Прежде чем сделать первые шаги на лыжах (борде) мы рекомендуем Вам получить еще несколько навыков управления кайтом. На этот раз мы будем тренироваться уже с «боевым» кайтом.
Первые самостоятельные шаги, подготовка и упаковка кайта.
Это пожалуй единственное упражнение, когда ветер не нужен. Разложите кайт с подветренной от себя стороны воздухозаборниками вверх. Чтобы ветер не начал надувать кайт раньше времени, присыпьте заднюю кромку снегом. Запомните этот прием и пользуйтесь им в реальных условиях. Придавленная задняя кромка сослужит вам хорошую службу при возможном распутывании перекрученных строп и не даст кайту «ожить» раньше времени. Размотайте стропы до полного освобождения планки. В случае подготовки кайта на льду или на земле можно использовать другой вариант поготовки кайта: кайт раскладывается не поперек ветра, а вдоль по ветру. Наветренное ухо немного подворачивается, чтобы убрать внутрь все стропы, и на внешнюю поверхность подогнутого уха, где не за что зацепиться, укладывается рюкзак или любой другой не особо тяжелый груз. Стропы разматываются и проверяются поперек ветра, а потом кайтер заходит на ветер, так чтобы угол между стропами и ветром стал меньше 45 град, и кайт поднимается. Груз, лежащий на подвернутом ухе при этом очень легко соскальзывает с крыла ни за что не цепляясь.
Как бы вам не хотелось поиграть с подготовленной к полету игрушкой, но вторая часть этого упражнения требует от вас других действий. Произведите укладку и упаковку кайта. Большинство парафойлов собираются в одной и той же последовательности. Эта процедура требует аккуратности и определенных навыков, которые позволят Вам сделать это правильно в любую погоду и в любых условиях. Намотка строп на планку производится восьмеркой, в противном случае происходит перекручивание строп. Смотанные на планку стропы откладываются в сторону для последующей укладки. Далее каждая половина кайта складывается пополам и еще раз пополам и затем, когда с каждой стороны остается по 30-40 сантиметров обе сложенные половины укладываются одна на другую. Затем стропы, намотанные на планку, кладутся поперек кайта, у задней кромки. Кайт сворачивается валиком от задней кромки к передней, чтобы воздух мог свободно выходить через воздухозаборники, и затем укладывается в мешок. Мы не пытаемся отнять ваше драгоценное время, обучая вас тому, что есть в инструкции к любому кайту, а именно упаковывать и раскладывать кайт. Все что вы научитесь делать на начальном этапе позволит Вам экономить себе время в дальнейшем, когда эти действия будут выполняться в реальных условиях и, возможно, при сильном ветре.
Всегда «больно» наблюдать за действиями кайтера, вместо катания, в одиночку, скрюченными от холода пальцами распутывающего перекрученные от неаккуратной укладки кайта стропы. Случается, что наиболее «талантливых» за этим занятием застает темнота.
Старт, посадка
Парафойлы, в отличие от балонников (надувастиков), не имеют жесткого каркаса. Для того, чтобы кайту взлететь, его надо наполнить воздухом, поэтому его стартуют обычно из центра ветрового окна. Что же нужно сделать для того чтобы поднять кайт?
Для того чтобы кайт взлетел необходимо отпустить страховочную (тормозную) стропу, если это не помогло начинаем прокачивать кайт, не сильно, пульсирующими движениями, тянем за грузовые (передние) стропы, приподнимая переднюю кромку и давая кайту наполниться набегающим потоком ветра. Не надо сильно дергать за стропы, ваша задача максимально наполнить кайт, чтобы он приобрел форму крыла, как только кайт будет готов он взлетит сам. В момент старта, когда кайт проходит зону максимальной тяги, он делает довольно сильный рывок, который может сбить вас с ног или очень сильно за собой потянуть. Будьте готовы к этому сюрпризу. Как только кайт покинет зону максимальной тяги ваше положение стабилизируется.
