Многие дайверы и снорклеры, которые впервые отправились на подводную экскурсию в пролив Тиран, часто спрашивают: «А что это за ржавые обломки лежат на рифе?» Дайв-гид объясняет, и многие делают фотографии на память. Если вы уже ныряли на тиранских рифах, то вы точно знаете, о чем речь. Эти обломки – опознавательные знаки рифов Гордон и Джексон в Тиранском проливе и, пожалуй, лучшее напоминание об уязвимости человека перед стихией. Мы отыскали старые фотографии этих кораблекрушений, чтобы приоткрыть завесу их таинственности.
Корабли «Лара» и «Луллия» потерпели крушение в один и тот же 1981 год, в декабре и сентябре соответственно. «Лара» села на риф Джексон в начале пролива, а «Луллия» – на рифе Гордон в конце цепочки рифов, разделяющих пролив. Сегодня от их останков мало что осталось и, глядя на них, трудно поверить, что когда-то 30 лет назад они были большими грузовыми кораблями.
«Лара»
«Лара» была большой грузовой баржей водоизмещением 4752 тонн, а сейчас её останки на северной части рифа Джексон скорее напоминают старую ржавую бытовку или сарайчик. Именно это место служит ориентиром начальной точки погружения для дайверов, которые желают посмотреть на стаю молотоголовых акул (или рыб-молотов) летом в дни штиля с северной стороны рифа Джексон, которая часто недоступна для погружений из-за сильных волн и течений.
Вот так выглядел корабль «Лара» в середине 80-х годов. Рядом пришвартован один из первых дайв-ботов в Шарм-эль-Шейхе «Леди Дженни».
В 1996 году застрявший на рифе корабль был демонтирован и части судна были затоплены. Сейчас останки «Лары» лежат на коралловом склоне от глубины примерно 40 метров и ниже и служат подводной достопримечательностью для технических рэк-дайвов, и «технари» нашего клуба периодически навещают «Лару».
«Луллия»
Останки «Луллии» сразу бросаются в глаза, как только дайв-бот приближается к рифам пролива Тиран. Как правило, все дайв-боты обходят риф Гордон с его восточный стороны, так как на западной стороне, где лежит разрушенный корабль часто сильные волны и прибой. Такое фото можно сделать только приблизившись к нему в день полного штиля. Так выглядит «Луллия» сегодня.
А вот так «Луллия» выглядела в 80-х годах. Это было панамское торговое судно водоизмещением 3461 тонн. В 2000 году в «Луллию» врезалось другое судно и пробило корму.
Ниже фотография 90-х годов и на ней уже хорошо видно, что стихия планомерно разрушает судно. Дайвинг в районе этого рэка опасен и не практикуется.
Интересно, через сколько лет стихия полностью смоет останки этих бывших гигантов с лица рифов? А пока они лежат, и их вид на фоне живописного синайского пейзажа навевает философские мысли во время морских прогулок по проливу Тиран…