Опыт идентификации затопленных объектов на Черном и Азовском морях.
А.В. Ёлкин
В 1996 году несколько энтузиастов создали в Тольятти клуб подводной деятельности "Нептун-Про". Основной вид деятельности клуба - проведение подводных экспедиций по обнаружению и обследованию затонувших объектов в акватории Черного и Азовского морей. В течение последних 8-ми лет клубом обнаружено, и обследовано около 60 объектов.
Скажем Черное море, это не Красное, и пытаться привлечь туристов обилием подводной живности, врядли удастся серьезному дайв-центру. Но у Черного моря есть одна изюминка это- рэк-дайвинг. Обилием затонувших объектов на доступных глубинах, да еще в нетронутом виде, Черное море даст фору многим популярным местам для дайвинга. Сейчас рэк-дайвинг принял повальное увлечение. Многие дайв-центры в основных курортных местах предлагают погружения на затонувшие суда (я не буду затрагивать тему "разграбления" обломков кораблекрушения пусть это будет головной болью соответствующих органов), придумывая некоторым объектам самые не мыслимые названия. Конечно каждое судно при жизни имело название или на крайней случай номер. Также у него была жизнь ,и гибель.
Лет пять назад со мной произошел случай. Купаясь на пляже в одном из курортных черноморских городов, я увидел пару буйков ограждающие купающихся, от какого-то подводного препятствия. Взяв маску и трубку, ради интереса погрузился на глубину 1 метр. На дне лежал днищевой набор, и двигатель с валопроводом небольшого судна, длиной не более 15 метров. В последствии, просматривая данные о потерях во время Великой Отечественной Войны мне удалость определить, что лежит на пляже на глубине 1 метр. Вы не поверите! Это останки советского боевого катер ПВО. Погибшего в 1942 году в бою с немецкими кораблями, и после того как на борту остался в живых только один член экипажа. Он выбросил поврежденный катер на прибрежную отмель. А теперь эта героическая реликвия лежит на пляже, раня ноги купающимся. А если на берегу поставить небольшой обелиск с описанием подвига , я думаю это будет очень назидательно в патриотической воспитании молодежи.
Основная цель проведенных подводных экспедиции ,это не оторвать пару кранов ли иллюминаторов, а самое главное идентифицировать объект. Вернуть ему имя, историю. Лет через 100 от судна практически ничего не останется. Но место его гибели будет нанесено на карту, не просто как безымянный значок. И не главное погибло это судно в бою или в шторм.
Мне хотелось обсудить тему идентификации объекта из собственного опыта.
При обследовании судов прочитать название на борту, мне удалось только два раза -это "Адмирал Нахимов" в Новороссийске, и "Кара-Кермен" в Феодосии.
Первое что требуется для определения названия судна, это работа со всевозможными источниками информации. Не надо думать, что Военно-морской архив даст ответы на все вопросы. Можно представить себе, как пилот под шквальным зенитным огнем вычислял координаты тонущего судна. Или например (судя по архивным данным) : некая германская быстроходная десантная баржа "погибла в шторм у Одессы - 42°29 сш., 36°07 вд.". Однако указанная точка, мягко говоря, значительно (более чем на 600 км) удалена от Одессы и ближе к турецкому порту Синоп. Расхождение между указанием местности и координатами, воистину, "шириной во все Черное море". Или из той же оперы: Подводная лодка М-31 "ночью 2 торпедами атаковала 3 румынских буксира... на траверзе лимана Сасык. Шедший третьим "Oltul"... торпедирован и через 10 сек. затонул на глубине 10 м в районе 45°36 сш. 28°58 вд.". Если верить координатам, буксир "Ольтул" погиб "в степях Украины", так как от пресловутого лимана Сасык до этой точки нужно идти 60 километров в глубь континента. Непонятно только, закопался "Ольтул" в землю на 10 метров или затонул на глубине 10 метров над уровнем моря. Конечно, все мы человеки, никто не застрахован от ошибок , и нужно относиться к этому с пониманием. Но все координаты, почерпнутые из печатных и архивных источников, приходилось перепроверять.
При сопоставлении архивной и справочной информации о координатах гибели судов с данными морской лоции (на которой обозначаются затопленные объекты) число совпадений составило не более 10%, что усложняет не только поиск , но и идентификацию объекта. Участников тех драматических событий практически не осталось , а верить рассказам местного населения, ни всегда приводит к положительному результату (как на пример в районе Туапсе рядом с берегом лежит транспорт "Азов" погибший в 1942 году от авиабомбы , но местные старожилы упорно кличут его "Чапаевым"). Отчеты об обследовании затонувших объектов водолазной службой , особой точностью не отличаются , да и очень сухие например : затонувшее судно (без названия), координаты (без секунд), глубина, глубина над объектом. А к архивам Аварийно-Спасательной службы Черноморского флота лично я доступа не имею. Но знаю человека, который владеет этой информацией. Могу сказать, они тоже абсолютно "ни какие". И так основные критерии идентификации затопленных объектов.
