МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - КАЙТИНГ
Теория
История.
Понятия, терминология.
Типы кайтов, конструкционные отличия.
Принцип работы кайта, управление.
Ветровое окно.
Метеоусловия. Сила и направление ветра.
Теория - смотрите "Рекомендуемые материалы " в разделе Учебник кайт
Выбор места для обучения и меры безопасности.
Я всегда достаточно серьезно подхожу к вопросам безопасности и слежу за этим, поэтому во время обучения никаких проблем не возникает. Сложности иногда начинаются на том этапе, когда человек уже лишен бдительной опеки инструктора и по незнанию или окрыленный азартом скорости начинает делать опасные вещи. Поэтому имеет смысл сразу научить правильно выбирать место и условия для катания. Начинать кататься самостоятельно имеет смысл в местах уже проверенных другими кайтерами и пригодными для обучения. Я обычно рассказываю о таких местах и советую начинать кататься там, если не под присмотром, то по крайней мере рядом с более опытными кайтерами. Каждое из таких мест имеет свои особенности и потенциально опасные места и об этом обязательно следует рассказать. На водоемах зимой это места, где поверхность льда разрушена (судоходные фарватеры, промоины в местах впадения рек и т п ). Летом это подводные камни, топляки, рыболовные сети и т п. В полях это ЛЭП, ирригационные системы и занесенные снегом детали сельхозтехники. Начинать самостоятельно кататься имеет смысл не в одиночку, а в компании, пусть даже только еще одного человека. Следует научить также правильно выбирать направление и силу ветра. Я предпочитаю вариант "слабый ветер-большой кайт" варианту "ветер сильный-кайт маленькой площади". Большой кайт "спокойнее" и проще в освоении.
Дальнейший текст описывает именно этот вариант.
Практика на суше с кайтом
Подготовка парафойла к запуску
Перед распаковкой кайта следует определить направление ветра и раскладывать кайт и разматывать стропы в соответствии с ним. Необходимо научить делать это правильно. Необходимо научить проверять при этом правильность взаиморасположения строп и научить их распутывать. Кайт укладывается воздухозаборниками вверх, задняя кромка может присыпаться снегом (летом - песком) или сам кайт будет держать помощник и помогать при его запуске (и то и другое не является необходимым при слабом ветре).
Запуск.
Инструктор запускает кайт и выводит его в зенит.
Ветровое окно.
Инструктор демонстрирует при помощи кайта край ветрового окна и поведение кайта при достижении его. Для объяснений теории я использую простую модель окна - мячик, разрезанный на несколько частей.
Управление кайтом
Инструктор демонстрирует управление кайтом при помощи передних строп, обращая внимание на некоторое западывание реакции кайта на управляющее воздействие. Инструктор демонстрирует посадку кайта при помощи строп управления. После этого ручки управления передаются обучаемому. Обучаемый должен освоить запуск, посадку, управление с помощью передних строп и переворот кайта, упавшего передней кромкой вниз.
Затем инструктор демонстрирует управление кайтом при помощи дополнительного воздействия строп управления и все варианы управления - передними, задними и их совместным действием. Важно с самого начала акцентировать внимание на "восьмерке" - непрерывном изменении положения кайта относительно потока воздуха. Этап пилотирования считается законченным, когда обучаемый добился контроля над движением кайта.
Движение.
В зависимости от выбранного оборудования (лыжи или сноуборд, багги или маунтинборд), запуск кайта производится или самостоятельно (что легче сделать на лыжах, чем на сноуборде) или с помощью инструктора. Старт на лыжах производиться по ветру из положения плуга. Я считаю необходимым начать обучение с галфвинда в сочетании с движением кайта по синусоиде.
Вначале это следует освоить передвигаясь пешком, без использования лыж/маунтинборда.
Использование трапеции на первом этапе скорее нежелательно. Для освоения движения на маунтинборде следует расстегнуть ножные петли. Статичное положение кайта является более сложным в освоении и обычно приводит к выходу кайта из ветрового окна. Кроме того, движение кайта по синусоиде позволяет дозировать тягу, "черпая" ее по мере необходимости. Движение кайта по синусоиде обычно автоматически подводит обучаемого к освоению статичного. Следует обратить внимание на взаимосвязь между курсом движения и положением/тягой кайта. Особое внимание стоит уделить теории и особенно нужно рассказать про вымпельный ветер, т к именно незнание и неучет его и приводит чаще всего у начинающих к падению кайта. Во время движения инструктор страхует обучаемого за ручку трапеции, кайт на трапецию не цепляют.
Следующим этапом является освоение поворота.
Последовательность освоения курсов (галфвинд, бейдевинд, фордевинд, бакштаг) соответствует нарастанию сложности в освоении, это аналогично методике обучения виндсерфингу.
Катание на суше.
Обучение катанию в более сильный ветер можно считать вторым этапом обучения кайтингу. Следует освоить подъем кайта по краю ветрового окна и действиям при запутывании кайта (продевание ушей, "фантик"). Подъем и опускание кайта-парафойла по краю ветрового окна необходимо освоить перед началом обучения на воде и использовании надувного кайта.
Имитация старта из воды.
Обучение старту из воды проводится его имитацией на суше. Вначале отрабатывается мах кайтом при пилотировании, потом мах со вставанием из положения лежа.

Отличия вышеперечисленного от программы Level 1 IKO:
1.На суше не используется пилотажка
Парафойл нормального размера (~5м) при соответствующем ветре лучше пилотажки имитирует надувастик.
2.Парафойл с управлением на ручках.
Планка сложнее для начинающего, т к управляет кайтом хуже.
3.Трапеция на суше не используется.
4.Движение на кайте по воде вначале отрабатывается на суше пешком, затем на маунтинборде со страховкой инструктором
5.Самостоятельный запуск кайта на суше без ассистента не делается (Level 1 Е1).
Это, мне кажется и не нужно и опасно на этом этапе. Даже со страховкой 2 инструкторов (один страхует кайт, второй самого обучаемого). Второй минус - это будет провоцировать человека потом кататься в одиночку, поднимая кайт самостоятельно в безлюдных местах. Думаю, что начинающему нужно твердо внушить, что он должен кататся на освоенных спотах и не должен запускать кайт самостоятельно.
6.Самоспасение на глубокой воде на реально глубокой воде не отрабатывается, сложно обеспечить безопасность.
Надувной кайт.Теория
Конструкция
Подготовка к запуску.
Безопасность. Экстренные ситуации
Расхождение
При расхождении кайтсерферов на воде подветренный (идущий ниже по ветру) должен опустить свой кайт к воде, а наветренный (идущий выше по ветру) поднять кайт вверх, с целью максимально развести кайты в воздухе. Эти действия производятся заранее и демонстративно чтобы другая сторона была уверена в ваших адекватных действиях.
При встречных курсах уступает дорогу (проходит ниже по ветру) тот кто идёт левым галсом. Кайт ставит ниже тот кто идёт ниже по ветру, тот кто идёт левым галсом. Соответственно тот кто идёт правым галсом ставит кайт выше. Левым галсом идёт тот у кого ведущая √ левая нога/рука при обычной стойке.
Вы обязаны уступить дорогу тому, кто отходит от берега.
Катающийся по волнам имеет преимущество
Перед маневром необходимо посмотреть за спину. Если кто-то пристроился к вам в хвост, вы не имеете права на разворот во избежание столкновения. Если человек позади вас не слезает с хвоста и загоняет вас в берег, в открытое море, на риф, в камыши или на камни - выходите на берег, в камыши, если это не риф или камни и выход безопасен. Если безопасного выхода нет, то остановитесь, поставив кайт в безопасную нейтральную зону на 12 часов и будьте готовы отстрелить кайт если человек позади вас продолжает вас в упор не замечать и столкновение неизбежно.
При движении в одинаковом направлении быстрый кайтер уступает дорогу медленному.
Теория - смотрите "Рекомендуемые материалы " в разделе Учебник
Запуск кайта-Управление-Теория водного старта
Иллюстрируется на примере катающихся на споте или используется видео.
Надувной кайт.Практика
Запуск с воды
Работа страховки и триммера
Бодидраг в галфвинд с управлением 2 руками
Бодидраг в галфвинд с управлением одной рукой
Бодидраг на ветер с управлением одной рукой
"Бодидраг" на ветер в положении лежа на доске (возможное вспомогательное упражнение)
Самоспасение
Обнаружение и вылавливание доски при помощи бодидрага
Поддержание стартового положения
Старт с воды - имитация.
Имитация старта с бодидрагом по ветру
Старт с воды
Движение
Приведение и уваливание для сохранения тяги на порывах и общего направления движения.
Старт с воды другим галсом
Отличия вышеперечисленного от программы Level 2 IKO:
1.Бодидраг вниз по ветру НЕ отрабатывается сам по себе.
2.Работа страховки и триммера изучается на практике ДО начала бодидрага, а никак не после, в Level 2 IKO почему-то это самый последний этап, а не самый первый. Сборка кайта самостоятельно по IKO это I-2, но лучше этому учить раньше!
3.Самоспасение на глубокой воде на реально глубокой воде не отрабатывается, сложно обеспечить безопасность. Используется мель.
4.На всех этапах обучения обучающиеся СРАЗУ используют динамическое управление кайтом (махи кайтом в движении это Level3) При обучении по IKO все происходит наоборот.
5.Поиск доски должен быть освоен на 2, а не на 3 этапе.
Третий этап - самостоятельное катание
Управление тягой кайта курсом доски, положением кайта, триммером, динамикой управления
Остановка подъемом кайта
Остановка торможением доской и изменением курса
Старт другим галсом после остановки
Простой поворот (движение-остановка-старт другим галсом)
Простой поворот без остановки
Движение против ветра
Тут особенно нечего комментировать.
Отличия вышеперечисленного от программы Level 3 IKO:
1.На этом этапе обучающиеся переходят от динамического управление кайтом (махи кайтом в движении) к катанию при стабильном положении кайта. При обучении по IKO все происходит наоборот.
2.В рамках первоначального курса обучение простейшим прыжкам плохо вписывается по времени. По IKO вначале осваивают свитч, а потом прыжки, но проще наоборот, кроме того, свитч не особо нужен на первых порах.
3.По IKO на 3 этапе надо знать правила расхождения на воде, это стоит изучить ДО выхода на воду! Вход и выход на воду уже регламентируется правилами преимущества и это надо рассказать сразу!