Две вершины ближнего запада
Дата: 31/12/2006
Тема: Горный экстрим




Часть первая, мотоциклетная

Два года назад мы вместе c Григорием Гуменным и Иваном Ксенофонтовым участвовали в мотопокорении высшей точки Европы – горы Эльбрус. Григорий, талантливый инженер с Украины, внес тогда большой вклад в создание «горновосходительного» полноприводного мотоцикла. После той эпопеи тяга к конструированию у него только усилилась. В результате весной этого года на свет появился очередной оригинальный аппарат с колесной формулой 2х2. Надо же его испытать в условиях реального бездорожья! Сложность заключалась в том, что мотоцикл был собран в единственном экземпляре, причем «из того, что было», и, конечно, не имел соответствующих регистрационных документов. То есть ездить на нем пока можно только по горам и лесу, транспортируя по дорогам общего пользования на прицепе. Поэтому и появилась идея «поломать мотик в Карпатах», как выразился сам Гриша. «Почему бы и нет?» – решили мы.

Украинсая Фудзи

В качестве объекта покорения выбрали гору Говерлу – высшую точку Украины, гордость нации. Ее высота составляет 2061 метр. Ежегодно на вершину поднимаются тысячи паломников и туристов. Регулярно совершает восхождения на Говерлу президент страны Виктор Ющенко. Более чем достойная цель, особенно учитывая достаточно удобные подъезды к горе, сложный рельеф ее склонов, да и то, что на мотоцикле там никто еще не был.

Пилотом экспериментального мотоцикла согласился стать украинский путешественник, мастер спорта по спортивному туризму Роман Мартынюк. На его счету огромное количество походов, первое в истории СССР кругосветное путешествие на мотоцикле, пробег через страну до Тихого океана, совершенный недавно трансазиатский вояж. Кстати, он уже пытался однажды заехать на Говерлу, но безуспешно. «ИЖа» тогда разобрали и внесли на вершину по частям: отдельно раму, колеса и двигатель. Сейчас появилась возможность «свести счеты» с горой. Роман настроен серьезно, но советует не обольщаться: «Въехать шансов немного, идет уже вторая неделя октября – скорее всего, будет туман, а возможно, и снег, а подъем очень крутой».


Тропой президента

Чтобы попасть к подножию Говерлы, нужно переехать Карпатский хребет через Яблоницкий перевал (931 м). Последний населенный пункт – село Лозещина. Миновав кордон, оказываемся на территории Карпатского заповедника. Базируемся в предоставленном егерями большом двухэтажном доме лесника. Всего в команде 13 человек. Мистика какая-то: на Эльбрусе наc было 13, и на Алтае в «Биосфере» в этом году - тоже, и у Ивана в сентябрьской экспедиции по пустыням… Невольно вспоминается близость Карпат к Трансильвании, граф Дракула и вампиры... А может, ничего, обойдется?

Утром двинулись дорогой, по которой ходил президент Украины. Роман пытается освоить непривычную пока технику. Неоднократно падает, причем один раз, форсируя речку. Иван неспешно тарахтит на «Баксане» – полноприводном мотоцикле с колесами от ATV. Благодаря низкой посадке на нем очень удобно опираться ногами и передвигаться на малой скорости, тщательно выбирая траекторию движения. Группа поддержки, навьюченная походным снаряжением, инструментами и едой (в том числе обязательные сало, цибуля и горилка!), тащится рядом с мотоциклистами.


Вперед и вверх

Однако основное препятствие для мотоциклов не крутизна, а глубоко проточенные ручьями колеи. Вроде бы удобно ехать именно по промоинам, но в них периодически встречаются камни и бревна. Можно двигаться и поверху, правда, так намного страшнее – не на что опираться ногам, да и «дорожка» часто становится не шире доски от забора. Ну и, само собой, нельзя останавливаться – на таком склоне тронуться непросто…

Поднявшись выше леса, впервые увидели во всей красе нашу цель. Много раз бывал в горах, но никак не ожидал, что Карпаты окажутся такими крутыми! Облака плывут ниже вершины, снега на горе нет, и команда рвется в бой, пока погода благоприятствует…

Работа продолжалась до темноты. Когда стало совсем ничего не видно, оставили мотоциклы на тропе и спустились чуть ниже, в домики летнего стойбища. Есть крыша над головой, лежак, стол и очаг – отличное место для лагеря. Что еще надо после тяжелого дня?