Для успешного катания вы в совершенстве должны научиться старту и посадке кайта. Посадить кайт можно двумя способами, потянув за страховочную перемычку или одновременно за две задние (управляющие стропы). Второй способ имеет предпочтение, так как позволяет управлять процессом срыва потока кайта и дает возможность более точно посадить кайт туда куда следует. Выполняйте старт и посадку пока не почувствуете, что вы все правильно делаете не задумываясь и можете посадить кайт туда, куда хотите.
Еще раз про пилотирование
Упражнения по пилотированию те же самые, что с пилотажным кайтом, за исключением того, что Ваш кайт способен развить гораздо больше тяги и гонять его в центре ветрового окна (зоне тяги) иногда становится проблематично стоя на одном месте, а иногда опасно. Для полного понимания что хочет от вас кайт на разных курсах движения, и как заставить его слушаться, рекомендуем вам выполнить несколько упражнений, но сначала сделаем отступление по работе над стандартными ошибками.
Классическая ошибка всех начинающих это вращение планкой управления, будто рулем. Повторим еще раз : «Господа! Это не руль……» . Ваши движения по управлению кайтом должны больше походить на тренировку каратиста(одна рука бъет другая поджата), только в кайтинге наоборот(одна рука тянет, вторую отпускаем).
Положение планки параллельно земле наиболее эргономично
Привыкайте держать планку всегда в одном положении - параллельно земле, это наиболее эргономичное положение, так как мышцы рук управляющие нагрузкой на планке наиболее работоспособны.
Важно !!! Чем ближе ваши руки будут к центру планки, тем меньше кайт будет совершать ненужных маневров. Он будет более стабилен. Если вы возьмете планку широким хватом, то любое неосторожное движение будет разворачивать кайт. Вывод: хотите, чтобы кайт совершал медленные плавные движения – берите планку ближе к середине. Хотите быстрых агрессивных движений – ближе к краям планки. Поведение любого кайта в воздухе напрямую зависит от силы ветра. Чем сильнее ветер, тем быстрее кайт реагирует на команды. Всегда принимайте это во внимание.
Чтобы не запутаться какая половина планки что тянет принят следующий стандарт: обычно левая стропа и левая половинка планки окрашены в красный цвет или имеет красные метки, вторая половина синяя, серая или белая. На начальном этапе обучения привыкайте держать планку только в этом положении. Крутить планкой при запутывании распутывании, обратном старте кайта не допускается. В случае обратного старта воздействие на кайт выполняется только стропами управления.
Обратный старт
Часто в процессе катания и просто тренировок возникает ситуация, когда кайт падает на землю воздухозаборниками вниз. Чтобы перевернуть его вам необходимо выполнить несколько не сложных действий. Переместите кайт в подветренное от Вас положение (направление строп совпадает с направлением ветра). При этом управление осуществляется только посредством управляющих (задних) строп. Та управляющая стропа, которая расположена сверху, подтягивается, что приводит к подгибанию задней кромки одной из консолей и наполнению купола. При этом кайт переворачивается и наполняется ветром. Ваш змей снова готов лететь, если уже не взмыл в небо.
В слабый ветер проделать эту операцию не всегда возможно и чтобы лишний раз не таскать кайт по земле, надежно припаркуйте планку и отправляйтесь распутывать кайт.
Квадрат.
Наметьте на тренировочной площадке воображаемый квадрат примерно пятьдесят на пятьдесят метров с одной стороной перпендикулярной направлению ветра. Для выполнения этого упражнения, вам необходимо несколько раз, пилотируя кайт, обойти вокруг всех углов вашего квадрата. Измените условие задачи повернув воображаемый квадрат на сорок пять градусов. Далее выполните это упражнение управляя кайтом одной рукой. Поменяйте руки они обе должны свободно справляться с кайтом. Особенность данного упражнения в том, что с «боевым» кайтом на ветер вы сможете идти только случае ослабления тяги, когда змей уходит в край ветрового окна ближе к 12 часам, а сдуваться по ветру, чтобы не уронить кайт, надо по несколько шагов, когда кайт проходит центр ветрового окна и его тяга максимальна.
Ванька встанька.
Это упражнение базовое для сноубордистов, но лыжникам оно тоже необходимо для лучшего понимания что такое тяга. Выполняется оно из положения сидя. Кайт в положении зенит(12 часов). Проведите кайт через зону тяги и упритесь пятками в землю так, чтобы используя его энергию вы могли встать. Если вы все выполняете правильно, то кайт сам вас поднимет на ноги. Усложним задачу. Теперь Вам из положения сидя надо поднять кайт с земли и встать на ноги.