Форма объекта : Не отличить по водой боевой корабль (не путать с мобилизованными) с грузовым сложно (если объект не разрушен до основания). Как правило, военное судно имеет более плавные обводы. Большее количество переборок, всевозможных кабелей, трубопроводов. Не считая вооружения. И все же это не факт. Во 2-ю мировую в советском флоте в качестве канонерских лодок использовались бывшие грузовые суда типа "Эльпидифор". Желательно после обследования объекта попытаться сделать приблизительную зарисовку корпуса.
Размер. Например: грузовое судно водоизмещением более 2000 брутто-регистровых тонн имеет длину около 100 метров, и ширину около 13 метров. Советские торпедные катера типа "Г-5" длиной 19 метров, чаутают с малыми субмаринами. Поэтому рассказы о увиденных по водой подводных лодок не всегда беспочвенны. Можно определить приблизительное водоизмещение судна по размеру якоря. Желательно при погружении на объект брать с собой рулетку (в идеале, правда, сам еще ни разу не брал). В крайнем случае, приблизительно померить руками. Хотя трудно представить себе как аквалангист ползет по 100 метровому судну и мерит его руками.
Принадлежность судна. Здесь проблема вроде бы простая. А нет, во время В.О.В некоторые суда на Черном море, могли несколько раз переходить из рук в руки враждующих сторон. Например : в районе Одессы в 2002 году клубом "Нептун-Про" г. Тольятти обнаружено судно с торпедной пробоиной. В машинном отделении с дизеля сняли манометр с надписью "Кiев. Завод точных прiборов 1939" все понятно советское судно. В последствии оказалось что данное судно "Ангара" на момент гибели плавало под германским флагом. А досталось оно немцам при захвате Херсона.
Еще с одного судна в этом же районе был поднят на поверхность холодильник для льда с надписью на приборчике "Дженерал Элетрик сделано в США ". Оказалось что судно построено в США, потом плавало под советским флагом. В последствии захвачено немцами , и погибло по германским флагом. На каждом судне есть небольшая построечная табличка, где есть все основные исходные данные о судне (год постройки и на каком предприятии, а также название судна). Проблема в том, что под водой корпус судна сильно обрастает ракушкой, и попытаться найти маленькую табличку практически не реально. Тем более точное место ее расположения , у каждого судна разное. Принадлежность боевого корабля можно определить по вооружению и боеприпасам. Хотя не давно произошел небольшой казус. Клуб обнаружил в акватории Керченского пролива затонувший катер. На борту стояла 20-мм зенитное орудие типа Flak 38 . Нашли и подняли пистолет ракетницу с надписью "Erma 1937" состоявшую на вооружении вермахта. Все говорило о том, что этот катер принадлежал ВМФ Германии. В последствии оказалось, что это советский катер ПВО №10 погибший в 1943 году. Просто на нем использовалось трофейное оружие.
Причина гибели объекта. Одна из важнейших задач при обследовании затопленного объекта, это выяснение причины гибели. В 1999 году клубом "Нептун-Про" был обнаружен торпедный катер типа "Г-5" с развороченной кормой. На расстоянии 30 метров от катера, на грунте нашли фрагмент немецкой якорной мины. Все встало на свои места. Катер на полном ходу налетел на мину. Взрыв произошел в кормовой части.
Но бывают и другие случаи. Во время проведения клубом экспедиции в Болгарии, нами обследован турецкий транспорт "Сафак" торпедированный советской подводной лодкой "Щ-205". Среди обломков ближе к корме был обнаружен взрыватель от морской мины заграждения , что несколько нас смутило. Получается, что наши подводники приписали себе гибель этого судна. И только после повторного погружения, когда на расстоянии 20 метров от правого борта затонувшего судна мы увидели хвостовую часть советской торпеды, все встало на свои места.
Двигатель. Если у вас есть, данные что на этом месте лежит пароход, вы погружаетесь и находите судно, но с дизельным двигателем значит, произошла ошибка. Размеры двигателя и тип, иногда помогают в идентификации объекта.