Счастливое число

В горах погода меняется молниеносно. Вроде только что пригревало солнце, но задул ветер, побежали облака, и вот уже все затянуто. Откуда-то сбоку сыпет не то снег, не то дождь. А тут еще много раз помянутое всуе несчастливое число. Кто-нибудь знает приметы хорошей погоды? И какой, кстати, день сегодня? Что? 13 октября!!!

После 1600 метров над уровнем моря рельеф изменился. Камни стали больше, а подъем круче. Колеса срывают с камней мох и буксуют. Особенно тяжело Роману – высокий мотоцикл то и дело норовит занять позицию «на боку». Приходится продолжать подъем на страховочных веревках. Все в тумане, видимость - метров двадцать. Неожиданно пологий участок, а за ним спуск. Вершина? Да, но не та – это так называемая Малая Говерла. Главная гора еще впереди. Справа и слева – обрывы. В прошлый раз в этом месте Роман с друзьями, испугавшись крутизны, разобрали мотоцикл. Сейчас пропастей не видно, может, это и хорошо…


Политкорректная поломка

До вершины всего две сотни метров. Началась настоящая пурга. Ничего не видно дальше двух метров. Вот ведь Гриша, хитрый мужик! «Приезжайте в Карпаты. Тут осенью так красиво!». Да уж, шикарно. Похоже, что здесь «повеселей», чем на Эльбрусе. Там мы, по крайней мере, не были ограничены временем: нет погоды – сидим в лагере, есть – двигаемся вверх. Конечно, сказывалась высота, на которой даже просто дышать было нелегко, не то что двигаться. Здесь же все иначе. Вроде и не высоко, но технически намного сложнее. Выдержат ли люди? А мотоциклы?

Первым неожиданно показал свой норов уже многократно проверенный «Баксан». Отказал задний привод. Развалился подшипник вала. Многоопытный и мудрый Иван принимает решение не «рвать» передний привод – он пригодится на спуске, который тоже обещает быть непростым. В итоге Ксенофонтов спешивается и подключается к команде обеспечения - это же не гонки. Украинские ребята одержимы идеей восхождения, так пусть они будут первыми на своей горе!


Вершина

Финишная прямая. Мотоцикл держат на нескольких веревках, растянутых в разные стороны, как разъяренного быка. Роман газует, оба колеса буксуют и выбрасывают аппарат… да куда выбросят. Группа страховки буквально ловит мотоцикл, не давая ему завалиться. Поймали? Хорошо, тогда еще прыжок на пару метров… И еще… Чуть позже – авария. Оказалось, что не выдержал нагрузок и лопнул вал переднего привода. Приехали? На минуту туман расступился, и оказалось, что… действительно приехали. Вершина! Короткое ликование. Прослезившись, конструктор целует шины своего детища. Стопка традиционного украинского напитка со шматком сала – и быстрее вниз, в тепло.


Разбор полетов

Нам повезло, экспедиция удалась. Григорий Гуменный получил то, что хотел, – «поломал мотик» в естественных условиях. Роман Мартынюк подтвердил свой класс экстремального водителя. Собранная из разных стран команда оказалась способной работать на общую задачу. Ну а то, что российский мотоцикл не поднялся на украинскую вершину… Может, так все и должно было быть? Если бы не случилось той поломки, возможно, ее надо было придумать. Мы же были в гостях!


Часть вторая, автомобильная

После торжественного ужина участники мотоэкспедиции разъехались своими путями. В моих же планах было провести еще неделю в Закарпатье. Глупо как-то проехать полторы тысячи километров, и уехать из этого интересного края, ничего толком не посмотрев.


Билет в Европу

Выехав из Лозещины, поворачиваю на юг, беру курс на Рахов и далее на Деловое. Здесь первая изюминка маршрута – географический центр Европы. Не проходит и часа, как я прибываю на место. И тут дорогу преграждает пограничный шлагбаум. – Вам вперед нельзя, – говорят пограничники. – Разворачивайтесь и возвращайтесь. В вашей миграционной карте записан город, в который вы едете, то есть Хмельницкий, а он совсем в другой стороне. Вот если бы был Ужгород или Мукачево, то мы бы вас пропустили.

И откуда мне, наивному кацапу, знать, как оформлять эту самую карту! Когда я пересекал границу, мне сказали, что пункт назначения – формальность...