Вертолет.
Иногда в процессе катания возникают моменты, когда необходимо раскрутить перекрученные стропы. Если крутить планку, то страховочный лиш обмотается вокруг стропы депауэра. Если раскручивать кайт с помощью кайтлупов возникает сумасшедший рост тяги, справиться с которым не всегда возможно. Чтобы выйти из этой ситуации применяется негативное вращение или вертолет. Кайт находится в положении максимально близком к зениту. Вы одной рукой тянете за управляющую стропу пока на части крыла, к которой она присоединена не возникнет срыв потока и кайт не начнет вращаться вокруг не затянутой половины. Такое вращение выполняется без возрастания тяги. Закрутив таким образом кайт в одну сторону раскрутите его аналогичным образом в другую.
Аварийная посадка (аварийный сброс тяги)
Предпосылок для ввода в действие системы аварийной посадки огромное множество, от усиления ветра до столкновения с другим кайтером на данный момент даже не будем все их перечислять. Одно можно сказать точно, что уметь пользоваться этой системой вы просто обязаны, чтобы аварийная ситуация в которую вы можете попасть не стала критичной. На рисунке ниже приведена классическая схема работы аварийной системы гашения тяги. Внимательно ее изучите (возможно на вашем кайте эта система будет работать немного по другому)

В настоящее время кайтиндустрия предлагает множество систем аварийного сброса тяги и посадки. Основной принцип действия этих систем - отцепка от кайтера или удлиннение грузовых строп и гашение кайта. Научитесь пользоваться аварийной системой на всех кайтах, с которыми вам придется иметь дело (эти системы могут быть разными).
Все без исключения страховочные системы предусматривают полную отцепку от змея. Ни один кайт не стоит вашего здоровья или жизни! Если после ввода в действие страховочной системы осталась существенная опасная тяга, освобождайтесь от кайта не задумываясь.
Сложения
Чтобы в процессе катания сложения вашего кайта не были для вас сюрпризом, научитесь их вызывать и исправлять во время пилотирования. Причина вызывающая сложение кайта одна – резкое пропадание давления внутри парафойла. Возникает это, как правило при отсутствии нагрузки на передних(грузовых) стропах. Возникнуть сложение может как из-за попадания кайта в зону турбулентной атмосферы, из-за смены направления ветра, так и в случае ошибки пилотирования. В нашем случае мы тренируемся в учебный, ровный ветер и различные сложения мы будем вызывать самостоятельно из края ветрового окна. Выведите кайт в край ветрового окна, для начала в зенит. Тяга кайта уменьшилась. Теперь сознательно дайте резкую нагрузку на грузовые стропы, например, приседанием на долю секунды и резким вставанием. Кайт после выполненных вами действий должен залететь вам за голову и «прокиснуть», а может даже завернуться в «фантик». Теперь ваша задача как можно быстрее наполнить кайт воздухом, то есть дать ему нагрузку. Если вдруг завязался «галстук» (одно из ушей кайта запуталось в сропах) вам необходимо оперативно несколько раз наполнить кайт воздухом и сорвать его. От резких перепадов давления в кайте «галстук» может расправиться. Управляйте кайтом натяжением планки и догружайте его отходя на ветер. Экспериментируйте, если вы качественно выполняли все предыдущие упражнения ваши руки и ноги уже сами должны начинать чувствовать что надо делать. Аналогично кайт надо будет расправлять и во время катания. Если вы все делаете правильно кайт наполнится не успев упасть и снова приобретет тягу. Обратите внимание на то, что в тот момент, когда кайт расправится и наполнится воздухом происходит сильный рывок, к которому надо быть готовым. Если такой рывок возникнет в процессе катания, и вы будете к нему не готовы, кайт может сбить вас с ног. Очень полезно играть кайтом в режиме змея (без лыж), вызывая складывания и «галстуки», выполняя срывы и «вертолеты». Узнайте лучше ваш кайт, и он вас не подведет!