Подготовка кайта к пилотированию
Так или иначе, в ваших руках оказался кайт и его хочется опробовать в деле. Когда-то всё бывает впервые, попробуем разобраться с этой напастью...
На улице лёгкий ветерок (2-4 м/с) – это первое оптимальное условие, чтобы правильно познакомиться с пилотированием буксировочного змея. Нам нужна просторная площадка без препятствий, например, большое открытое поле или водохранилище. Самое лучшее место для экспериментов с кайтом, если ветру ничего не мешает на его пути. Держитесь подальше от различных препятствий (плотина ГЭС, высокий берег, деревья, дома), которые делают движущийся воздух порывистым. Кайт в таких условиях будет швырять из стороны в сторону и даже складывать в полёте – управлять им будет трудно, да и удовольствие от самого процесса в этом случае сомнительное.
Итак, извлекаем кайт из рюкзачка и верхней поверхностью раскладываем на снегу: наветренная задняя кромка перпендикулярна ветру, купольные стропы лежат сверху крыла.
Фиксация кайта
Если у вас есть помощник – пусть придержит крыло, встав позади него по ветру, кайт окутает временное препятствие и никуда до поры до времени не денется. Если помочь некому, то немного придётся повозиться с подготовкой. Змей очень лёгкий и скользкий на снегу, ветер постоянно поднимает и сворачивает его, стропы путаются, хаос, да и только – надо чем-то временно придавить крыло. Самое подручное, что может быть вокруг – это рыхлый снег (летом песок) или что-то иное. Если кайт маленького размера, то достаточно присыпать в нескольких местах заднюю кромку, а если крыло большое – сколько снега надо нагрести? Явно немало...
В этом случае можно использовать самый надёжный способ: разложить кайт длинной стороной вдоль по ветру и присыпать снегом его наветренное ушко, незафиксированная часть будет спокойно лежать. Забегая вперёд можно отметить, что и укладку змея после катания удобней проводить этим же способом, придавив наветренное ушко рюкзачком или снегом. Зафиксировали крыло, после этого можно разбирать стропы.
Проверка строп
Сначала проверим купольные каскады. Слегка потянем за основные поводки, удостоверимся в их нормальном разделении на две половины между собой и рядами. Все узлы надо распутать. Здесь всё хорошо – продолжим дальше.
Аккуратно, не натягивая купольных строп, отходим назад против ветра и неспешно раздаём жгут основных строп, одновременно разделяя их парами и между собой. Любые узлы, скрутки и петли на стропах – зацепы за грунт – стараемся сразу устранить. Добрались до ручек, вынули их из чехла и окончательно проверили отсутствие перехлёста основных строп.
Иногда полезно использовать иную последовательность подготовки змея, особенно, если ветер сильный, место голое и придавить его нечем. Крыло вынимается из рюкзачка в последнюю очередь, после того как полностью распущены и закреплены основные стропы.
Чтобы кайт самопроизвольно не взлетел, когда вы его распутываете, надёжно закрепите на заснеженной поверхности ваши лыжи (сноуборд) и заведите за крепления ручки со стропами. Обязательно проследите, чтобы несущие стропы были полностью отданы, а управляющие подтянуты.
Освоив начальные азы пилотирования, в сильный ветер стартовую подготовку проще проводить в закрытом (маловетреном) месте, например, за мысом или иным препятствием. Оттуда можно легко самостоятельно стартовать и возвращаться для отдыха или уборки змея.
Частное замечание
На иркутском водохранилище в районе плотины ГЭС хорошими стартовыми и финишными "карманами" при юго-восточном ветре являются заливы противоположных сторон плотины – бухта Стартовая у ледокола "Ангара" и залив Управления ГЭС. При северо-западном ветре благоприятное ближайшее место – Чертугеевский залив у пристани "Ракета".
Ширина водохранилища между противоположными карманами около 2,5 км. В сильно ветреную погоду эта дистанция является достаточно хорошей физической нагрузкой, поэтому отдых в укрытом месте может быть полезен не только для новичка.
Важный нюанс: пересекая водохранилище, всегда объезжайте с запасом полынью открытой воды у плотинного створа. В последние две зимы появились новые травмоопасные препятствия в виде ледовых ступенек-припаев на входах в заливы и протяжённый торос, идущий от створной полыньи плотины. На первых выездах внимательно изучите состояние акватории, и только после этого зажигайте на всю катушку.
Старт кайта
Кайт к старту готов. Он лежит на снегу прямо по линии ветра от вас. Чтобы произвести старт, достаточно потянуть ручками несущие (верхние) стропы на себя, а управляющие (нижние) полностью отпустить (как правильно брать ручки см. на фото в статье "Зимний кайтинг").
