Про то, что кайт летает в ветровом окне, вы уже не раз слышали. Давайте попробуем разобраться, что это за ветровое окно и какую роль оно играет в катании под кайтом.
Область, где кайт может летать и создавать тягу и называется ветровым окном.
Геометрически эта область выглядит, как сектор сферы с радиусом равным длине строп и ограниченный снизу поверхностью земли, а сверху и по бокам краем ветрового окна.
Опять непонятки что это за край ветрового окна? Все очень просто это граница зоны тяги кайта.
Стрелками показаны направление ветра и направления тяги кайта
Важное замечание:
Край ветрового окна - это не 90 градусов к направлению ветра. Кайт всегда летает ниже по ветру относительно райдера. Чем сильнее ветер и чем выше аэродинамические характеристики кайта, тем на больший угол он способен отклониться от направления ветра (от центра ветрового окна).
Даже в сильный ветер кайт не может летать сбоку от вас или над вами, кайт всегда чуть ниже по ветру. А если случается, что при очень сильном или порывистом ветре кайт резко выходит сильно на ветер, то после этого обычно следует падение или запутывание купола.
Зоны ветрового окна
В ветровом окне принято различать несколько зон. Для удобства их обычно изображают разными цветами:
Зона максимальной тяги расположена прямо перед кайтером в центре (на рисунке она изображена более темным цветом. В эту зону кайт направляют для создания максимально возможной тяги.
Зона средней тяги располагается следом за зоной максимальной тяги, на рисунке она светлее. В этой зоне чаще всего кайт находится в момент катания (движения райдера).
Нейтральная зона (край ветрового окна) проходит по границе сектора. На картинке она изображена белым цветом. Точку над головой райдера в нейтральной зоне принято называть «зенитом».
Такое подробное выделение зон не несет особой значимости. Вполне достаточно запомнить, что в центре окна кайт сильнее тянет и быстрее перемещается, а на краю ветрового окна тяга меньше и перемещение кайта медленнее.
Рассмотрим как и почему тяга и скорость перемещения купола меняются в зависимости от положения в ветровом окне.
Кайт тянет благодаря двум факторам:
Площадь купола. Чем ближе к центру ветрового окна купол находится, тем большая его часть «ловит» ветер, а значит, тем большая тяга вырабатывается от давления ветра на поверхность кайта.
Аэродинамические свойства крыла. Чем выше аэродинамическое качество, тем выше подъемная сила крыла. Аэродинамические качества крыла зависят от многих характеристик: форма, профиль, материал, конструкция нервюр, воздухозаборников, стропной системы и т.д. Более аэродинамичные купола могут летать дальше от центра ветрового окна, следовательно, ход против ветра на этих кайтах значительно острее, чем на обычных. Итак, как далеко кайт может уходить на ветер из центра ветрового окна зависит от его аэродинамических свойств и силы ветра.
Из аэродинамики вытекает и главное свойство кайта - создавать тягу. Чем быстрее скорость кайта, относительно набегающего потока воздуха тем сильнее тяга которую он создает.
Выводы:
● Чтобы создать тягу, надо направить кайт в центр ветрового окна, и, чем ближе к центру он пройдет (кайт не может остановиться в центре ветрового окна, он всегда движется на его край), тем больше тяги он создаст.
● Край ветрового окна проходит по дуге с радиусом равным длине строп, в любой точке этой дуги тяга кайта одинаково минимальна. Меняется только направление тяги
Для объяснения положения кайта в ветровом окне при изучении новых технических элементов в сноукайтинге принято использовать систему координат, привязанных к области, где летает кайт.
Ветровое окно делят по принципу циферблата часов, описывая положение кайта, используя значения с 9-и до 3-х часов:
Важное замечание:
Как следует из теории ветрового окна, тяга кайта минимальна по всему краю ветрового окна, а положение кайта на 12 часов удобно тем, что кайт тянет вверх и его тягу удобно компенсировать собственным весом, отходя назад (на ветер). Но также из этого положения кайт нередко может падать, сворачиваться, запутываться при изменении силы или направления ветра, когда быстро меняются границы ветрового окна, а купол как бы «залетает за голову», ведь по определению кайт может летать только ниже по ветру. Никогда не забывайте этот факт и вовремя принимайте меры чтобы затормозить кайт.
Во время вашего движения ВЕТРОВОЕ ОКНО ВСЕГДА БУДЕТ ДВИГАТЬСЯ ВМЕСТЕ С ВАМИ с такой же скоростью, как вы.