Для успешного и безопасного катания, вам нужно научиться представлять, анализировать и использовать процессы, происходящие в приземных слоях воздуха. Атмосфера невидима, и основную информацию о ее поведении мы получаем через движение воздуха - ветер. Основная причина возникновения ветра - разница давления в атмосфере. Воздух огромной рекой течет туда, где давление меньше. Отчего и почему появляется разница давления, вы можете узнать из курса метеорологии. Пока гораздо важнее разобраться в процессах, происходящих при обтекании потоком воздуха всевозможных препятствий.

При встрече с препятствием, поток воздуха действует аналогично потоку воды. Представьте камень в реке (холм на равнине). Вода (воздух) обтекает камень с разных сторон. Не сложно заметить, что по бокам поток разгоняется, а перед камнем вода немного приподнимается. Аналогично и с холмом.
Встречаясь с ним, воздух течет вокруг и через верх холма. Движение воздуха вверх, параллельно склону, создает динамический восходящий поток. Нарисунке он обозначен, как зона парения. Его-то и используют для парения птицы и планеристы. Сила потока сильно зависит от крутизны, ширины и других параметров склона. Узкий острый холм практически не создает восходящего потока, а длинный хребет работает как плотина и, перебрасывая через себя массу воздуха, создает мощный восходящий поток. Для нас лучше избегать таких зон. Динамические потоки могут спровоцировать высокие прыжки. Вы и не заметите как земля уйдет у вас из под ног.

Из-за своей инерции вода не может безотрывно обтекать камень, а отрываясь, бурлит, кипит, скручивается в вихри. Примерно тоже самое происходит и с воздухом за препятствием. Вихревое, хаотическое движение воздуха называется турбулентностью, а устойчивые вихри за препятствиями величают роторами.
При наличии ветра, любое препятствие становится источником турбулентности. Чем острее, грубее кромки и края препятствия, тем сильнее турбулентность. Мы можем почувствовать эти роторы от препятствий в виде порывов ветра разной силы, и резких частых смен направления ветра, иногда на достаточно большой угол.
Многие кайтеры испытывали эффекты турбулентности на себе и своем кайте, иногда, как внезапные рывки огромной силы, или полные срывы кайта, когда ветер поворачивает на 180 градусов за одну секунду. Для нас очевидно, лучше избегать таких зон.
На протяженность зоны турбулентности влияет много факторов. Например, легкий ветер, обтекая препятствие с достаточно ровной (без углов) поверхностью может просто слегка изменять свое направление. На рисунке показан опыт с «колдуном» поэкспериментируйте сами, чтобы понять, как все это выглядит.
Увеличение силы ветра в два раза увеличивает турбулентность квадратично - в четыре раза. Представьте разницу между спокойной речкой и буйным горным потоком, и вы поймете, почему опасно катание в сильный «рваный» ветер.
Места усиления ветра.При катании очень полезно знать места, где ветер способен усиливаться. Прежде всего это вершины склонов и края холмов. Там поток воздуха разгоняется до максимальной скорости. Если в хребте есть сквозной проход (овраг), то воздух устремляется по нему, существенно ускоряясь, В узких ущельях срабатывает эффект Вентури, и низовой ветер может быть значительно сильнее верхового. Представьте себе шланг, у которого немного сжали конец. Через этот конец проходит то же самое количество воды за одинаковый промежуток времени, но через более узкое отверстие. Так что по законам физики, вода ускоряется. Именно это и есть эффект Вентури. Для нас знание и понимание этого эффекта позволяет наиболее оптимально спланировать маршрут катания.
Говорить об аэрологии можно бесконечно. Есть много книг и сайтов, где вы можете продолжить изучение этой темы, так что не пожалейте времени, и пусть будет ваш ветер ровным!
СИЛА ВЕТРА
Планируя выезд, нелишним будет поинтересоваться прогнозом погоды. Информация о силе ветра является принципиально важной при выборе кайта, если у Вас их более одного. Для тех у кого только один кайт эта информация еще важнее так как позволяет определить целесообразность выезда для катания.
Определение силы ветра по косвенным оценкам субъективно. Оно зависит не только от опыта (например, шторм для моряка и для пассажира разный), но так же от психологического состояния человека в определенный момент времени (например, сложно точно определить силу ветра в момент его напряженного ожидания). Поэтому лучше всего использовать специальный прибор – анемометр, которому обычно субъективность оценки несвойственна.
Если прибора нет и покупать его накладно можно пользоваться нижеприведенной таблицей для определения силы ветра.