В слабый ветер придётся сделать несколько рывковых движений на себя (пампинг), чтобы крыло смогло наполниться воздухом и взлететь. Будьте готовы к резкому рывку взлетающего кайта, и чем ветер сильнее, тем рывок будет мощнее. Держите ручки покрепче, активно упритесь ногами в снежную поверхность и амортизируйте тяговый импульс. Возможно, придётся проехать ногами юзом в сторону тянущих строп, пока змей зависнет над вашей головой. Там его тяга существенно уменьшится и будет направлена вверх. Уздечку, связывающую ручки, лучше накинуть на ролик трапеции. Теперь вес вашего тела компенсирует направленную вертикально вверх тягу, а разгруженные руки спокойно управляют полётом.
Процедура старта планочного кайта немного отличается, а пилот должен быть более аккуратен. Проблема в том, что на планочных кайтах соединение чикен-петли с крюком трапеции необходимо сделать ещё до взлёта. Представьте, что может быть с пилотом, если от рывка в момент старта он поскользнулся на снегу? Его неизбежно протащит волоком, пока он сможет что-то предпринять. Другая фишка при старте планочника в слабоветрие – простое дёрганье планки на себя может и не запустить крыло. В этом случае уверенный взлёт возможен только после кратковременного натяжения пары передних несущих строп, которые обычно проходят через центр планки. В момент взлёта планка должна быть полностью отдана от себя.
Посадка
Если равномерно затянуть обе стропы управления и удерживать их в этом положении, то крыло совершит посадку на снег в исходное положение. Полностью затянутые управляющие и отданные несущие стропы – это основа самостраховки, предотвращающей самопроизвольный старт "ручечного" кайта. Для продолжительного удержания кайта на снегу у большинства моделей на ручках, в местах крепления управляющих строп, имеются небольшие петли, которые накидывают на ролик и руки освобождаются.
В планочных змеях для посадки обычно используют этот же принцип – резкое увеличения угла атаки крыла, только сделать это можно двумя разными способами: либо затянув задние стропы, либо отдав передние. Здесь возможны вариации, поэтому способ посадки конкретного планочного кайта надо смотреть в инструкции производителя.
Аварийная посадка
В ситуациях, когда теряется контроль над змеем или что-то угрожает вам, достаточно просто отпустить ручки. Разумеется, уздечка предварительно должна быть скинута с ролика. Нагрузка на стропах моментально исчезнет и змей упадёт на снег.
Экстренная посадка планочных кайтов имеет свои особенности, продиктованные конкретной системой безопасности данной модели: обычно необходимо расчековать чикен-петлю, закреплённую на крюке трапеции, и отпустить планку. После экстренной посадки предстоит распутывание строп и крыла.
Ветровое окно
Буксировочный кайт перемещается в полёте довольно специфично, он находится у вас на привязи в пространстве полусферы с подветренной стороны. Передача тягового усилия и управление его полётом происходит, благодаря натянутым стропам. Все элементы системы работают на растяжение, вектор тяги направлен в сторону крыла.
Вся подветренная полусфера, радиус которой описывают натянутые стропы, где летает кайт и создаёт тягу, называется
ветровым окном.
Зона, лежащая полукругом у границы ветрового окна, называется
нейтральной зоной (приграничная область слабой тяги). Непосредственно над головой находится нейтральная позиция –
зенит, это самая крайняя верхняя точка ветрового окна. С двух противоположных сторон от пилота, на стыке границы окна и поверхности земли, находятся, соответственно, правый и левый
край окна. Внутри окна расположена
зона тяги. Внутри зоны тяги различают области средней, сильной и очень сильной тяги, которые имеют свои условные границы.
В зависимости от силы ветра, ветровое окно может менять свои границы.
При среднем (4-6 м/с) и сильном ветре энергии воздушного потока вполне достаточно для создания значительной тяги. В этом случае описываемая дуга границы ветрового окна обычно лишь немного не совпадает с вертикальной плоскостью проходящей над головой пилота.
В слабый ветер (2-3 м/с) размер полусферы окна существенно уменьшается, граница окна отдаляется от пилота дальше по ветру, полезная тяга значительно падает. В критический момент при дальнейшем ослаблении ветра, когда полётная скорость переходит некий минимальный предел, на поверхности оболочки происходит срыв обтекающего воздушного потока, крыло теряет свою форму и полёт прекращается.
Для катания в маловетрие требуется согласованное управление крылом и лыжами (бордом). Чтобы выжать из мизерной энергии слабого ветра хоть что-то ощутимое, используют самые большие по площади кайты, которые особым образом пилотируют внутри сократившегося окна. Если крыло циклически перемещать между разными областями в зоне тяги, то это приведёт к увеличению полётной скорости и даст дополнительный прирост тяги. Пилотажными фигурами в этом случае могут быть синусоиды различной амплитуды, вертикальные петли-интегралы, горизонтальные восьмёрки-бесконечности. При подобных манипуляциях создаваемая тяга будет иметь импульсный характер. Её усиления и ослабления необходимо компенсировать подруливанием лыж или борда, соответственно, увеличивая или уменьшая закантовку. В результате оставляемый на снегу след вместо обычной прямой линии будет выглядеть волнообразной змейкой.
"динамический" разворот – аналог парусного поворота фордевинд.