Груз. Помощь в идентификации транспорта "Теодорих" помогли некоторые данные о наличии на его борту груза пустых бочек из под нефтепродуктов и то, что мачты были уложены вдоль бортов. Хотя история с турецким каботажным пароходом "Sеfak" тоже может это опровергнуть. Судя по архивным данным на борту судна должен быть генеральный груз состоящий из руды. А после погружения оказалось что "Sefak" перевозил на момент гибели фаянсовую сантехнику, и кафельную плитку.
Подводные лодки. Легко можно опровергнуть нелепые слухи, например: "Я знаю, где в районе Лазаревской в войну затоплены две немецкие подводные лодки". Ведь достоверно известно, что во время Второй мировой германский флот в советских территориальных водах подводных лодок не терял. В районе мыса Чауда (Крым) недалеко от берега на глубине 8 метров лежит затонувшая подводная лодка. Крымские дайв-центры предлагают коммерческие погружения на данный объект называя ПЛ "Щука". Если посмотреть самую простую схему субмарины типа "Щ" в Интернете, то сразу бросается в глаза наличие двух трехлопастных винта , а не трех шестилопастных как на ПЛ на мысе Чауда.
Недавно широко освещалось обнаружение у берегов Болгарии советской субмарины "Щ-211". Черноморский флот отправил аварийно-спасательное судно на борту, с профессиональными водолазами на борту для идентификации объекта. Как, всегда имея огромный потенциал, российский флот ограничился стандартными средствами. Сняв орудие на палубе, отрезав винт, наломав некоторое количество приборов. Удалился восвояси. Во внутрь лодки им проникнуть не удалось. Мотивируя тем, что внутри субмарины все занесено илом. Аварийно-спасательное судно имеет на борту мощные эжекторы, которые в считанные часы полностью очистят от ила и песка внутренности лодки. Притом глубина для чайников всего 20 метров. Затратив средства на данную акцию, ЧФ не смог довести дело до конца :определить бортовой номер субмарины.
В свете этих событий проблемы с аварийными работами на "Курске" являются само собой разумеющаяся.
Когда ребята из клуба "Посейдон" (Одесса) планировали проникнуть во внутрь подводной лодки, в районе острова Змеиный они попросили меня написать рекомендации по идентификации этого объекта. Привожу отрывок.
Рекомендации
У подводной лодки в надстройке есть еще одна рубка управления. В нее можно попасть либо с верху , либо снизу из центрального отсека. Там должен находится штурвал для движения на поверхности. Во втором отсеке ,это двери в каюту командира , и гидроакустика. Как входишь в дверь 2-го отсека , сразу на стенке переборки должен крепится столик , с каким-то ящиком , возможно радиостанция. При ширине лодки в 6 метров, с боков располагаются небольшие каюты. Двери на них возможно были сделаны из дерева , как и сами перегородки. Штурманский стол находится в центральном посту. Останки как минимум восьми человек должны находится на центральном посту. Для определения принадлежности лодки надо посмотреть следующие предметы : тарелки (желательно алюминиевые) , кастрюли , одежду ( у них были прорезиненные штормовки), кожаные ремни поясные . На них матросы часто писали свои фамилии. Мы подняли с торпедного катера штормовки , на них были написаны карандашом фамилии. Бинокли ( у них было как минимум 4 шт). Судя по труппам с субмарин С-34 и Щ-211 которые выносило на берег в Болгарии, у них в карманах были документы. Кителя возможно сохранились.
Построечная табличка возможно находится
1. На переборке над дверью между 3-им отсеком и центральным постом
2. На переборке над дверью между центральным постом и 5-им отсеком
3. На тубусе перископов в центральном посту
На приборах ( манометрах, кренометрах, термометрах и т.п) есть только клеймо завода изготовителя. Но ничего это вам не даст.
Желательно через верхний люк и средний, попытаться опустить во внутрь веревку с грузом и сеткой, чтобы в них что-либо положить. Можно сделать крюк из металла , чтобы зацепить из ила внутри центрального поста фрагменты одежды. Перед началом работ попробуйте сломать монтировкой петли у дверей , чтобы лучше проходить.
Они должны, легко отвалится. Если не получается попасть в центральный пост нестрашно. В третьем отсеке можно найти материал. Центральный пост сильно захламлен механизмами. Посмотрите прогиб переборки между 2 и 3 отсеком. Это может дать объяснение о силе взрыва . На штурманском столе должна быть карта по целлулоидной пленкой , а также вахтенный журнал. На стенке можно увидеть круглые тубусы для хранения карт. Приготовьте плоскую емкость с морской водой и лупу. Если вы вытащите на сушу бумагу, она немедленно развалиться.
И помните главное не сувениры, а определение принадлежности лодки.
Удачного Вам проникновения !!!