– Так что делать будем, бойцы? Может, мы это… на месте все решим? "Ну хорошо, зайдите на пост…" Цена вопроса составила 25 гривен, или 75 рублей по-нашему. Такой вот билет на посещение интересных мест получился…

И вот я в самом настоящем центре Европы - об этом сообщают надписи на стеле. Так решили австрийские геодезисты в 1887 году. Правда, тогда эта местность входила с состав Австро-Венгрии… Возможно, сейчас центр сместился бы немного левее. Кстати, слышал, что свои «центры Европы» есть и в Прибалтике, и в Польше.


За рекой – граница

От Делового до Тячева дорога идет вдоль реки Тиса. Полоса туда, полоса обратно. Справа обочина метра полтора и крутая, заросшая лесом гора. Слева – обочина шириной 40 сантиметров, еще метр чахлых кустиков и резкий обрыв к реке. А на другом берегу – Румыния. Домики стоят, козы-коровы пасутся…

Не желая прослыть шпионом, не останавливаюсь на этом участке. Хотя, судя по путеводителям, интересных мест здесь достаточно. В районе Солотвино есть, например, долина соленых озер. Ограничиваюсь созерцанием закарпатских сел. Информационные таблички – на нескольких языках, у многих жителей здесь двойное гражданство, и они по нескольку раз в день бывают и там, и тут. Поражают богатство домов и чистота. Типичная картина – женщины, подметающие дорожки перед калитками. Особняки все как из западных проспектов, популярен замковый стиль. Проехав через всю Украину, такое я увидел впервые. Откуда у небогатых людей средства на дорогие постройки? Все просто – практически все работоспособное население трудится на Западе, а поскольку в этих краях издавна почитается культ семьи, то заработанные средства идут на постройку и содержание дома.


В краю легенд

Переночевав в мотеле (150 гривен за люкс), следующий день посвятил экскурсии по Мукачеву и его знаменитому замку, с которым связано множество преданий и легенд. Это один из известнейших памятников архитектуры Закарпатья. Уже в конце IX – начале X века здесь было небольшое славянское укрепление. В 1290 году замок упоминался как владения венгерского короля. Впоследствии у него было множество владельцев, которые его постоянно перестраивали. Но, несмотря на разновременность возникновения построек, образ крепости удивительно цельный. Общую композицию замка подчеркивает место его расположения – конусообразная гора с усеченной вершиной.

Уже после обеда заезжаю в Ужгород. Короткая экскурсия по городу, посещение интернет-кафе, и сразу обратно. Двигаюсь по трассе в объезд Мукачева и дальше на север. Ухожу с магистрали в сторону и направляюсь в Сваляву.


Город зеро

Помните такой фильм? Герой Леонида Филатова попал в город и никак не может из него выбраться. Примерно таким же местом для меня стала Свалява…

В поисках гостиницы сделал кругов пять по городу. Надоело. Тормознул у кафе, посмотрел заготовленные дома «легенды». Стоит, пожалуй, отправиться завтра к озеру Синевир – судя по описаниям, это жемчужина Закарпатских гор. Причем добираться туда решил «партизанскими» тропами, а то что-то без офф-роуда уже скучно стало. Прикинул по карте маршрут и направился дальше искать гостиницу, но… опять заблудился. Часть улиц в городе имеет одностороннее движение. Плюс общая черта всех небольших украинских городов – полное отсутствие уличного освещения. Когда я пересек центральную площадь раз в десятый, таксисты на стоянке уже махали мне руками, как старому приятелю. Да ну ее к бесу, эту гостиницу, махну на Синевир. Палатка есть, в крайнем случае, переночую в машине, не впервой. Покинув черту города, обратил внимание на машину, едущую сзади. Проехал километр – висит на хвосте, еще пару – не обгоняет и не отстает, ускорился до 90 – дистанция не изменилась, замедлился до 30 – то же самое… А дорога уже давно идет по лесу, ни встречных, ни попутных автомобилей нет. Ночь, хоть глаз выколи, я один в лесу. Короче, пора выяснять отношения. Дождавшись обочины пошире, останавливаюсь. Преследователи встают спереди. Они на зеленой «Ниве». Из нее выходит парень и направляется ко мне. Приоткрываю окно, сцепление выжато, передача включена…

– Извините, пожалуйста, я вас еще в городе заметил, да не решился посигналить. Я все журналы 4x4 Club читаю и «Ниву» вашу видел на фотографиях. Мы с сестрой вдвоем много ездим, все дороги тут знаем, может, помощь какая нужна?

