Запорожская сечь возникла после унии 1569, когда все недовольные Польшей селились на лесистых островах Днепра. Жили военной добычей, охотой, рыбной ловлей, воевали против татар, русских, поляков. Это была самостоятельная военная организация, главнокомандующего /кошевого атамана/ выбирали на совете /раде/, войска делились на курени, имевшие свою администрацию, выбиравшуюся на год, общие жилища и стол. Женщинам в Сечь доступа не было. С XVII ст. запорожцы делали опустошительные набеги в польские области. При Хмельницком вместе с Малороссией покорились Москве, но сохраняли самоуправление. При Петре I Сечь была разрушена в отместку за измену гетмана Мазепы. Запорожцы приютились в Алешках до разрешения императрицы Анны вернуться на прежние места, причем они должны были подчиняться губернатору. Манифест 1775 года объявил уничтожение Запорожского войска. Часть его ушла в Турцию, оставшиеся перешли в "Черноморское войско".
На острове Хортица, строится историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Территория комплекса, разделена на две части — Большой и Малый коши. В первом - казачьей крепости – находятся реконструированные жилища рядовых запорожцев - курени, сечевая церковь, посвященная Покрове Пресвятой Богородицы, дом кошевого атамана, канцелярия, школа и цейхгауз - пушкарня. Малый кош - торгово-ремесленное предместье «Сечи»: кузница, мастерская гончара, действующая корчма и «Грецька хата» - дом для приема посольств, прибывающих на Сечь. Комплекс окружен фортификационными сооружениями. Это рвы, валы с частоколом и башни. Недалеко от историко-культурного комплекса располагается уникальный «Конный театр запорожских казаков», представления которого пользуются большой популярностью! Это невероятное впечатление, будто переносишься в эпоху казачества – славные времена Запорожской Сечи. Становится ясно, что не зря с казаками считались и российские императоры, и польская шляхта и шведы. Мастерство, сила и ловкость убеждают в этом окончательно и бесповоротно.
В былые времена Сечь славилась казаками-характерниками /казацкие маги/. Многое умели запорожские характерники и раны врачевать, и мертвых на ноги ставить и от пуль заговаривать. Особенно много сказаний о казацком ватаге Иване Сирко, он-де был превеликий колдун, за невероятную силу и живучесть турки прозвали его шайтаном. В легендах часто упоминается про «обманку», если казацкий отряд не желал вступать в бой с противниками, то они спешившись завязывали морды коням, чтоб те не издавали звуков, а характерник тем временем втыкал вокруг них колья, получалась импровизированная изгородь – и каким-то неизвестным образом характерники внушали врагам, что перед ними рощица, мимо которой следует как можно быстрей проехать, что и происходило. Что из всего вышесказанного правда, а что лишь красивая легенда сейчас уже сложно сказать, казаки старались как можно меньше оставлять о себе информации. Самое сокровенное оставалось скрытым от посторонних глаз. Помимо Сечи в Запорожье есть множество природно-исторических объектов. «Казацкая миска» - выемка в скале, в которой якобы в знойные дни казаки варили галушки. «Дурная Скала» - место где наказывали казаков за провинности. «Сечевые ворота» - урочище между скалами, где, по преданию переворачивали лодки запорожских казаков. «Черная Скала» - существует легенда, что в 972 г. в битве с печенегами на ней погиб киевский князь Святослав. «Змеиная пещера», где якобы запорожцы прятали сокровища.