Упрощенная шкала Бофорта для визуальной оценки силы ветра на суше
Сила ветра |
Скорость ветра |
Признаки для определения силы ветра, действия кайтера |
Баллы |
Словесная характеристика |
м/с |
узлы |
Действие ветра |
Что делать ? |
0 |
Штиль |
0 - 0.5
(0) |
0 - 1
(0) |
Движение воздуха совершенно не ощущается. Дым поднимается отвесно или почти отвесно; колдун неподвижен |
Едем на ближайшую горнолыжку и получаем удовольствие там. |
1 |
Тихий |
0.6 - 1.7
(1) |
1 - 3
(2) |
Ветер едва ощущается как лёгкое дуновение, и то лишь временами. Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра, сухие травинки не колышутся. |
Возможно развитие ситуации, но вероятность маленькая. Жарим на берегу шашлыки или едем на гору, как в пункте выше. |
2 |
Лёгкий |
1.8 - 3.3
(2.5) |
3.5 - 6.4
(5) |
Ветер ощущается как непрерывный лёгкий поток воздуха, слегка колеблются флаги и начинают колыхаться сухая трава и тонкие ветки на деревьях. |
Самая лучшая погода для знакомства с кайтом, и выполнения начальных упражнений. Особо жаждущим можно и покататься, но тяги будет мало. |
3 |
Слабый |
3.4 - 5.2
(4.5) |
6.6 - 10.1
(9) |
Ветер развевает флаги и вымпелы. Дым вытягивается по ветру. Тонкие ветви деревьев постоянно колышутся. Вытягивается и распрямляется «колдун» |
Самый комфортный ветер для катания. |
4 |
Умеренный |
5.3 - 7.4
(6.5) |
10.3 - 14.4
(13) |
Ветер приводит в движение средние ветви деревьев, начинается поземка. |
Ветер комфортный для катания, но для первых проб кайта может оказаться много. |
5 |
Свежий |
7.5 - 9.8
(8.5) |
14.6 - 19.0
(17) |
Вытягиваются и полощутся большие флаги. Ветер переносит лёгкие предметы. Качаются ветви и тонкие стволы деревьев. По земле сплошная поземка. |
Новички сидят на берегу или дома - опытные продолжают получать удовольствие от катания. |
6 |
Сильный |
9.9 - 12.4
(11) |
19.2 - 24.1
(22) |
Начинают гудеть провода |
Опытные райдеры берут кайты меньших площадей. |
7 |
Крепкий |
12.5 - 15.2
(14) |
24.3 - 29.5
(27) |
Слышится свист ветра около всех построек и сооружений. Возникают затруднения в ходьбе потив ветра. |
Предельный ветер для катания, даже на кайтах маленькой площади. |
8 |
Очень крепкий |
15.3 - 18.2
(17) |
29.7 - 35.4
(33) |
Качаются большие деревья, ломаются тонкие ветви и сухие сучья. Движение против ветра требует затраты усилий |
Сидим дома и ждем подходящего прогноза погоды. |
Кататься в ветер больше 15-18 метров в секунду крайне не рекомендуется. |
Если у Вас нет информации о скорости ветра, а самостоятельно Вы затрудняетесь ее оценить, рекомендуем сразу не рисковать. Понаблюдайте за катающимися. Постарайтесь оценить уровень их катания, сопоставьте площади их кайтов и своего. Спросите у более опытных райдеров о ветровой обстановке и целесообразности вашего выхода на лед. Вероятнее всего, если вам на лед выходить не стоит вам об этом однозначно заявят, возможно не совсем этичными терминами. Вы решили кататься? Отлично. Очень аккуратно выводите кайт в зенит и удерживайте его в этом положении некоторое время. Если кайт находясь в зените периодически отрывает вас от земли откажитесь от катания.
Во время катания постоянно следите за изменениями погоды. Акцентируем внимание на снежных(темных) тучах. Даже если не будет снежного заряда из под тучи может дунуть так, что мало не покажется ни профикам и чайникам. Никому сладко не будет. Вы наблюдали летом перед грозой микросмерчи, резкие усиления ветра в непонятных направлениях. То же самое происходит и зимой, когда подходит мощное облако с осадками. Комфортный ветер за несколько минут может превратиться в шторм. Если вовремя не свалить или хотя-бы не припарковать кайт последствия могут быть очень неприятными. Самое интересное, что в случае с облаками порыв ветра может так же быстро закончиться, как начаться и любые прогнозы погоды в этом случае бессильны. Этот факт надо знать и просто быть всегда к нему готовым. Мгновенно за секунду комфортный ветер в ураган не превращается всегда есть время сообразить, что что-то здесь не то и пора “сматывать удочки”.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА
Для того, чтобы эффективно кататься, вы должны научиться безошибочно определять направление ветра.
Чтобы определить откуда дует ветер, существует несколько способов:
● Необходимо встать к ветру лицом и расставить руки в стороны. Чувствительной кожей лица и за счет давления на руки, можно точно установить направление. Поток воздуха должен быть в спину, это специфика данного вида спорта. После определения направления, найдите ориентиры, которые вам будут напоминать о направлении ветра.
● Развевающиеся на ветру флаги, ветроуказатели («колдуны») безошибочно указывают направление.
● Если вы точно стоите спиной или лицом к ветру, шум в ушах должен быть равномерным.
● Сам кайт является неплохим указателем направления ветра. Когда кайт находится в зените, он стремится принять положение воздухозаборниками на ветер. Если кайт свернулся и падает, то он обязательно дрейфует по направлению ветра, и в конечном итоге примет положение в центре ветрового окна.
Следить за направлением ветра надо постоянно, так как в разных районах местности ветер может дуть по-разному. От данного обстоятельства зависит то, с какой скоростью вы едете и едете ли вообще. При правильном восприятии направления ветра вы уже не ошибетесь с определением границ ветрового окна.
Для того чтобы стать друзьями очень важно понимание. Поймите ветер и только тогда он вам будет служить.