Закурив и помолчав минуту, рассказываю о своих планах.

– Так вы не проедете по этому маршруту – впереди четыре брода… Сейчас, после дождей, на «Ниве» это нереально… Поехали лучше обратно в город, мы вас в мотель проводим, а завтра вместе покатаемся. Ок?


Опять в горы

Люкс в мотеле (примерно трехзвездочного уровня, 200 гривен) приятно удивил комфортом и даже немного расслабил. Знакомлюсь с новыми друзьями. Дима Гисем живет и работает юристом в Сваляве. Его сестра Таня учится в Ужгороде. Любимое увлечение – путешествия на «Ниве». Ребята не советуют ехать на Синевир – не то время.

– Поехали лучше на Стай. Это гора такая, хоть и не Говерла, но самая высокая в этом районе (1677 м). Раньше там была военная радиолокационная станция. Потом ее бросили, часть оборудования вывезли, а на что посмотреть еще осталось.

С радостью принимаю приглашение, и утром мы стартуем. Километров через пять асфальт кончается и начинается грейдер. Дорога через лес забирается вверх. Пошел серпантин. А вот и первый бродик. Переехав его, Дима надевает на колеса цепи – дальше будет грязнее и круче… Как и во время мотоэтапа, главная сложность – промытая колея. Как вы обычно заезжаете на эстакаду? Наверное, так же, как и я, – аккуратно и не торопясь. А теперь представьте ту же эстакаду, только сильно задранную вверх, которая петляет, кренится, кажется бесконечной, а «яма» посередине то сужается, то расширяется. А еще камни, камни…

Мы преодолели большую часть маршрута, но когда уже почти поднялись выше леса, повалил снег. Впереди оставался последний подъем. Попробовали несколько метров и остановились. Даже если мы сгоряча и «залетим», спускаться будет намного сложнее. Петляющая дорога стала похожа на трассу для бобслея… Оставим до следующего раза, тем более что удовольствий на сегодня получено выше крыши. Светового дня как раз хватает, чтобы добраться обратно в Сваляву… Спасибо вам, Дима и Таня, за чудесную компанию!


От Бандеры до пещеры

Опять ухожу с трассы и возвращаюсь на «эту» сторону Карпатского хребта по грейдеру через Верецкий перевал (839 м), проходящий правее магистрали Ужгород – Львов. Добравшись до Стрыя, сворачиваю на Калуш. Не могу удержаться и, клюнув на вывеску, делаю крюк километров на 50, чтобы посетить мемориальный комплекс на родине Степана Бандеры. Оставлю при себе свои мнения и оценки деятельности этого человека, скажу лишь, что в прошлом году этот музей посетили 30 тысяч человек… Замыкаю свое Карпатское кольцо в городке Бучач, через него мы ехали с «байкерами» на Говерлу. Переночевав в Черткове, рулю на Каменец-Подольский. В районе Борщева посвящаю часов пять экскурсии по Кристаллической пещере. Это горизонтальная, естественная гипсовая пещера протяженностью 23 километра, три из которых составляют маршрут для посетителей. Чтобы попасть внутрь, нужно договориться заранее с инструктором. Мне же опять повезло! Подъехал к дыре одновременно с львовскими телевизионщиками – осталось только присоединиться к группе. А напоследок «Нивка» все же выкинула фортель – на обратном пути начал перегреваться мотор. Потом все пришло в норму. Может быть, она просто капризничала, не желая возвращаться?


Сергей Груздев, фото автора и Ивана Ксенофонтова

Материал любезно предоставлен журналом 4х4 Club  







Активный отдых, корпоративный отдых, туризм, поход Крым, поход Алтай, поход Карпаты, поход Байкал, велотуризм, поход Кавказ, снаряжение

Фото на ACTIVECLUB.com.ua:
Байдарка фото, байдарки, сплавы на байдарках, походы на байдарках, байдарки Харьков, фото достопримечательностей, фото природа, фотографии природы, красивые фото, обои природа, фото на природе, фотообои природа, фото зима, зимний пейзаж, красивые фото, фотографии зимы, обои зима, фотообои природы, фотообои зима, горы фото, обои горы, фотообои горы, фотографии гор, красивые фото, фото животных, фотографии животных, фотообои с животными, фото животных на природе, красивые лошади на фото, фотообои лошади, фото лошади, фотографии лошадей, лошади обои, лошади фотогалерея


http://www.activeclub.com.ua

URL этой статьи:
http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=53

ACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых