтов.
Северные маршруты обычно стартуют из SSH или HRG, Южные – из HRG, Марса-Галиба, Марса-Алама, или Хаматы, куда вам предстоит добираться на автобусе.
Дорога, в зависимости от порта выхода и настроения водителя, занимает от 3.5 до 5 часов.
Примерно посередине расположен городок El Qusair, где традиционно все автобусы делают остановку в кафе Morgana – понятие «откат» безусловно, знакомо предприимчивым арабам.
Однако не будем отходить от темы.
Итак, автобус доставляет вас к яхте, вместе с сотоварищами вы грузитесь на борт, распределяетесь по каютам и собираете на дайв-деке своё оборудование.
Если вы прилетели очень ранним рейсом и выходите непосредственно из SSH или HRG, без потерь после перелёта и паспорт-контроля добрались до корабля и ваши организаторы заранее обо всём позаботились - у вас есть шанс в тот же день выйти в море.
К сожалению, обычно это получается крайне редко – приходится ночевать в порту на борту яхты.
Обычно большинство кают расположено на нижней палубе судна, на средней находятся салон и дайв-дек, на верхней как правило, 2-4 каюты, капитанская рубка и несколько сан-деков, кормовой, как правило, закрыт тентом и оборудован столами и диванами для традиционных сафарийных вечерне-ночных посиделок.
Утром вас ожидает визит представителя полиции с обязательным ритуалом вашего пересчёта и, наконец, долгожданный выход в море.
В порту Марса-Галиба существует совершенно непонятный никому, кроме его администрации порядок выхода судов и повлиять на него организаторы вашей поездки не могут – тут уж, как повезёт – Иншалла.
И вот, наконец, вы в море.
Конечно, сафари – это весьма своеобразный «отдых» – подъём в районе 5.30 утра, брифинг – и с рассветом вы уже в воде.
Утром на глубине в более холодной воде гораздо больше шансов увидеть акул – многие идут на дальние южные маршруты именно за этим.
Далее всё зависит от вашего маршрута, длины и количества переходов между местами погружений и ваших пожеланий – есть прекрасные сайты, на которых можно совершить несколько погружений в течение целого дня, а то и двух – и то, этого будет мало.
Обычно, совершается 3-4 погружения в день ( одно ночное ), но на некоторых сайтах дальнего юга со стоянками в открытом море у небольших островков ( Brothers, Daedalus, Rocky ) ночные погружения невозможны.
Конечно, поскольку вы постоянно находитесь на ограниченном пространстве яхты, очень многое зависит от компании, комфортабельности судна и адекватности персонала.
Естественно, практически все Египетские яхты, аналогично отельной «звёздности», никакому, заявленному в рекламе «классу люкс», не соответствуют.
Поэтому, постарайтесь собрать в Интернете как можно больше объективной информации о предлагаемом вам «суперлайнере».
Однако, хорошая компания способна сгладить практически все возникающие на борту проблемы и «шероховатости» - кому-то, например, может не понравиться питание ( такого выбора, как в ресторане отеля, на борту нет и в помине ), бывают недостатки в обслуживании, да и маршрут ваш зависит от погоды и может измениться от запланированного.
Хотя, как правило, все люди на борту больны одной общей «болезнью» – дайвингом.
Традиционно, с собой на борт берутся «ностальгические» припасы – черный хлеб, колбаса, сало, орехи и т.д. Пиво и алкоголь обычно закупаются в дьюти-фри.
Обычно, каждую ночь после крайнего дайва, всё это с завидным постоянством выставляется на общий стол и начинаются оживлённые беседы, заканчивающиеся, иной раз, только ближе к рассвету.
Если погода прохладная и ветреная, то все располагаются в салоне, оборудованном, помимо всего прочего, телевизором, DVD и музыкальным центром.
Погружения осуществляются как непосредственно с джамп-дека яхты, так и с «зодиаков».
При погружении с «зодиака» будьте особо внимательны и аккуратны, так как практически все травмы на сафари обычно случаются либо при «переходе» полностью снаряженного дайвера с джамп-дека на «зодиак» ( можно поскользнуться и упасть ), либо при «групповом прыжке» с него ( можно удариться о чей-нибудь баллон ).
Перед каждым погружением, разумеется, должен быть проведён брифинг.
По закону, в Египетских заповедниках ( Marine Park ) на каждые 8 дайверов должен быть сертифицированный дайв-гид, на всех других сайтах – один гид на 12 человек.
В заповедниках также не разрешается использовать перчатки, но многие это правило не выполняют – штрафов под водой, слава Нептуну, пока не выписывают.
Если вы подвержены «морской болезни», запаситесь средствами от укачивания – например, «Драминой» ( Египетские аналоги Dramenex и Emeral ), или гомеопатическими средствами.
Следует помнить, что таблетку надо принимать за час до начала морского перехода, а чтобы не продуло уши, захватите с собой повязку или бандану..
На всех яхтах, разумеется, есть судовая аптечка и кислород.
На многих сайтах «Дальнего Юга» отсутствует сотовая связь – будьте готовы, что несколько дней ваш мобильник будет «вне зоны действия» - впрочем, это на самом деле здорово…
Конечно, в море не купишь, к примеру, батарейки, флэшку или силикон – только свежую рыбу и лобстеров, если повезёт - поэтому, заранее позаботьтесь о своих «припасах».
В крайний день, как правило, совершаются только два дайва, чтобы уложиться в «24 часа до перелёта» и «погасить» пиктограмму No Fly на вашем компьютере.
Обычно, «крайнюю» ночь можно провести на стоянке в море, а не в порту, хотя некоторые организаторы предлагают разместить вас в отеле и провести день до вылета там.
Если «крайняя ночь сафари» застала вас на борту, будьте готовы к традиционному мероприятию празднования окончания сафари – заснёте вы не скоро ( особенно на верхней палубе ), хотя «беруши» и традиционный глоток виски на ночь, значительно ускорят ваше отбытие в царство Морфея.
Ну и наконец, снова автобус и, в зависимости от вашего маршрута, либо короткий заезд на шопинг в Хургаду или ШЭШ ( в зависимости от места вылета ), либо прямо в аэропорт.
Неделя хорошего сафари, увы, пролетает незаметно...
Текст и фото - Алик Раш.