В Москве у истоков этого вида спорта стоял летчик и яхтсмен Г.И. Арбузов. Первые соревнования были проведены на Пироговском водохранилище 27 июля в день ВМФ. В Ленинграде виндсерфинг начался на базе я/к ЛКИ. Проектированием и постройкой досок занялся В.Л.Богданов с коллективом студентов. П.Пастухов и В.Осадчий изготавливали болваны и матрицы. Уже весной 1975г Ленинградская судоверфь ВЦСПС начала делать доски из фанеры, но, стараясь уложиться в вес, регламентированный правилами (27кг), на верфи использовали слишком тонкую фанеру и сделали мачту слишком тонкостенной. Пластиковые корпуса оказались лучше. В Феодосии начали выпускать новые пустотелые доски "Мустанг". Неразборный вариант этой доски считался в те времена неплохой гоночной доской. А разборная серийная доска имеет такие паспортные данные: вес в сборе - 37,5кг, вес корпуса (без шверта) - 28кг (!).
Нельзя забыть и о Таллинских "Пагги" и Лыткаринских досках "Свеп". Появились доски, изготовленные в Польше. Тогда проводилось много Всесоюзных соревнований, собиравших огромное, по нынешним временам, количество спортсменов. Не рекордным был одновременный старт 180 человек!
В 1976г доска вошла в Олимпийскую программу. Первым Олимпийским классом стала доска "Виндгляйдер". В нашей стране вопрос решили просто - назначили национальным классом некий "Монотип", в рамки которого входил фирменный "Виндгляйдер". Было очень интересно смотреть на странную технику ведения доски на ребре, которую показывали ведущие спортсмены. Своими руками эти доски клеили весом до 12 кг. Существовало несколько матриц "Виндгляйдера", за самые быстрые корпуса шла злая подпольная борьба. Было несколько основных школ, где воспитывались лучшие спортсмены. Это Московские ЦСКА ВМФ и Водник, Ленинградский ЛКИ, Сочинский яхт-клуб. Когда начали появляться новые доски странной бутылкообразной формы, которые легко обгоняли плоские, пришлось разделить флот на два дивизиона - первый (плоские доски) и второй - круглые.
В 1988г Олимпийский класс поменялся. Им стала более современная тогда доска "Лехнер-390" (390 х 0,66 х 0,22 х 330л), принадлежащий к 2-му Дивизиону. Это очень интересная доска. Ей и сейчас нет равных по скорости на озерах, и при слабых ветрах. На ней уже присутствует все оборудование, характерное для современных длинных досок: мачтовый погон и убирающийся шверт. Несмотря на распространенное мнение о неустойчивости и сложности управления этой доски, на ней можно было ходить на море в сильный ветер и даже крутить "джайбы" - повороты с рулением ногами. На других досках 2-го дивизиона такие вещи были высшей эквилибристикой.
В 1992г произошла очередная смена Олимпийского класса. На этот раз Олимпийский комитет выбрал Mistral One Design, по которому уже до этого проводили чемпионаты мира. Это плоская доска, позволяющая достигать больших скоростей на полных курсах благодаря плоской форме днища и убирающемуся шверту. Был разрешен пампинг и олимпийский виндсерфинг стал атлетическим видом спорта.
Тем временем огромную популярность приобрел, можно сказать, другой вид спорта - Фанбординг. Другой, потому что в нем применяется совсем другая мат.часть, побеждают в соревнованиях совершенно другие спортсмены. Продажи коротких во всем мире несравненно выше, этим занимается огромное количество людей.
История РФА - ассоциации фанбординга показала, что у нас тоже возможен быстрый подъем массовости фанбординга, но ... Будем надеяться, что и у нас выстроится правильная пирамида, имеющая снизу большое количество любителей и сверху - профессионалов спортсменов и организаторов.
Но на пути к подлинной массовости, которая может переходить в массовые соревнования всех уровней тут стоит одно препятствие, вернее, стояло до последнего времени. Это невозможность использовать один инвентарь на всех уровнях подготовки. Mistral One Design избавлен от этого недостатка, но ему не хватает комфортности в сильные ветра и волну.
Сейчас МОК заинтересовался новыми направлением в виндсерфинге. Главным претендентом на участие в следующих Играх является Formula Windsurfing class. Для участия в гонках тут можно использовать только 1 корпус (без шверта) и 3 паруса. Доски, спроектированные для гонок в этом классе, имеют длину менее 280см, ширину - 80-85см и объем - 150-180л. Пампинг без ветра на них неэффективен, зато глиссировать и лавироваться они начинают уже с 5-6м/с. Очень показателен факт, что на доске начального уровня Starboard GO в 1999г был выигран Чемпионат Канады в курс-рейсе.
А.Ноздрин
В виндсерфинге с 1980г. Член сборной России в 1996г.
Двухкратный чемпион мира по зимнему виндсерфингу.
Судья Российской категории